СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма

взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию [18, с.221].

Семья на протяжении всей жизни человечества находилась в центре внимания общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и

ученых, начиная от древних философов и кончая современными

реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную

систему социального функционирования человека, один из основных

институтов общества.

В наше время семья является объектом социальных служб, а ее исследование – актуально и с общетеоретической, и с практической стороны. В последнее время очень часто менялось представление о том, как должна выглядеть современная семья. Функционирование семьи нарушено по объективным и субъективным причинам, а её существование – под угрозой исчезновения.

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а

государства - на статус социального, необходимо прежде всего уделять

максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой

неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, не результативно.

Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве,

его социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что

социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом

аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее

средствами исцеления общество, в котором личное начало доминирует над

коллективным.

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Неблагополучные семьи делят на несколько видов: семьи с низким воспитательным потенциалом, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей; морально-неблагополучные семьи; конфликтные семьи; педагогически некомпетентные семьи; семьи, находящиеся в социально-опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении,– семья, имеющая детей, находящихся в опасности для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними [17, с.26].

Семья, находящаяся в социально опасном положении, представляет в первую очередь угрозу для жизни и здоровья детей, оказывает негативное влияние на них вследствие невыполнения своих функциональных обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Согласно данным статистики за 2022 год количество семей СОП в России выросло до 67%. Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных — пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни — 12%, отсутствие присмотра за детьми в семье — 7%, безработные родители — 7%, наркомания в семье — 6%, аморальный образ жизни семьи — 4%, неполная семья — 3%, и еще реже — плохие жилищные условия, конфликты в семье — ссоры, драки (по 1%) [6].

Приведенные данные говорят о том, что проблема семей, находящихся в социально опасном положении стоит не на последнем месте и требует особого подхода и исследования.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Федеральными и региональными органами государственной власти последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [1, с.247].

В своих работах Н.Ф.Басов рассматривает различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей [8, с.314].

В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с

неблагополучной семьей [14, с.189].

М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают

проблемы социального сиротства и асоциальных семей [12, с.68].

Проведенный Минтрудом России анализ практик социального сопровождения семей с детьми (далее – социальное сопровождение), представленный субъектами Российской Федерации, показал, что работа в данном направлении проводится с применением технологии «ведение случая». В рамках данной технологии субъектами Российской Федерации проводится работа с семьей, направленная на вывод ее из кризиса и нормализацию детско-родительских отношений.

К числу основных целевых групп, получающих помощь в форме социального сопровождения, относятся:

  • семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении, вызванном наличием обстоятельств, вызывающих риск оставления ребенка без попечения родителем или иным законным представителем, угрозой жестокого обращения с ребенком;

  • лишением родительских прав, временным ограничением родителей в родительских правах;

  • семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в помощи в интересах благополучия детей;

  • семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка;

  • семьи, находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав или непосредственно после восстановления прав родителей на воспитание детей;

  • семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обусловленной низким уровнем дохода, последствиями чрезвычайных ситуаций;

  • семьи, воспитывающие несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К задачам, решаемым в ходе социального сопровождения, относятся:

  • помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семей с детьми;

  • профилактика и/или преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

  • профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей;

  • профилактика лишения родительских прав;

  • профилактика отказов от детей;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

  • мониторинг изменений в поведении и состоянии ребенка (детей) в семье, находящейся на социальном сопровождении;

  • диагностика социального положения семей с детьми;

  • создание условий для преодоления социальной исключенности семьи с ребенком, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Осуществляют социальное сопровождение государственные организации социального обслуживания при участии органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлекаемых для решения медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семьи на межведомственной основе.

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение – Департамент проблем семьи, женщин и детей.

В настоящее время деятельность по предоставлению социальных услуг семьям с детьми в Российской Федерации осуществляют 295 центров социальной помощи семье и детям, 580 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 64 социальных приюта для детей, 149 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 15 центров психолого-педагогической помощи семье и детям, 361 отделение по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания.

Непосредственно организацию социального сопровождения обеспечивают специалисты соответствующей профессиональной квалификации: специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, социальные педагоги, психологи, специалисты по реабилитации, опеке и попечительству.

Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных

отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель, которого

обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций,

прежде всего: терапевтической, воспитательной, репродуктивной,

способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений,

гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака,

а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба

семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Работа с неблагополучными семьями, состоящими на учете в

социально-реабилитационном центре, ведется в течение длительного

времени, так как семейная ситуация, способствовавшая возникновению

социально-опасных условий для несовершеннолетнего, возникла не на

момент установления ситуации СОП.

Для индивидуальной работы с каждой семьёй, состоящей на учете

СРЦ, важно установить определенный алгоритм действий специалиста,

который будет эффективным в каждом конкретном случае. Обычно работа с

семьей распределяется на три этапа: на первом осуществляется определение

проблем семьи, подбираются действенные для каждого конкретного случая

методы и технологии работы, комплектуется команда специалистов,

составляется план социальной реабилитации семьи. На втором этапе работы

с семьей проводятся реабилитационные мероприятия. На третьем мы

проводим мониторинг качественных изменений в семье, на основе которого

либо корректируется программа работы с семьей, либо рассматривается

вопрос о снятии семьи с учета правозащитных организаций (КДНиЗП,

ООПДН).

Технологии социально-реабилитационной работы с семьями СОП

Чаще всего специалисты СРЦн используют определенный набор

социально реабилитационных технологий на каждом из этапов работы с

неблагополучной семьей.

На первом этапе используются следующие технологии:

  1. посещение семей для обследования социально-бытовых

условий проживания и воспитания несовершеннолетних;

  1. социальная диагностика семьи;

  2. социально-психологическая диагностика детско-родительских от ношений в семье;

  3. совместное планирование социально-реабилитационной

работы.;

  1. консультирование специалистов СРЦ;

  2. психологическая помощь и эмоциональная поддержка

родителей;

  1. патронатное сопровождение семей.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем, проводится

консультирование членов семьи в процессе патронажа или по клиентскому

запросу. Диагностируются трудности и препятствия социальной адаптации

семьи, возникающие во время реализации поставленных целей, пути их

устранения, или же коррекция или изменение при необходимости

недостигнутой цели.

Задачи второго этапа:

  • формирование и развитие социальной ответственности и

родительских компетенций; обучение родителей и несовершеннолетних

основам целеполагания: постановке и планированию алгоритма

достижения цели;

  • развитие умений поиска и использования семейных и

личностных ресурсов.

Технологии работы с семьей СОП на втором этапе:

  • посещение семьи;

  • психологическое консультирование, социально-психолого-

педагогическое просвещение;

  • консультации специалистов;

  • взаимодействие со структурами муниципальных органов

власти и учреждениями (городской отдел образования, ЦГБ, УСЗН,

Центр занятости, КДНиЗП, ООПДН), общественными организациями

и волонтерскими объединениями, призванными помогать семьям.

Третий этап в работе направлен на социальное утверждение семьи в

социуме.

Задачи этапа:

  • повышение социального статуса семьи посредством коррекции

ограничивающих представлений, расширения модели мира, раскрытия

перспективы развития.

Технологии, используемые на третьем этапе:

  • посещение семьи специалистами СРЦ;

  • диагностика динамики детско-родительских отношений в семьях,

находящихся в СОП;

  • психологические занятия с родителями;

  • сопровождение семей в форме прямого и удаленного

консультирования, наблюдения специалистов-координаторов.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета

как семьи, находящейся в СОП.

Таким образом, рассмотренные основные формы и этапы социального

работника с семьей в условиях реабилитационного центра способствуют

коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного

микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и

подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2021//Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми. – 2021. – 9. – с.237-267. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2482

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ

о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N

7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание

законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г.: по сост. на 28.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №52. Ст. 5880.

4. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12.1995 г.: по сост. на 30.12.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. Ст. 16.

5. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий

в интересах детей 2012-2017 гг.» от 1июня 2012 г. №176. URL: http://pravo.gov.ru/

6. Федеральная служба государственной статистики/Семья, материнство и детство. URL:https://rosstat.gov.ru/folder/13807

Литература

7. Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.- М.:, 1993.

8. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие

для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. -388 с.

9. Бяткиева Б.А. Семейное неблагополучие как фактор роста

безнадзорности несовершеннолетних. - СПб.: Элиста, 2012.- №1. С.108-

110.

10. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие.-

М.:КНОРУС, 2010. 240c.

11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального

педагога: учебное пособие для студентов высшего педагогического

учебного заведения.- М.: Акдемия, 2001. 160.

12. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии

работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А.

Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192с.

13. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы.-М.:

Гуманит, 2000. 240с.

14. Курбатов В.И. Социальная работа / Под общей редакцией

профессора В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». -

Ростов н./Д.: «Феникс», 1999.

15. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьев И.Ф. Социально-

педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для

студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Академия,

2008. 256с.

16. Павленок П. Д. Методология и теория работы с социальными сиротами. М.: Волтерс Клувер, 2013.

17. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020. – 36 с.

18. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебник

/Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с_

Просмотров работы: 13