Предрасположенность к девиантному поведению у студентов - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Предрасположенность к девиантному поведению у студентов

Шипатова Л.А. 1, Шульц В.В. 1, Гребенченко П.К. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях социально-экономической нестабильности, возрастания учебной и информационной нагрузки, а также изменений в системе ценностных ориентиров молодежи, проблема девиантного поведения студентов приобретает особую значимость. Психологическая уязвимость, дефицит адаптационных ресурсов и недостаточная сформированность механизмов саморегуляции могут способствовать проявлениям девиантных форм поведения, включая агрессию, тревожность, аддиктивные и самодеструктивные тенденции. Выявление факторов, предопределяющих риск формирования девиантных стратегий поведения, является приоритетной задачей для специалистов в области психолого-педагогического сопровождения.

Проведение комплексных исследований, направленных на изучение взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик и социальной адаптации, позволит разработать эффективные меры профилактики и коррекции, способствующие формированию благоприятного образовательного пространства и психологического благополучия обучающихся.

Наблюдая за современными людьми, часто можно заметить некоторые проявления девиантного поведения. Несмотря на то, что этот феномен довольно долгое время исследуется такими известными учеными, как А. Адлер, А. Бандура, Э. Дюргейм, Р.К. Мертон, З. Фрейд, Э.Э. Эриксон, В.С. Афанасьев, М.А. Галагузова, Я.И. Гилинский, В.П. Казимирчук, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Левин, А.Р. Лурия, М.Е. Позднякова и др., проблема отклоняющегося поведения актуальна и по сей день.

Определение девиантного поведения можно встретить в психологии, педагогике, медицине социологии и многих других научных областях.

В психологии под девиантным понимается поведение, отклоняющееся не только от социальных, но также психологических и нравственных норм, которое представляется как образец антиобщественного решения конфликтов, проявляющихся в нарушении социальных норм или в уроне, нанесенным благополучию общества.

Педагогика же дает следующее определение: девиантное поведение – это отклонение от принятых норм в данной социальной среде, непосредственно близком окружении, совокупности социальных, культурных, нравственных норм и ценностей, нарушение процесса обучения нормам, ценностям и их восприятия, а также реализации себя в том обществе, к которому принадлежит индивид.

Согласно медицине, девиантным называется поведение, отклоняющееся от норм межличностных отношений в данном обществе: поступков, высказываний, действий, которые совершаются в рамках психического здоровья или во всевозможных формах психических патологий.

В социологии разъясняются причины, влияющие на происхождение отклоняющегося поведения, как результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Так, девиантное поведение – это социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.

Исходя из вышесказанного, можно дать общее определение девиантному поведению – это отклонение от психологических, педагогических, моральных, духовных норм, принятых в данном обществе, оказывающее негативное влияние не только на самого индивида, но и на социум, его окружающий.

Диагностика девиантного поведения в студенческой среде является важнейшим этапом в процессе выявления факторов риска, определения предрасположенности личности к отклоняющемуся поведению и разработки стратегий психолого-педагогической коррекции. Эффективная диагностика позволяет не только своевременно выявить учащихся, находящихся в зоне риска, но и подобрать оптимальные методы психологического сопровождения и воспитательного воздействия.

Отклоняющее поведение формируется под влиянием множества факторов, которые можно разделить на несколько взаимосвязанных групп: индивидуально-психологические, социальные, семейные, педагогические и культурные. Каждый из этих факторов играет важную роль в предрасположенности студентов к отклоняющемуся поведению, определяя характер его проявлений, степень выраженности и устойчивость девиантных паттернов.

Индивидуально-психологические факторы являются одними из ключевых, определяющих предрасположенность к девиации. В числе наиболее значимых характеристик, повышающих риск отклоняющегося поведения В.А. Горячев и Т.И. Смирнова выделяют:

- Импульсивность и низкая саморегуляция – неспособность контролировать свои эмоции, спонтанные реакции на стрессовые ситуации, слабая волевая регуляция. Такие студенты часто принимают решения без учета возможных последствий, что может приводить к конфликтам, нарушениям дисциплины и рискованному поведению.

- Высокий уровень тревожности и фрустрационной нетерпимости – постоянное состояние внутреннего напряжения, трудности в адаптации к стрессовым ситуациям, низкая устойчивость к фрустрации. Это может проявляться в склонности к избеганию сложных ситуаций, агрессивных вспышках, уходе в аддиктивное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, интернет-зависимость).

- Алекситимия и эмоциональная незрелость – трудности в осознании, выражении и регулировании собственных эмоций, что затрудняет адекватное взаимодействие с окружающими.

- Сниженная эмпатия и низкая социальная компетентность – неспособность понимать и учитывать эмоции других людей, что приводит к агрессивному или манипулятивному поведению.

- Искажения когнитивных установок – негативные убеждения о себе, мире и окружающих, формирующие враждебные или антисоциальные стратегии взаимодействия (например, установка «мир против меня» способствует асоциальному поведению и конфликтам).

Изучение предрасположенности к девиантному поведению у студентов проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 30 человек. Согласно цели исследования, нами был использованы три методики: «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенк), «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус) и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), была проведена диагностика эмоционального состояния, социальных установок и склонностей к различным формам девиантного поведения.

По результатам методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) была проанализирована по различным шкалам: реакции на социальную желательность, тенденции к нарушению норм, аддиктивное поведение, самоповреждение, агрессия, эмоциональная регуляция и делинквентность.

Результаты показывают, что 50% респондентов продемонстрировали высокую склонность к социальной желательности, что отражает конфликт между самовосприятием и ожиданиями общества.

40% продемонстрировали умеренную склонность к нарушению норм, в то время как 60% придерживались социального соответствия.

Только 20% показали умеренную склонность к зависимому поведению, что свидетельствует о высоком уровне саморегуляции среди остальных 80%.

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению показала, что 20% респондентов показали умеренные показатели, что может обозначать о наличии выраженной эмоциональной лабильности или склонности к самоуничижению, однако 80% участников продемонстрировали низкие показатели, что свидетельствует о наличии эффективных механизмов защиты и когнитивной устойчивости.

10% респондентов продемонстрировали повышенные показатели, отражающие проявление внешней агрессии в ответ на личностные фрустрации или давление, что указывает на импульсивность и недостаточный уровень эмоциональной регуляции. 40% участников проявили умеренные показатели, что может быть связано с проявлением реактивной агрессии в условиях стрессовых ситуаций, в то время как 50% исследуемых отметились низким уровнем.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 30% участников показали повышенные показатели, что отражает высокой уровень самоконтроля и эффективной эмоциональной регуляции в стрессовых или конфликтных ситуациях. У 30% респондентов умеренные значения, указывающие на эмоциональную лабильность, у остальных 40% отмечен низкий показатель волевой регуляции, что предполагает трудности в волевой регуляции и может приводить к импульсивным вспышкам.

60% респондентов по шкале склонности к делинквентному поведению продемонстрировали умеренные показатели, т.е. под влиянием определенных обстоятельств они могут совершить дисциплинарные проступки и административные правонарушения, у остальных 40% опрошенных этот показатель составил низкий уровень.

По результатам методики «Диагностика самооценки психических состояний» (Г. Айзенк) было установлено, что у 50% был средний уровень, что указывает на ситуативную тревожность, но в целом сохраняют способность функционировать в повседневной жизни, в то время как у 10% был высокий уровень, свидетельствующий о значительных эмоциональных трудностях.

Уровень фрустрации показал, что 20% легко адаптируются к неудачам, 50% сталкиваются с умеренными трудностями, а 30% испытывают значительные проблемы в адаптации к неудачам и часто чувствуют себя подавленными из-за неудовлетворенных потребностей.

Оценка агрессивности показала, что 10% испытывали низкую степень агрессии, 40% - средний уровень, а 50% проявляли высокую степень, что может говорить о частом проявлении агрессии, могут быть склонны к вспышкам ярости и трудностям в контроле своих эмоций.

Уровень ригидности показал, что 20% из них проявили низкий показатель, демонстрируя способность к адаптации, а 10% - высокий, испытывая трудности с новыми идеями, большая часть опрошенных 70% имеют среднее значение, что говорит о умеренной степени эмоциональной стабильности.

По результатам методики «Склонность к девиантному поведению» (Е.В. Леус) результаты показали преобладающую ориентацию на социально обусловленное поведение (100% участников), что свидетельствует о прочной связи с группами сверстников, что может привести к зависимости от других.

80% не проявили признаков делинквентного поведения, в то время как 20% продемонстрировали ситуативную предрасположенность к антисоциальному образу жизни.

Что касается зависимого поведения, то 60% проявили ситуативную предрасположенность, а 40% не проявили никаких признаков.

Агрессивное поведение было отмечено у 50% участников, при этом у 10% была сформирована модель аутоагрессивного поведения, указывающая на потребность в психологической помощи.

Таким образом, проведенное исследование выявило неоднородную картину предрасположенности к девиантному поведению среди студентов психолого-педагогического направления. С одной стороны, значительная часть респондентов демонстрирует социальную адаптивность и саморегуляцию. С другой стороны, обнаружены группы риска, характеризующиеся повышенной тревожностью, агрессивностью, склонностью к нарушению норм и эмоциональной лабильностью.

Полученные данные подчеркивают необходимость разработки и внедрения комплексных программ профилактики девиантного поведения, учитывающих индивидуальные особенности и потребности студентов. Важно уделять внимание развитию эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции, формированию здоровых копинг-стратегий и укреплению позитивных социальных связей.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение, включающее своевременную диагностику, индивидуальное консультирование и групповые тренинги, позволит создать благоприятную образовательную среду, способствующую гармоничному развитию личности и снижению риска девиантных проявлений.

Список литературы:

  1. Емельянова, Е. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и девиантного поведения у студентов / Е. В. Емельянова // Психологические науки: теория и практика. – 2020. – № 4(19). – С. 68-74.

  2. Зайцева, И. А. Девиантное поведение студентов: факторы риска и возможности профилактики / И. А. Зайцева // Социальная педагогика. – 2022. – № 3. – С. 63-68.

Просмотров работы: 8