Большинство людей хотя бы раз в жизни откладывали важные дела на потом и отвлекались на менее значимые задачи, бытовые мелочи или развлечения. Например, обсуждали с коллегой последние новости или пили кофе, в то время когда необходимо было приступать к работе над новым проектом. Или же откладывали глажку белья, «забывали» разморозить морозильник. Если пренебрежение важными делами носит ситуативный характер и не входит в привычку, то это не повод для беспокойства. Однако если человек постоянно «срывает» сроки выполнения поставленных задач, откладывает принятие решений, речь идет о прокрастинации.
Поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается, определяется термином «прокрастинация», введенным впервые П. Рингенбахом в 1977 году. В том же году публикуется книга «Преодоление прокрастинации» А. Элисса и У. Дж. Кнауса. Авторы рассматривают прокрастинацию как тактику поведения, при которой откладывание дел происходит ввиду иррациональных убеждений.
Позже, в 1983 году, в своем труде «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» Дж. Бурка и Л. Юэнь представили прокрастинацию как сложную психологическую проблему, в основе которой лежат низкая самооценка и страх неудачи. В 2008 году данными авторами издается книга «Прокрастинация: почему мы все откладываем на потом и как с этим бороться». В данном издании, которое подготовлено на основе практической деятельности, авторы делают попытку распутать так называемые корни прокрастинации. Они не только связывают прокрастинацию с низкой самооценкой и страхом неудач, но и определяют корни прокрастинации в страхе перед успехом, потери контроля над ситуацией, перед разрывом или близостью.
В конце XX – начале XXI века проблема прокрастинации привлекла внимание как российских, так и белорусских психологов. В работе «Прокрастинация как психологический феномен современного общества» Я.С. Вольнич, Т.Е. Яценко на основании теорий зарубежных и отечественных психологов описали различные негативные последствия прокрастинации, выделили две характеристики феномена прокрастинации и ее пять основных видов в зависимости от сферы проявления. Кроме того, были определены главные причины возникновения прокрастинации.
Согласно ряду исследований данного феномена, именно в студенческой среде чаще всего проявляется феномен прокрастинации. Современному студенту для выполнения учебных задач необходимы навыки самоконтроля и планирования своей деятельности. Отсутствие или недостаточная сформированность данных навыков часто приводит к тому, что самостоятельное выполнение необходимых заданий откладывается на более поздние сроки. Невыполнение студентами учебных обязанностей в установленный срок влечет за собой не только материальные или административные последствия, но и осложняет личностную и профессиональную самореализацию.
Анализ работ по изучению феномена прокрастинации свидетельствует о том, что существует множество теорий, подходов и гипотез о природе прокрастинации, причин ее возникновения. Но, к сожалению, многие вопросы, связанные с данным феноменом, до сих пор остаются неизученными или малоизученными
Исследование психологических особенностей прокрастинации у студентов проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты второго курса направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объём выборки составил 30 человек.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник на склонность к прокрастинации (О. А. Ширвари, Е. Е. Черная и д.р)(для определения уровня общей, личностно-обусловленной и ситуативно-обусловленной прокрастинации), шкала оценки академической прокрастинации, PASS (М. В. Зверева) (для выявления частоты и возможных факторов проявления академической прокрастинации).
По результатам диагностики было установлено, что низкий уровень склонности к прокрастинации наблюдается у 42,8% респондентов.Это говорит о том, что человек, как правило, не откладывает дела на потом,человек умеет эффективно планировать свое время, расставлять приоритеты и придерживаться намеченного графика. Средний уровень склонности к прокрастинации наблюдается у 42,8% респондентов, это показывает, что человек иногда откладывает дела на потом, но это не носит систематический характер и не приводит к серьёзным негативным последствиям. Высокий уровень склонности к прокрастинации у 14,2% респондентов. Это сигнализирует о том, что откладывание дел стало для человека серьезной проблемой, которая негативно влияет на разные сферы его жизни, ему трудно планировать свое время, расставлять приоритеты, оценивать реальные сроки выполнения задач. Он часто не успевает сделать запланированное.
Данный опросник позволил нам выявить также показатели по шкале «Ситуативно-обусловленная прокрастинация» и «Личностно-обусловленная прокрастинация». В ходе исследования, было выявлено, что 14,2% студентов показали высокий уровень по шкале «Личностно-обусловленная прокрастинация». У данных респондентов наблюдается склонность выполнять задания в различных сферах своей деятельности не своевременно. Студенты не проявляют волевых усилий для нахождения способов решения возникающих трудностей на пути достижения намеченной цели. Средний уровень личностно-обусловленной прокрастинации показали 42,8% респондентов, низкий – 42,8%.
Получены следующие результаты по шкале «Ситуативно-обусловленная прокрастинация»: высокий уровень определен у 14,2% обследуемых студентов. Респонденты склонны выполнять задания только при наличии интереса и мотивации. При возникновении трудностей они не проявляют активности, если для этого нет острой необходимости; средний уровень выявлен у 57,1% обследуемых. Респонденты также склонны откладывать выполнение заданий при отсутствии внутренней мотивации и интереса, но при наличии внешней мотивации выполняют задания в установленный срок; низкий уровень определен у 28,5% респондентов. Студенты не склонны откладывать свои дела на потом.
По шкале оценки академической прокрастинации, PASS (М. В. Зверева)удалосьвыявить частоту и возможные факторы проявления академической прокрастинации.Данная методика состоит из трех частей.
Первая её часть позволила определить частоту академической прокрастинации,было установлено, что низкое значение частоты прокрастинации преобладает у примерно 71,4% респондентов, а среднее значение – у примерно 28,6% респондентов. В таком случае человек иногда откладывает дела, но все же способен справляться с ними в разумные сроки.
Вторая часть опросника позволила нам определить такие факторы академической прокрастинации, как социальная тревожность, лень, вызов, плохой перфекционизм. Результаты оказались следующими:
Фактор «Социальная тревожность» преобладает в среднем значении у примерно 85,7% респондентов, а низкое значение – у примерно 14,3% респондентов. В таком случае у человека присутствует как общая небольшая тревожность, свойственная ему, так и небольшой страх перед оценкой собственной работы другими.
Фактор «Лень» одинаково преобладает как в низком у примерно 42,9% респондентов, так и в среднем значении соответственно, а высокое значение – у примерно 14,2% респондентов. В таком случае человек сознательно выбирает бездействие. Он хочет расслабиться, отдохнуть и минимизировать усилия.
Фактор «Вызов» преобладает в среднем значении у примерно 42,9% респондентов, а низкое и высокое значение наравне – примерно у 28,55% респондентов. В таком случае человек не всегда склонен к выполнению задания в последнюю минуту, поскольку только в последний момент возникает необходимая для выполнения задания активация организма.
Фактор «Плохой перфекционизм» преобладает в среднем значении у примерно 85,7%респондентов, а низкое значение – у примерно 14,3%респондентов. В таком случае человека присутствует страх оценки другими, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок, завышенные ожидания.
Третья часть опросника позволяет определить такие личностные факторы «прокрастинатора», как организованность, избегание неудач,импульсивность и самоконтроль. Результаты оказались следующими:
Фактор «Организованность» преобладает в среднем значении у примерно 85,7%респондентов, а высокое значение – у примерно 14,3%респондентов. В таком случае человек умеет правильно организовать собственную деятельность.
Фактор «Избегание неудач» преобладает в среднем значении у примерно 71,4%респондентов, а низкое значение – у примерно 28,6%респондентов. В таком случае у человека имеется мотивация, которая характеризуется минимизированием потерь и затрат в ситуации достижения целей.
Фактор «Импульсивность» преобладает в среднем значении у примерно 85,7%респондентов, а высокое значение – у примерно 14,3%респондентов. В таком случае у человека имеется склонность действовать без достаточного контроля со стороны сознания.
Фактор «Самоконтроль» преобладает в среднем значении у примерно 85,7%респондентов, а высокое и низкое значение – у примерно 7,15%респондентов. В таком случае человек относительно способен управлять собственным поведением, устранять нежелательные действия и укреплять полезные привычки, что в итоге помогает достижению целей.
Проведенное нами исследование показало, что знание личностных характеристик студентов и взаимосвязи их с прокрастинацией будет способствовать созданию условий для более полного и гармоничного развития личности и главным образом выявлению возможных путей устранения негативных последствий воздействия прокрастинации на жизнедеятельность человека, его психическое и физическое здоровье.
Прокрастинация является распространённой проблемой среди студентов и может негативно складываться на их успеваемости и самочувствие. Последствия прокрастинации: снижение успеваемости и качества учёбы студента, увеличение стресса и тревожности у студентов, негативное влияние на психологическое состояние и самооценку. Однако с помощью саморегуляции, разработки практических стратегий и пониманий корневых причин прокрастинации студентов могут преодолеть эту проблему и достичь большой продуктивности и удовлетворение от учебного процесса. Для борьбы с прокрастинацией необходимо осознать её причины, развивать навыки планирования времени, повышать мотивацию и создавать благоприятные условия для концентрации на учёбе.
Список литературы:
1. Абдуллин Асат Гиниатович, Е Р. Тумбасова ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Гуманитарные науки. 2024. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-prokrastinatsii-studentov-vuza
2. Зорькина О. С. Особенности проявления академической прокрастинации у студентов вуза // Развитие человека в современном мире. 2022. № 1. С. 33–39.
3. Ганджалиев А.А. Прокрастинация - причины, симптомы, стадии, последствия, лечение / Ганджалиев А.А. 2023 [Электронный ресурс] // Rehab Family : [сайт]. — URL: https://rehabfamily.com/articles/prokrastinatsiya/
4. Медведева Нина Ильинична ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-i-posledstviy-prokrastinatsii-studentov