АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ

Черепкова Н.М. 1, Гресс А.А. 1, Пьянова К.Е. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, при обучении в вузах не ставится задача эмоционального воспитания личности, поскольку сам уровень воспитательной работы в высших учебных заведениях (в силу возрастных особенностей обучающихся) сравнительно низкий. Поэтому процесс эмоционально-целостного воспитания личности происходит стихийно.

Недостаточный уровень сформированности эмоционально-положительного состояния у студентов в процессе обучения может приводить к недостаточно высокому уровню ответственности и эффективности в процессе будущей профессиональной деятельности.

Современные студенты сталкиваются с множеством стрессовых факторов, включая учебную нагрузку, социальные ожидания и личные проблемы. Нарушения эмоционального состояния становятся все более распространенными среди студенческой молодежи, что негативно сказывается на их учебной деятельности и общем качестве жизни. В этом контексте арт-терапия представляет собой перспективный подход к улучшению психоэмоционального состояния. Использование творческих методов позволяет не только выразить свои чувства, но и найти пути их преодоления, что делает арт-терапию актуальным инструментом в образовательной среде.

Арт-терапия - это направление в психотерапии и психологической коррекции, в котором клиент решает свои психологические проблемы через процесс творчества. Важно понимать, что арт-терапия - это не только рисование (или изотерапия), а множество разных видов: драматерапия, библиотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, артлоготерапия, танцедвигательная терапия.

Арт-терапия появилась еще в первой половине XX века: в 1938 году художник и врач А. Хилл, работая с туберкулезными больными, отметил, что занятия творчеством помогают пациентам справиться с болезнью. Позже методы арт-терапии применялись при работе с детьми, вывезенными из нацистских лагерей. Это неспроста: арт-терапия - очень деликатное и экологичное направление, она работает мягко и безопасно. Но, конечно, важен профессионализм: в неумелых руках и арт-терапия может травмировать.

Арт-терапия включает в себя разнообразные техники, которые могут быть адаптированы под нужды студентов.

В ходе занятий рисованием и живописью студенты используют краски, карандаши или пастели для выражения своих эмоций. Этот процесс помогает снять напряжение и способствует саморефлексии.

Создание коллажа из различных материалов (бумага, фотографии, текстуры) позволяет студентам визуализировать свои мысли и чувства, а также исследовать свои внутренние конфликты.

Создание творческих писем помогает студентам проанализировать свои эмоции и переживания. Это может быть как поэзия, так и проза, а также ведение дневника.

Использование музыки и танца, как средств самовыражения, помогает студентам освободиться от стресса и улучшить общее эмоциональное состояние.

Работа с различными предметами (глина, текстиль, природные материалы) позволяет студентам создавать физические объекты, которые отражают их внутренние переживания. Этот процесс может быть особенно полезен для тех, кто испытывает трудности в вербализации своих эмоций.

Очень часто в арт-терапии используются игровые элементы. Такие занятия могут помочь студентам расслабиться и открыть новые способы самовыражения. В процессе групповых занятий участники создают совместные произведения искусства, что способствует развитию командного духа и взаимопонимания.

Средством медитации и саморефлексии может служить создание мандал. Мандала – рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Мандалы помогают вывести из бессознательного скрытые чувства, потребности, блоки и проработать их на осознанном уровне. С их помощью можно прийти к решению трудной жизненной ситуации, наполниться ресурсом, найти нереализованные стороны своего потенциала и возможность для их реализации. Рисование мандалы помогает обрести гармонию в мыслях, эмоциях и теле, развивают интуицию и воображение, раскрывают творческий потенциал.

Для успешного внедрения метода арт-терапии в образовательный процесс необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:

1.Обучение преподавателей: важно, чтобы преподаватели и психологи, работающие со студентами, имели базовые знания о методах арт-терапии и их применении. Это позволит им более эффективно поддерживать студентов в процессе самовыражения;

2.Создание безопасной среды: студенты должны чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы открыто выражать свои эмоции. Создание поддерживающей атмосферы в группе способствует более глубокому вовлечению в процесс;

3. Индивидуальный подход: каждому студенту может потребоваться индивидуальный подход в зависимости от его эмоционального состояния и предпочтений. Важно учитывать уникальные потребности каждого участника;

4. Регулярность занятий: для достижения наилучших результатов арт-терапевтические занятия должны проводиться регулярно. Это поможет студентам не только развивать свои творческие навыки, но и поддерживать эмоциональное здоровье на постоянной основе.

Исследование эмоционального состояния студентов проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Выборкой исследования выступили студенты 1 курсов педагогических специальностей в количестве 53 человек. В ходе исследования использовались следующие опросники: опросник «Самооценка эмоциональных состояний», разработанный американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, опросник Б. Додонова «Определение общей эмоциональной направленности».

По результатам опросника «Самооценка эмоциональных состояний» удалось установить, что 39% респондентов имеют низкие показатели по шкале «Спокойствие-тревожность», что свидетельствует о наличии беспокойства, необоснованных страхов, озабоченности, тревожности. По шкале «Энергичность - усталость» низкие оценки характерны для 17% респондентов. Студенты характеризуют свое состояние как «апатичность», «вялость», «отсутствие энергии». Низкие показатели оценок по шкале «Приподнятость-подавленность» имеют 26% студентов. Для них характерны подавленное настроение, угнетенность эмоционального состояния.

Таким образом, результаты опросника А. Уэссмана, Д. Рикса диагностируют нарушение эмоционального состояния у 27% студентов.

Интерпретация результатов методики Б. Додонова позволила выявить ключевые аспекты эмоциональной направленности обучающихся, глубже понять личностные характеристики студентов и их предрасположенности в контексте будущей профессиональной деятельности.

Так, у респондентов доминируют следующие типы эмоциональной направленности: коммуникативная направленность (87%) – это наиболее выраженный тип, что свидетельствует о высоком уровне социальной активности и стремлении к взаимодействию с окружающими. Студенты, обладающие данной направленностью, склонны к установлению контактов, что является важным аспектом в их будущей профессии, где взаимодействие с детьми и их родителями играет ключевую роль.

Альтруистическая направленность (81%) – занимает значительное место в эмоциональной структуре студентов. Это указывает на наличие у них стремления помогать другим, заботиться о благополучии окружающих, что является важным качеством для будущих педагогов.

Романтическая направленность (81%) – данный тип направленности может свидетельствовать о наличии у студентов творческого подхода к жизни и работе, а также о стремлении к эмоциональной насыщенности в профессиональной деятельности.

Праксическая направленность (25%) – этот тип направленности оказался менее выраженным, что может указывать на недостаточную ориентацию студентов на практическую деятельность и решение конкретных задач.

Гедоническая направленность (6%) – минимальное количество респондентов данного типа говорит о том, что студенты не ставят удовольствие и наслаждение в центр своих жизненных приоритетов, что может быть как положительным, так и отрицательным аспектом в зависимости от контекста.

Результаты диагностики показывают, что студенты имеют высокую коммуникативную и альтруистическую направленность, что является позитивным фактором для их будущей профессиональной деятельности в области педагогики. Однако, необходимо обратить внимание на развитие праксической направленности, что позволит студентам более эффективно применять свои знания и навыки на практике, а также решать конкретные задачи, возникающие в процессе работы с детьми.

Таким образом, внедрение арт-терапевтических техник в образовательный процесс организаций высшего образования будет способствовать снижению уровня стресса и улучшению эмоционального состояния у обучающихся.

Список литературы:

  1. Кияницкая, Ю. С. Специфика применения арт - терапии в коррекции тревожных состояний студентов / Ю. С. Кияницкая // Эффективное обеспечение научно-технического прогресса: анализ задач и поиск решений : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 14 января 2025 года. – Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2025. – С. 61-65. – EDN BYBCNH.

  2. Кутявина, А. С. Исследование отношения студентов вузов к использованию арт-терапии / А. С. Кутявина, Ю. В. Рыжов // Прикладная психология и педагогика. – 2024. – Т. 9, № 2. – С. 143-151. – DOI 10.12737/2500-0543-2024-9-2-143-151. – EDN MUJBUF.

  3. Пек, Е. А. Развитие эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии / Е. А. Пек, Р. А. Кутбиддинова // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 4-5(49). – С. 60-63. – EDN XPIGWT.

2

Просмотров работы: 7