Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма
взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию [18, с.221].
Семья на протяжении всей жизни человечества находилась в центре внимания общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и
ученых, начиная от древних философов и кончая современными
реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную
систему социального функционирования человека, один из основных
институтов общества.
В наше время семья является объектом социальных служб, а ее исследование – актуально и с общетеоретической, и с практической стороны. В последнее время очень часто менялось представление о том, как должна выглядеть современная семья. Функционирование семьи нарушено по объективным и субъективным причинам, а её существование – под угрозой исчезновения.
Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а
государства - на статус социального, необходимо прежде всего уделять
максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой
неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, не результативно.
Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве,
его социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что
социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом
аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее
средствами исцеления общество, в котором личное начало доминирует над
коллективным.
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Неблагополучные семьи делят на несколько видов: семьи с низким воспитательным потенциалом, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей; морально-неблагополучные семьи; конфликтные семьи; педагогически некомпетентные семьи; семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении,– семья, имеющая детей, находящихся в опасности для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними [17, с.26].
Семья, находящаяся в социально опасном положении, представляет в первую очередь угрозу для жизни и здоровья детей, оказывает негативное влияние на них вследствие невыполнения своих функциональных обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Согласно данным статистики за 2022 год количество семей СОП в России выросло до 67%. Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных — пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни — 12%, отсутствие присмотра за детьми в семье — 7%, безработные родители — 7%, наркомания в семье — 6%, аморальный образ жизни семьи — 4%, неполная семья — 3%, и еще реже — плохие жилищные условия, конфликты в семье — ссоры, драки (по 1%) [6].
Приведенные данные говорят о том, что проблема семей, находящихся в социально опасном положении стоит не на последнем месте и требует особого подхода и исследования.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Федеральными и региональными органами государственной власти последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [1, с.247].
В своих работах Н.Ф.Басов рассматривает различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей [8, с.314].
В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с
неблагополучной семьей [14, с.189].
М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают
проблемы социального сиротства и асоциальных семей [12, с.68].
Проведенный Минтрудом России анализ практик социального сопровождения семей с детьми (далее – социальное сопровождение), представленный субъектами Российской Федерации, показал, что работа в данном направлении проводится с применением технологии «ведение случая». В рамках данной технологии субъектами Российской Федерации проводится работа с семьей, направленная на вывод ее из кризиса и нормализацию детско-родительских отношений.
К числу основных целевых групп, получающих помощь в форме социального сопровождения, относятся:
семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении, вызванном наличием обстоятельств, вызывающих риск оставления ребенка без попечения родителем или иным законным представителем, угрозой жестокого обращения с ребенком;
лишением родительских прав, временным ограничением родителей в родительских правах;
семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в помощи в интересах благополучия детей;
семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка;
семьи, находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав или непосредственно после восстановления прав родителей на воспитание детей;
семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обусловленной низким уровнем дохода, последствиями чрезвычайных ситуаций;
семьи, воспитывающие несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
К задачам, решаемым в ходе социального сопровождения, относятся:
помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семей с детьми;
профилактика и/или преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;
профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей;
профилактика лишения родительских прав;
профилактика отказов от детей;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
мониторинг изменений в поведении и состоянии ребенка (детей) в семье, находящейся на социальном сопровождении;
диагностика социального положения семей с детьми;
создание условий для преодоления социальной исключенности семьи с ребенком, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Осуществляют социальное сопровождение государственные организации социального обслуживания при участии органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлекаемых для решения медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семьи на межведомственной основе.
Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение – Департамент проблем семьи, женщин и детей.
В настоящее время деятельность по предоставлению социальных услуг семьям с детьми в Российской Федерации осуществляют 295 центров социальной помощи семье и детям, 580 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 64 социальных приюта для детей, 149 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 15 центров психолого-педагогической помощи семье и детям, 361 отделение по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания.
Непосредственно организацию социального сопровождения обеспечивают специалисты соответствующей профессиональной квалификации: специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, социальные педагоги, психологи, специалисты по реабилитации, опеке и попечительству.
Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных
отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель, которого
обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций,
прежде всего: терапевтической, воспитательной, репродуктивной,
способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений,
гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака,
а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба
семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
Работа с неблагополучными семьями, состоящими на учете в
социально-реабилитационном центре, ведется в течение длительного
времени, так как семейная ситуация, способствовавшая возникновению
социально-опасных условий для несовершеннолетнего, возникла не на
момент установления ситуации СОП.
Для индивидуальной работы с каждой семьёй, состоящей на учете
СРЦ, важно установить определенный алгоритм действий специалиста,
который будет эффективным в каждом конкретном случае. Обычно работа с
семьей распределяется на три этапа: на первом осуществляется определение
проблем семьи, подбираются действенные для каждого конкретного случая
методы и технологии работы, комплектуется команда специалистов,
составляется план социальной реабилитации семьи. На втором этапе работы
с семьей проводятся реабилитационные мероприятия. На третьем мы
проводим мониторинг качественных изменений в семье, на основе которого
либо корректируется программа работы с семьей, либо рассматривается
вопрос о снятии семьи с учета правозащитных организаций (КДНиЗП,
ООПДН).
Технологии социально-реабилитационной работы с семьями СОП
Чаще всего специалисты СРЦн используют определенный набор
социально реабилитационных технологий на каждом из этапов работы с
неблагополучной семьей.
На первом этапе используются следующие технологии:
посещение семей для обследования социально-бытовых
условий проживания и воспитания несовершеннолетних;
социальная диагностика семьи;
социально-психологическая диагностика детско-родительских от ношений в семье;
совместное планирование социально-реабилитационной
работы.;
консультирование специалистов СРЦ;
психологическая помощь и эмоциональная поддержка
родителей;
патронатное сопровождение семей.
На втором этапе работы, также как и на предыдущем, проводится
консультирование членов семьи в процессе патронажа или по клиентскому
запросу. Диагностируются трудности и препятствия социальной адаптации
семьи, возникающие во время реализации поставленных целей, пути их
устранения, или же коррекция или изменение при необходимости
недостигнутой цели.
Задачи второго этапа:
формирование и развитие социальной ответственности и
родительских компетенций; обучение родителей и несовершеннолетних
основам целеполагания: постановке и планированию алгоритма
достижения цели;
развитие умений поиска и использования семейных и
личностных ресурсов.
Технологии работы с семьей СОП на втором этапе:
посещение семьи;
психологическое консультирование, социально-психолого-
педагогическое просвещение;
консультации специалистов;
взаимодействие со структурами муниципальных органов
власти и учреждениями (городской отдел образования, ЦГБ, УСЗН,
Центр занятости, КДНиЗП, ООПДН), общественными организациями
и волонтерскими объединениями, призванными помогать семьям.
Третий этап в работе направлен на социальное утверждение семьи в
социуме.
Задачи этапа:
повышение социального статуса семьи посредством коррекции
ограничивающих представлений, расширения модели мира, раскрытия
перспективы развития.
Технологии, используемые на третьем этапе:
посещение семьи специалистами СРЦ;
диагностика динамики детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в СОП;
психологические занятия с родителями;
сопровождение семей в форме прямого и удаленного
консультирования, наблюдения специалистов-координаторов.
Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета
как семьи, находящейся в СОП.
Таким образом, рассмотренные основные формы и этапы социального
работника с семьей в условиях реабилитационного центра способствуют
коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного
микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и
подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2021//Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми. – 2021. – 9. – с.237-267. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2482
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г.: по сост. на 28.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №52. Ст. 5880.
4. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12.1995 г.: по сост. на 30.12.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. Ст. 16.
5. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий
в интересах детей 2012-2017 гг.» от 1июня 2012 г. №176. URL: http://pravo.gov.ru/
6. Федеральная служба государственной статистики/Семья, материнство и детство. URL:https://rosstat.gov.ru/folder/13807
Литература
7. Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.- М.:, 1993.
8. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие
для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. -388 с.
9. Бяткиева Б.А. Семейное неблагополучие как фактор роста
безнадзорности несовершеннолетних. - СПб.: Элиста, 2012.- №1. С.108-
110.
10. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие.-
М.:КНОРУС, 2010. 240c.
11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального
педагога: учебное пособие для студентов высшего педагогического
учебного заведения.- М.: Акдемия, 2001. 160.
12. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии
работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А.
Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192с.
13. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы.-М.:
Гуманит, 2000. 240с.
14. Курбатов В.И. Социальная работа / Под общей редакцией
профессора В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». -
Ростов н./Д.: «Феникс», 1999.
15. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьев И.Ф. Социально-
педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для
студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Академия,
2008. 256с.
16. Павленок П. Д. Методология и теория работы с социальными сиротами. М.: Волтерс Клувер, 2013.
17. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020. – 36 с.
18. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебник
/Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с_