В последние годы наблюдается рост популярности дистанционного и заочного образования, что обуславливает необходимость исследования специфических проблем, связанных с этой формой обучения, включая эмоциональное выгорание. Студенты заочного обучения часто совмещают учебу с работой и личными обязанностями, что может приводить к значительному психоэмоциональному напряжению. Понимание факторов, способствующих выгоранию, поможет в разработке стратегий по их преодолению. Хотя вопрос эмоционального выгорания активно исследуется в контексте традиционного очного обучения, аспект выгорания у студентов заочных форм образования остается менее изученным. Это создает пробел в научных знаниях, что обусловливает необходимость проведения соответствующих исследований.
Учитывая текущие социально-экономические изменения и экономическую неопределенность, исследование факторов, способствующих эмоциональному выгоранию, становится особенно актуальным для разработки эффективных стратегий управления образованием.
Таким образом, исследование феномена эмоционального выгорания у студентов заочной формы образования представляет собой важную задачу, которая может внести значимый вклад в развитие педагогики, психологии и социологии образования.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году. Исследователь определял данное явление как «...нарастающее эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные сферы межличностного общения». В дальнейшем феномен «эмоциональное выгорание» был детализирован К. Маслач и Х. Хартманом в 1982 году, которые выделили три главных его компонента: эмоциональное (или физическое) истощение; деперсонализация; сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального и психического истощения, возникающее в результате длительного стресса и чрезмерной нагрузки на работе или в личной жизни.
Причины эмоционального выгорания разнообразны и могут включать высокие требования к работе, недостаток поддержки со стороны коллег или руководства, недостаток контроля над своими обязанностями, а также несовпадение ценностей работника и организации. Социальные факторы, такие как изоляция и отсутствие конструктивной обратной связи, также могут способствовать развитию этого синдрома. Индивид может быть более подвержен выгоранию при наличии определённых личностных характеристик, таких как перфекционизм или трудоголизм.
Симптомы эмоционального выгорания могут проявляться на нескольких уровнях. Физические проявления включают хроническую усталость, головные боли, нарушения сна и проблемы с пищеварением. Эмоциональные симптомы включают чувство неудовлетворенности, подавленности, раздражительности и цинизма. Когнитивные нарушения могут проявляться в виде проблем с концентрацией и памяти, а также чувства безысходности. В совокупности эти симптомы способны существенно повлиять на качество жизни, производительность на работе и общую удовлетворенность жизнью.
Впервые тема студенческого выгорания была затронута Г.С. Никифоровым. Тогда Г.С Никифоров впервые выявил, что не только работающие люди, но и студенты склонны к возникновению эмоционального выгорания.
Исследование эмоционального выгорания у студентов второго курса заочной формы обучения проводилось в Ставропольском филиале «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 30 человек. Для оценки уровня эмоционального выгорания использовались методики «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)
По результатам методики «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко) было установлено, что у 20% испытуемых диагностировано эмоциональное выгорание по 3 фазам. Это означает, что он находится в серьезном состоянии, требующем вмешательства. Это указывает на высокую степень стресса и истощения, что может привести к значительным проблемам, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. У 10% респондентов ни одна из фаз не сформировалась, это может свидетельствовать о хорошем уровне устойчивости, а также о положительном психоэмоциональном состоянии.
По результатам диагностики эмоционального выгорания (методика К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) было установлено, что у 80% респондентов средний уровень психического выгорания, это означает, что человек может испытывать ряд симптомов, которые указывают на снижение эмоционального и физического состояния. Вот некоторые из них: усталость, снижение мотивации, социальная изоляция, проблемы с концентрацией и прочее. У 20% испытуемых высокий уровень психического выгорания. В таком случае человек чувствует себя опустошенным и уставшим. Это может проявляться в постоянной усталости, даже после отдыха.
Профилактика этого явления важна как для индивидуального благополучия, так и для устойчивости организаций. Первый шаг в профилактике эмоционального выгорания - это осознание собственных пределов и регулярный мониторинг своего эмоционального состояния. Важно уметь распознавать признаки усталости и стресса, чтобы вовремя принять меры. Одним из эффективных способов является ведение дневника своих эмоций и мыслей, что помогает лучше понять, что именно вызывает стресс и как с ним справляться.
Кроме того, важно обеспечивать себе качественный отдых и отпуск. Отключение от работы - это необходимость, а не роскошь. Во время отдыха стоит заниматься активными хобби и увлечениями, которые приносят радость и помогать восстановить эмоциональный баланс. Также необходимо выделять время на физическую активность, которая способствует выработке эндорфинов и улучшению общего самочувствия.
Коммуникация с коллегами и близкими играет ключевую роль в поддержании эмоционального здоровья. Поддерживайте открытые и доверительные отношения, делитесь своими переживаниями и находите поддержку в других. Коллективная работа и обмен идеями могут значительно снизить уровень стресса и повысить мотивацию.
Не менее важным аспектом является установка здоровых границ между работой и личной жизнью. Научитесь говорить "нет" лишним обязанностям, которые могут перегрузить вас, и не бойтесь делегировать задачи. Также старайтесь организовывать свой рабочий день так, чтобы в нем было достаточно перерывов для восстановления сил.
Наконец, полезно будет изучить и практиковать техники управления стрессом, такие как медитация, йога или глубокое дыхание. Эти методы помогают не только расслабиться, но и улучшить концентрацию и общую продуктивность.
Список литературы:
Беззубцева Н.О., Петрова И.В. Синдром эмоционального выгорания у студентов ВУЗа // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2019 год.// https://scienceforum.ru/2019/article/2018011149">https://scienceforum.ru/2019/article/2018011149
Мухина, Е. Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов: причины возникновения и профилактика / Е. Н. Мухина, А. Г. Калинина // LI Огарёвские чтения: Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. В 3-х частях, Саранск, 06–10 декабря 2022 года. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2023. – С. 1031-1035. – EDN KBMSPK.
Супонин, В. А. Профилактика эмоционального выгорания у студентов / В. А. Супонин, О. В. Лукьянец // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 17 ноября 2023 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2023. – С. 621-626. – EDN QDZCIN.