ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Воронцова С.М. 1, Пономарева Д.Д. 1, Калашникова В.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ МПГУ, г. Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции высшего образования, ориентированные на подготовку высококвалифицированных специалистов, подчеркивают важность изучения социально-психологических аспектов обучения. Межличностные отношения в студенческой группе играют ключевую роль в развитии студентов. Успешность образовательного процесса, формирование профессиональных компетенций и поддержание психологического благополучия тесно связаны с характером и структурой межличностных связей, устанавливающихся в студенческом коллективе. Таким образом, актуальным становится исследование спецификимежличностных отношений в студенческой группе с целью определения факторов, влияющих на взаимодействие и создания среды, благоприятной для гармоничного развития будущего профессионала. Осмысление структуры, факторов и механизмов формирования межличностных связей даст возможность оптимизировать образовательный процесс, способствуя развитию у студентов необходимых социальных навыков, укреплению коммуникативной компетентности и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Условия существования в современном мире, требуют от студентов высокой коммуникабельности, компетентности, взаимопонимания и толерантности. Не стоит забывать, что мы живём в многонациональном государстве, где высоко межчеловеческие отношения в социуме играли важную роль в созидании и укреплении дружественных связей как в социуме, так и, безусловно, в студенческой среде, где закладываются гармоничные взаимоотношения, являясь фундаментом будущих взаимоотношений.

Сегодня недостаточно владеть только специально подготовленными знаниями, важно уметь коммуницировать, конструктивно выстраивать диалог. Поддерживать и настраивать себя на позитивно-продуктивное общение и сотрудничество.

В исследованиях отечественных психологов межличностные отношения анализируются в тесной взаимосвязи с изучением общения, что отражено в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, и Б.Ф. Ломов, а также с изучением межличностного взаимодействия, представленного в трудах С.А. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Я.Л. Коломенского и И.Н. Обозова и других.

В психологических словарях понятие «межличностные отношения» трактуется как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».

Обзор психологических исследований демонстрирует, что проблематика общения сохраняет свою актуальность и активно разрабатывается в различных областях психологии. Общение рассматривается как фундаментальная категория в общей, социальной и педагогической психологии, а также как инструмент диалога в практической психологии и консультировании.

В процессе социального взаимодействия индивиды приобретают навыки построения межличностных отношений. Непосредственно в процессе общения формируются межличностные отношения, отражающие готовность к определенной модели взаимодействия. Межличностные отношения отличаются выраженными эмоциональными переживаниями и регулируются степенью значимости или социальной привлекательности участников. Разнообразие типов межличностных отношений определяется уровнем эмоциональной близости между взаимодействующими сторонами.

Многие студенты видят в студенческой жизни новый этап, представляющий возможность обрести самостоятельность и независимость от родительской опеки. Это время новых знакомств, приобретения друзей и развития интересов, что невозможно без развитых коммуникативных и дипломатических навыков.

Межличностные отношения в студенческой среде являются, прежде всего, формой взаимодействия между учащимися. Отношения студентов в ВУЗе представляют собой горизонтальный уровень взаимодействия, отличающийся интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием личностных качеств и свойств, пронизанных задачами профессионального становления.

Общение со сверстниками выполняет ряд важных функций. Прежде всего, оно является каналом получения специфической информации, которую молодые люди не могут или стесняются получить от взрослых. Кроме того, в студенческом возрасте общение со сверстниками продолжает играть роль средства усвоения новых социальных ролей и статусов, а также отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Не менее важно, что общение со сверстниками представляет собой форму эмоционального контакта, способствующего осознанию групповой принадлежности, формированию автономии, эмоционального благополучия и стабильности.

Исследование психологического климата у студентов первого курса заочной формы обучения проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 10 человек. Для оценки уровня психологического климата использовался опросник «Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива (В.М. Завьялова)»

По результатам методики было установлено, что в целом микроклимат характеризуется достаточно благоприятными условиями для учебной деятельности. Согласно проведенному анализу, высокая степень благоприятности в группе отсутствует, что может свидетельствовать о наличии некоторых факторов, которые мешают созданию идеальной атмосферы. Однако, 40% участников группы отметили средне-высокую степень благоприятности, что указывает на наличие положительных аспектов в микроклимате, таких как поддержка со стороны преподавателей и взаимодействие между студентами.

Средняя степень благоприятности составила 30%, что подтверждает существование в группе как положительных, так и отрицательных моментов, влияющих на общую атмосферу. При этом, 20% респондентов оценили микроклимат как средне-низкий, что требует внимательного анализа и возможных мер по улучшению ситуации. Наконец, 10% участников указали на незначительную благоприятность, что также подчеркивает необходимость работы над созданием более комфортной и поддерживающей среды.

Таким образом, результаты диагностики показывают, что в группе присутствуют положительные аспекты микроклимата, но существует необходимость в дальнейшем мониторинге и улучшении межличностных отношений для повышения общей удовлетворенности студентов и эффективности учебного процесса.

Также нами проводилось исследование межличностных отношений у студентов 1 курса заочной форы обучения в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 10 человек. Для оценки уровня межличностных отношений была использована методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири»

  1. Блок 1 (Авторитарный тип отношения к окружающим):

У 30% респондентов наблюдается умеренная выраженность авторитарного типа отношения к окружающим. Они отличаются энергичностью, авторитетностью. Требуют к себе уважения и любят давать советы. Но часть из них могут быть просто уверенными в себе людьми, необязательно лидерами.

Еще у 30% респондентов наблюдается высокая выраженность авторитарного типа отношения. Их характеристики повторяют характеристики тех, у кого преобладает умеренная выраженность данного типа отношения.

Также у другой части респондентов (30%) наблюдается экстремальная выраженность данного типа отношения к окружающим. Такой тип характеризируется диктаторским, властным и деспотичным характером; это человек, который всех поучает и не слушает советы других.

  1. Блок 2 (Эгоистический тип отношения к окружающим):

У 10% респондентов наблюдается низкая выраженность эгоистического типа отношения к окружающим. Им характерны эгоистичные черты и ориентация на себя. Такой же характеристикой характеризуются те, у которых преобладает умеренная (50%) и высокая (30%) выраженности типа отношения.

Также у 10% респондентов наблюдается экстремальная выраженность такого типа отношения к окружающим. Им же присущи такие характерные черты как: стремятся быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленные, перекладывают трудности на окружающих.

  1. Блок 3 (Агрессивный тип отношения к окружающим):

У 10% респондентов выражена низкая выраженность данного типа отношения к окружающим. Они отличаются упрямостью, упорностью и настойчивостью. Данные характерные черты описывают и 50% респондентов с умеренной выраженностью.

У тех, у кого выявлена высокая выраженность (10%), наблюдаются такие черты характера: требовательность, прямолинейность и строгость, также они склонны обвинять во всем окружающих.

У 10% респондентов наблюдается экстремальная выраженность. Они отличаются жестким и враждебным отношением к окружающим, жесткие и резкие, их агрессивность может доходить до асоциального поведения.

  1. Блок 4 (Подозрительный тип отношения к окружающим):

У 10% респондентов выявлена низкая выраженность данного типа отношения. Их характеризует критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Данная характеристика характеризует и тех, у кого выявлена умеренная выраженность (30%).

У 60% респондентов же выявлена высокая выраженность данного типа отношений. Такие люди критичны и необщительны, испытывают трудности в общении, так как бояться из-за неуверенности в себе. Свой негативизм проявляют через вербальную агрессию.

  1. Блок 5 (Подчиняемый тип отношения к окружающим):

У 10% респондентов выявлена низкая выраженность данного типа отношения. Их характеризует скромность, робость и уступчивость, не имеют собственного мнения и способны подчиняться. Данная характеристика характеризует и тех, у кого выявлена умеренная выраженность (30%).

У 60% респондентов же выявлена высокая выраженность данного типа отношений. Такие люди легко смущаются, застенчивые, склонные подчиняться более сильному без учета ситуации.

  1. Блок 6 (Зависимый тип отношения к окружающим):

У 10% респондентов выявлена низкая выраженность данного типа отношения. Их характеризует конформность, мягкость, они ожидают помощи и советов, также вежливы. Данная характеристика характеризует и 50% респондентов с умеренной выраженностью.

40% респондентов с высокой выраженностью такого типа отношения характеризуются послушностью, беспомощностью, они искренне считают, что другие всегда правы.

  1. Блок 7 (Дружелюбный тип отношения к окружающим):

У 50% респондентов с умеренной выраженностью данного типа отношения к окружающим могут наблюдаться такие характеристики: склонность к сотрудничеству, гибкость, следует правилам, проявляет доброту и тепло в отношениях.

У респондентов с высокой выраженностью (40%) и экстремальной выраженностью (10%) могут наблюдаться такие характеристики: дружелюбность со всеми, стремится быть хорошим для всех без учета ситуации, истероидный тип характера.

  1. Блок 8 (Альтруистический тип отношения к окружающим)

У 60% респондентов выявлена высокая выраженность данного типа отношения к окружающим. Им присущи такие характеристики: гиперответственные, всегда приносят в жертву свои интересы, стремятся всем помочь, навязчивые в своей помощи. Данные характеристики характеризуют и респондентов с экстремальной выраженностью(40%) альтруистического типа отношения к окружающим.

Таким образом, проведенный анализ межличностных отношений позволяет выделить разнообразие типов взаимодействия респондентов с окружающими. Каждая группа демонстрирует уникальные черты, которые формируют их поведение и способы общения. Это подчеркивает важность понимания различных аспектов личных отношений для улучшения коммуникации и создания гармоничной атмосферы в коллективе. Углубленное внимание к этим особенностям может способствовать развитию более эффективных стратегий взаимодействия, в которых будет учитываться потребность каждого участника.

Основная задача общеобразовательного учреждения в развитии межличностных отношений в группе студентов состоит в том, чтобы создать условия для эффективного взаимодействия, способствуя улучшению коммуникации и взаимодействия между учащимися. Это достижение позволит повысить уровень успеваемости и обеспечить гармоничное развитие участников образовательного процесса.

К основным направлениям развития межличностных отношений студентов в образовательной практике можно отнести следующие:

  • интеграция групповых упражнений и совместных проектов, способствующих сближению студентов;

  • определение общих интересов и целей для формирования сплоченности группы;

  • развитие навыков коммуникации и взаимодействия, включая активное слушание и конструктивное решение конфликтов;

  • создание системы обратной связи, позволяющей студентам оценивать свое взаимодействие и вносить коррективы;

  • внедрение системного подхода, обеспечивающего комплексное развитие межличностных навыков в учебной группе.

Таким образом, межличностные отношения в группе студентов представляют собой важный аспект, влияющий на успех всех участников. Поддержка и развитие этих отношений в образовательном процессе помогут формировать уверенных, отзывчивых и целеустремленных специалистов. Улучшение межличностных отношений у студентов имеет большое значение не только для успешного завершения учёбы, но и для их будущей профессиональной идентичности и готовности к трудовой деятельности.

Список литературы:

  1. Андреев П. А., Соколова Е. В. Психологические особенности юношеского возраста и их проявление в межличностных отношениях. – М.: Издательство, 2021.

  2. Петрова А. И., Сидорова М. В. Психологические особенности формирования межличностных отношений в студенческих группах. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 15–25.

  3. Михайлова И. Р., Волкова А. С. Роль лидерства в формировании благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе. – М.: Издательство, 2020.

Просмотров работы: 10