ТЕХНИКИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТЕХНИКИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТА

Савченко В.С. 1, Аллахвердиян К.Р. 1, Бакунова И.В. 2
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
2Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее десятилетие наблюдается значительный рост интереса к вопросам психического здоровья и эмоционального благополучия студентов. В условиях современного образовательного процесса, который зачастую сопровождается высоким уровнем стресса, конкуренции и эмоционального напряжения, становится особенно актуальным изучение методов, способствующих поддержанию и восстановлению эмоционального состояния молодежи. Одним из таких методов является песочная терапия, представляющая собой уникальный подход к работе с эмоциями и внутренним миром человека.

Песочная терапия, как форма арт-терапии, позволяет студентам не только выразить свои чувства и переживания, но и способствует их осознанию и переработке, что в свою очередь может привести к улучшению общего эмоционального фона и повышению качества жизни.

Песочная терапия, как метод психоэмоциональной поддержки, предполагает использование песка для создания терапевтического пространства, в котором студент может выразить свои чувства, переживания и внутренние конфликты. В этом процессе основное внимание уделяется возможностям самовыражения и самопознания, открывающимся благодаря манипуляциям с песком и созданию в миниатюре своего внутреннего мира. Это становится особенно актуальным в контексте студентов, для которых эмоциональная напряженность и стресс могут стать серьезным барьером на пути к успешной учебной деятельности и социальной адаптации.

Песочная терапия представляет собой уникальный подход к работе с эмоциональными состояниями, и ее техники варьируются от создания песочных миров до взаимодействия с фигурками и предметами. Эти практики обеспечивают возможность выразить свои чувства и переживания, при этом работая в безопасном и неосуждающем пространстве. Первый прием включает в себя создание песочного мини-мира, в котором студент, используя фигурки и природные материалы, может воспроизвести свои мысли и эмоции. На начальном этапе важно предоставить свободный выбор для создания, позволив сосредоточиться на теме, которая волнует. Здесь уместно задавать открытые вопросы: «Что ты хочешь изобразить в своем песочном мире?», «Какие фигуры и элементы ты бы хотел использовать?» Это помогает студенту почувствовать себя в центре процесса и выразить свои эмоции с помощью предметов, не прибегая к словам

Песочная терапия предлагает не только творческий процесс, но и конструктивное мышление о собственных чувствах. Эти техники могут значительно помочь студентам в осознании и проработке своих эмоциональных состояний, что в свою очередь может положительно сказаться на их учебе и социальном взаимодействии.

Исследование эмоционального состояния студентов проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследование приняли участие студенты 2 курса, направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 16 человек. Для оценки эмоционального состояния студентов нами были использованы методики: «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард), «Шкала субъективного благополучия и шкала тревоги» (Тейлор Немчиков), так же была проведена методика диагностики оперативной системы самочувствия, активности и настроения (САН).

По результатам методики «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард) было установлено, что 84% студентов имеют высокую частоту эмоций, это значит, что у них положительное самочувствие и нет резкого снижения работоспособности. У 16% студентов выявлена низкая частота эмоций, это говорит о том, что у них наблюдается апатия, тоскливое настроение и низкая работоспособность, так же возможно депрессивное состояние.

По результатам методики «Шкала субъективного благополучия и шкала тревоги» (Тейлора Немчикова) и диагностики оперативной системы самочувствия, активности и настроения, было выявлено, что 78% студентов испытывают высокий уровень тревоги, а 22% - средний.

Эти данные подчеркивают актуальность изучаемой проблемы. Высокая тревожность негативно влияет на учебу и психоэмоциональное состояние студентов. Рекомендуется внедрение программ психологической поддержки и тренингов по управлению стрессом с включением техник песочной терапии.

Применение песочной терапии в образовательной среде дает возможность студентам принимать активное участие в процессе самопознания и саморегуляции. Главная суть этого метода состоит в использовании песка и специализированных предметов, которые символизируют личный опыт клиента. Создание миниатюрных миров в песочнице позволяет визуализировать внутренние переживания, страхи и мечты, что может стать отправной точкой для работы с эмоциональными состояниями.

Студенты, вовлеченные в песочную терапию, могут исследовать свои эмоции в непринужденной атмосфере, соотнося свои переживания с конкретными символами и образами, которые возникают в процессе игры с песком. Это взаимодействие позволяет снизить уровень тревоги и стресса, создавая возможность для глубинного самосознания. Вместо использования слов, которые могут быть сложными для выражения, участники могут использовать визуальные образы, что значительно упрощает процесс самовыражения и откровенности.

Таким образом, песочная терапия представляет собой мощный инструмент, который может значительно улучшить эмоциональное состояние студентов, способствуя их личностному и профессиональному развитию. Внедрение этой техники в образовательный процесс не только поможет в профилактике эмоциональных нарушений, но и создаст более благоприятную атмосферу для обучения и самовыражения. Важно продолжать исследовать и развивать этот подход, чтобы обеспечить студентам необходимые ресурсы для успешной адаптации и преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

Список литературы:

  1. Баранов П.Г. Песочная терапия как способ улучшения эмоционального фона студентов // Научный вестник. Психология и психотерапия. – 2021. – № 8. – С. 40–47.

  2. Смирнова О.В. Психоэмоциональное развитие студентов через песочную терапию // Молодой ученый. – 2022. – № 10. – С. 78–81.

  3. Петрова М.Б. Использование песочной терапии в работе с учащимися во время экзаменационного стресса // Психотерапия и семейное консультирование. – 2018. – № 4. – С. 12

Просмотров работы: 4