Актуальность проблемы исследования тревожности и ее причин, определяется растущей распространенностью тревожных расстройств, среди студентов. Впервые понятие «тревога» было введено в научный оборот З. Фрейдом в 1925 году, который различал «страх» и «тревогу», характеризующуюся неопределённостью и внутренним характером.
Тревожность рассматривается как повышенная предрасположенность к опасениям и беспокойству, переживание отдалённой, неопределённой и неясной опасности, оказывающее длительное воздействие на организм.В психологическом словаре понятие «тревожность» трактуется следующим образом: индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Многие авторы определяют ее как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Тревожность рассматривается в двух основных аспектах: ситуативном и личностном. Ситуативная тревожность - это эмоциональная реакция на конкретную стрессовую ситуацию, характеризующаяся напряжением, беспокойством и нервозностью. Личностная тревожность - это устойчивая предрасположенность воспринимать многие ситуации как угрожающие и реагировать на них с тревогой. Важно понимать, что тревога сама по себе не является отрицательной чертой. Определенный уровень тревожности может быть полезен, позволяя человеку безопасно взаимодействовать с окружающей средой и контролировать свое внутреннее состояние. Однако, значительные отклонения от умеренного уровня тревожности требуют особого внимания. Стоит отметить, что, по мнению исследователей, например, А.М. Прихожан, определённый уровень тревожности не только присущ каждому человеку, но и необходим для «оптимального приспособления человека к действительности».
Формирование тревожности - сложный процесс, в котором участвуют различные факторы. Согласно теории Д. Ланге, человек в возбужденном состоянии замечает физические изменения в своем организме, затем осознает соответствующую эмоцию. У. Кэннон и Ф. Бардом предположили, что эмоции генерируются подкорковыми центрами головного мозга и структурами лимбической системы, а не изменениями на периферии. Закон Йеркса-Додсона гласит, что на деятельность субъекта влияет уровень возбуждения, при этом лёгкая тревога оказывает положительное, стимулирующее влияние, а сильная - отрицательное. Важной составляющей тревоги является беспокойство, связанное с неопределённостью и формированием тревожных ожиданий.
Важным является разграничение тревоги и стресса. Эти понятия часто используют как синонимы, но между ними есть существенные различия. Стресс - это общий адаптационный синдром, неспецифическая реакция организма на изменение условий. Тревога, напротив, является эмоциональным состоянием, возникающим в ответ на воспринимаемую угрозу.
Студенческий период - время больших изменений, что делает молодежь более уязвимой к тревожным проявлениям. Важно знать причины тревожности и понимать эффективные способы ее преодоления, чтобы поддержать психическое здоровье студентов и их учебный процесс. Отличительные признаки студента, страдающего высокой степенью тревожности: чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи, снижение работоспособности в стрессовых ситуациях, страх неудачи сильнее стремления к успеху, ситуация успеха стимулирует, а неуспеха – истощает, восприятие окружающего мира как опасности, сниженная познавательная активность и концентрация внимания, психическое нездоровье и развитие невротических состояний.
Причины тревожности у студентов разнообразны и могут быть связаны как с учебной деятельностью, так и с личными факторами. В этот период остро встает вопрос о жизненных ценностях, формировании собственного представления о себе и своем месте в мире, что может приводить к внутриличностному конфликту. Длительное пребывание в тревожном состоянии может привести к соматическим проявлениям, затрагивающим кожные покровы, сердечно-сосудистую систему, дыхательную функцию, опорно-двигательный аппарат и другие системы организма.
К наиболее распространённым причинам тревожности у студентов относятся: высокие академические требования, страх не сдать экзамены и быть отчисленным, то есть не оправдать ожидания преподавателей или родителей. В рамках обучения необходимо усвоить большой объём материала, существуют сложности с совмещением учебы и работы. Так же могут быть конфликты в группе или страх публичных выступлений.
Влияют и личные факторы на состояние студента: низкая самооценка, повышенная чувствительность к критике, финансовые проблемы, трудности в выстраивании отношений, проблемы со здоровьем, низкая стрессоустойчивость, отсутствие поддержки, недостаток навыков саморегуляции, неуверенность в себе и наличие тревожных расстройств.
Исследование уровня тревожности у студентов проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование». Объем выборки составил 20 человек. Для оценки уровня тревожности и значений тревоги были использованы следующие методики: «Шкала тревоги Бека (BAI)», «Шкала тревожности студента». Модификация Г.Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлор.
По результатам методики «Шкала тревоги Бека (BAI)» в группе студентов, было установлено, что отсутствие тревоги характерно для 20% респондентов, незначительный уровень тревоги преобладает у 50% респондентов, средний уровень тревоги у 30% респондентов. Высокий уровень тревоги отсутствует. При отсутствии тревоги респонденты чувствуют себя спокойно, уверенно, оптимистично. Если тревога незначительная, она может даже помогать респондентам, мотивируя и делая их более внимательными. Графические результаты изображены на Рис.1.
Рис. 1. Результаты методики «Шкала тревоги Бека BAI»
По результатам методики «Шкала тревожности студента» (Ж.Тейлор), Модификация Г.Ш. Габдреевой опросника в группе студентов, было установлено, что низкий уровень тревожности преобладает у 60% респондентов, средний уровень тревожности у 40% респондентов. Показатель высокого уровня тревожности отсутствует. В таком случае низкий уровень тревожности у респондентов обычно характеризуется спокойствием, уверенностью и оптимизмом. Средний уровень тревожности у респондентов может сопровождаться умеренным беспокойством, но он также может быть полезным, стимулируя мотивацию и бдительность. Графические результаты изображены на Рис.2.
Рис.2. Результаты методики «Шкала тревожности студента» (Ж. Тейлор)
Общие рекомендации по дальнейшей работе со студентами
1) Проведение занятия для студентов: «Снятие тревоги и тревожных состояний», где присутствуют упражнения направленные на релаксацию, умение управлять своими эмоциями, повышение самооценки и улучшение межличностных отношений.
2) Рекомендовано соблюдать режим питания и сна, ежедневно уделять время физическим нагрузкам, рефлексировать, больше вникать в хобби, вести дневник: регулярно записывать ситуации, которые вызывают тревожность, отслеживать изменения и при необходимости обратиться к психологу.
3) Разработка памятки для студентов «Самопомощь против тревожности во время экзаменационной сессии» и «Возьми свою тревожность под контроль!».
4) Отвлечение является способом пополнить эмоциональный ресурс, что позволяет избавиться от триггера: просмотр смешных либо вдохновляющих видео, рисование, пробежка либо прогулка, танцы, складывание пазлов, телесные практики, освобождение физического и эмоционального пространства, медитация и т.д.
В заключении следует подчеркнуть, что проблема тревожности в современном обществе требует пристального внимания. Проявления тревожности индивидуальны, и принципиально важным является выявление факторов, провоцирующих её возникновение. Умеренный уровень тревожности является адаптивной реакцией, способствующей эффективному реагированию на неопределённость и потенциальные угрозы в повседневной жизни. Однако чрезмерная и продолжительная тревожность может свидетельствовать о наличии расстройства, оказывающего негативное влияние на физическое и психическое здоровье, а также на социальную адаптацию. В связи с этим необходимо чётко отличать адаптивную тревожность от состояний, требующих профессиональной помощи.
Список литературы:
1. Кибыш А. И. Уровень тревожности и факторы, влияющие на неё у студентов / «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования» — 2023, 209-2016 с.
2. Зайцева Н. С. Ситуативная и личностная тревожность у студентов первого курса гуманитарного направления // «Актуальные исследования» — 2024, № 45 (227), ч. II, 86–89 с.
3. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
4. Ибахаджиева Л. А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления: научная статья / Ибахаджиева Л. А. ; Международный научно-исследовательский журнал. — Грозный, 2021. 45-48 с.