Любовь – фундаментальное человеческое чувство, играющее важную роль в формировании личности и построении межличностных отношений. В период студенчества, характеризующегося интенсивным личностным ростом и поиском своего места в мире, восприятие любви приобретает особую значимость.
Современные социально-культурные трансформации, распространение цифровых технологий и изменение ценностных ориентаций оказывают существенное влияние на формирование представлений о любви у молодежи. Изучение особенностей восприятия любви у студентов является актуальной задачей, позволяющей понять динамику межличностных отношений в современном обществе и разработать эффективные стратегии формирования гармоничных отношений.
В психологической литературе существует множество подходов к пониманию любви. Э. Фромм рассматривал любовь как искусство, требующее знаний, усилий и опыта. Р. Стернберг предложил треугольную теорию любви, выделяя три компонента: интимность, страсть и commitment (преданность). Д. Ли выделил шесть стилей любви: эрос (страстная любовь), лудус (игровая любовь), сторге (дружеская любовь), прагма (практичная любовь), мания (маниакальная любовь) и агапе (бескорыстная любовь).
Античный философ Платон в диалоге «Пир» представил свою концепцию любви как стремление к прекрасному и вечному. В «Симпозиуме» предложил идею, что истинная любовь - это стремление к духовному и интеллектуальному совершенству.
А. Августин рассматривал любовь как центральный аспект человеческого существования. В своих работах он различал земную любовь и божественную. Ф. Аквинский утверждал, что любовь - важнейшая добродетель, которая направляет человека к Богу и ближним. Он различал любовь как акт воли, направленный на благо другого человека, и любовные чувства, которые могут быть изменчивыми и недолговечными.
В. Соловьёв, автор цикла из пяти статей «Смысл любви», опубликованного в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1892–1894 годах выделил три основных уровня любви: животная природа, социальный закон и соединение в Боге, которое ведёт к бессмертию.
Теория любви стала центральной темой в философии Н. Бердяева. Автор признавал огромное влияние пола на духовную жизнь человека и полагал, что пол является основой всякой религии.
П. Флоренский в своём сочинении «Столп и утверждение истины» (1908) рассматривал любовь как способ познания божественной сущности. И. А. Ильин писал, что любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Он отмечал, что человек призван к тому, чтобы видеть в любимой женщине не просто плотское начало, но и «душу», своеобразие личности, особенность характера, сердечную глубину. Н.О. Лосский говорил о возвышенном, бескорыстном характере любви, который особенно был присущ русским женщинам.
В науке существует общепринятая классификация видов любви:
- потребительская любовь - основана на взаимовыгоде. Человек может быть заинтересован в денежных средствах, интимной близости или во внимании;
- страстная влюблённость развивается на фоне сексуального влечения и нередко приводит к зарождению семьи;
- дружеская любовь основана на взаимоуважении и наличии общих интересов;
- рациональная любовь предполагает разумный подход к созданию отношений. Строится на удовлетворении потребностей в комфорте.
Физиологические основы любви связаны с работой мозга и гормональной системы. Когда человек влюбляется, его мозг начинает выделять нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин и окситоцин. Дофамин отвечает за чувство удовольствия и вознаграждения, он стимулирует центр удовольствия в мозге. Серотонин влияет на настроение и уровень энергии, он помогает чувствовать себя счастливыми и уверенными. Окситоцин, известный как «гормон любви», способствует формированию эмоциональной связи между людьми. Он усиливает чувство доверия, близости и привязанности.
Восприятие любви может варьироваться в зависимости от ряда факторов, включая:
⦁ личностные особенности: темперамент, характер, уровень эмоционального интеллекта;
⦁ семейный опыт: стиль воспитания, отношения между родителями;
⦁ социально-культурный контекст: ценности, нормы, стереотипы, распространенные в обществе;
⦁ влияние медиа: образы любви, транслируемые в кино, литературе, музыке.
Исследование восприятия чувства «любовь» у студенческой молодежи осуществлялось на базе Ставропольского филиала МПГУ. В исследовании приняли участие студенты 2 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» в количестве 47 человек. Для изучения восприятия чувства «любовь» были использованы метод анкетирования, метод семантического дифференциала. Респондентам была представлена авторская анкета «Восприятие чувства «любви» у студентов».
По результатам исследования были получены следующие выводы.
На первый вопрос анкеты «Влюблены ли вы сейчас?» респонденты ответили следующим образом: «Да» считают 29%, «Нет» 24%, «Возможно» 29%.
На второй вопрос «Какое место в вашей жизни занимает любовь?» «Первое» ответили 42%, «Любовь-это второстепенное» 14%, «Затрудняюсь ответить» 42%.
На третий вопрос анкеты «Есть ли в вашей жизни люди, которые не умеют любить», студенты ответили: 29% «Да», «Нет» 14%, «Возможно» 57%.
На четвёртый вопрос «Сколько по вашему живёт любовь? «1 год» студенты ответили 0%, «2-5 лет» 29%, «Вечно» 71%.
На пятый вопрос «Верите ли в любовь» студенты дали ответ: «Да» 71%, «Возможно» 29%.
На шестой вопрос «Вы влюбчивый человек?» студенты ответили «Да» 57%, «Нет» 29%, «Возможно» 14%.
На седьмой вопрос «Существует ли любовь с первого взгляда?» студенты ответили «Да» 42%, «Нет» 29%, «Возможно» 29%.
На восьмой вопрос «Была ли у вас не взаимная любовь?» студенты ответили «Да», что составляет 71%, «Нет» 29%.
На девятый вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что мужчина должен быть умным, а женщина красивой?» студенты ответили «Да» 14%, «Нет» 72%, «Возможно» 14%.
На десятый вопрос «Может ли любовь вдохновлять?» студенты на ответ «Да» ответили 100%.
На одиннадцатый вопрос «Существует ли любовь на расстоянии?» студенты ответили «Да» 72%, «Нет» 14%, «Возможно» 14%.
На двенадцатый вопрос «Нужна ли любовь для создании семьи?» студенты считают: «Да» 57%, «Нет» 29%, «Возможно» 14%.
На тринадцатый вопрос «Ревность - признак любви?» 14% студентов ответили «Да», «Нет» 42%, «Возможно» 42%.
На четырнадцатый вопрос «Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?» студенты ответили «Да» 71%, «Нет» 29%.
На пятнадцатый вопрос «Сколько раз за всю жизнь человек может полюбить?» студенты ответили «1 раз», что составляет 14%, «2-3 раза» 14%, «Больше 3 раз» 72%.
Полученные данные свидетельствуют о дифференцированном подходе к пониманию и интерпретации этого сложного чувства, индивидуальный опыт, ценностных ориентаций и установок респондентов.
Положительные ответы на вопросы анкеты могут отражать идеализированное, романтизированное восприятие любви, сфокусированное на глубокой эмоциональной связи, взаимности и долгосрочных перспективах.
Нейтральные ответы респондентовпредполагают более реалистичный взгляд на любовь, включающий как романтические идеалы, так и прагматичные соображения. В этом случае респонденты, вероятно, признают важность компромиссов, взаимного уважения и совместного решения проблем.
Отрицательные ответы могут свидетельствовать о прагматичном, возможно, скептическом отношении к любви, акцентированном на материальной стабильности, совместных интересах и взаимовыгодном партнерстве, при этом эмоциональный аспект может отходить на второй план. Также, отрицательные ответы могут быть следствием негативного опыта в прошлом или отсутствия опыта романтических отношений.
В целом, полученные данные подтверждают многогранность и субъективность восприятия любви, подчеркивая индивидуальность каждого респондента.
Метод семантического дифференциала позволил нам заключить что, для большинства студентов важными компонентами любви являются «позитив», «теплота» и «полная» нежели «пустая».
Концепт «любовь» оценивался студентами как преимущественно позитивный, ассоциирующийся с такими понятиями, как «счастье», «гармония», «совместное счастье».
Таким образом, проведенное исследование выявило особенности восприятия любви у современной студенческой молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 90% выборки положительно воспринимают чувства «любовь». Дальнейшие исследования в этой области позволят углубить понимание динамики межличностных отношений и разработать эффективные стратегии формирования здоровых и гармоничных отношений.
Список литературы
Мадонова Д. С., Мадонова Е. Н. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ // Психология и психотерапия семьи. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-predstavleniy-o-lyubvi-u-zhenschin-zrelogo-vozrasta-prozhivayuschih-v-rossii
Майоров А. А., Духарева А. В. О гендерном аспекте любви и влюбленности // Наука и современность. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennosti