Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством цифровых технологий - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством цифровых технологий

Парфенова Е.Ю. 1
1СВФУ им.М.К.Аммосова, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) уделяется серьёзное внимание формированию познавательной активности ребёнка-дошкольника как важнейшего качества, обеспечивающего успешность его не только в образовательной деятельности, но и в дальнейшей жизни.

При изучении теоретических основ проблемы нами были рассмотрены различные трактовки и подходы к понятию «познавательная активность», представленные в научных трудах психологов и педагогов. Поскольку в рамках данного исследования невозможно охватить все существующие точки зрения, приведем лишь некоторые из них. Так, Л. С. Выготский рассматривал познавательную активность как процесс развития высших психических функций в деятельности, при котором ребёнок не просто усваивает знания, а действует активно, преодолевая трудности. А. Н. Леонтьев связывал её с деятельностным подходом, подчеркивая роль мотивации и значимости цели в познавательной активности. Е. И. Щербакова связывает познавательную активность с проявлением самостоятельности, инициативы и творчества в процессе учебной деятельности. Для нее познавательная активность дошкольников проявляется в стремлении ребенка к постижению и познанию нового, а также к пониманию сущности процессов и явлений.

В процессе изучения научной литературы нами были выделены основные компоненты и механизмы формирования познавательной активности, а также определены её уровни. В частности, В. В. Щетинина и С.И.Сластенин предлагают рассматривать познавательную активность как сложную структуру, включающую мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-волевой компоненты.

Главной целью и сутью нашего исследования является изучение влияния цифровизации образовательной среды на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Мы обосновали понятие «цифровизация» как интеграцию современных цифровых технологий в содержание и формы образовательного процесса, направленную на повышение эффективности обучения и воспитания детей.

Включение цифровых технологий в образовательную среду детского образовательного учреждения оказывает значительное влияние на развитие познавательной активности ребенка. Как отмечает Р. М. Ревнивцева, «грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности». Цифровые технологии играют особую роль в развитии интеллекта, креативности, а также и личности ребенка, по словам С. Л. Новоселовой, С. Пейперта, Г. Путку и др. Для того, чтобы у ребенка вырабатывалась высокая познавательная активность, нужно чтобы ребенок сам был активным участником учебного процесса, то есть исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал и делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

В нашем исследовании мы акцентировали внимание на таких цифровых инструментах, как интерактивная «Смарт-доска» и интерактивный «Умный пол», изучали их влияние на качество формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Включение в образовательный процесс таких инновационных цифровых технологий способствует значительному развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Эти инструменты оказывают позитивное влияние на познавательную активность, мотивацию детей, активизируют умственную деятельность, развивают самостоятельность, инициативность и творческое мышление детей, а также формируют навыки работы в группе и взаимодействия с окружающими.

Безусловно, в процессе обучения дошкольников нами были выделены два ключевых этапа — репродуктивный и творческий. Основная задача репродуктивного этапа заключается в совместном с педагогом выполнении заданий, направленных на усвоение знаний и развитие базовых навыков. На творческом этапе дети получают возможность самостоятельно ставить познавательные задачи, выбирать способы их решения, проявлять инициативу и креативность.

С целью изучения уровня сформированности познавательной активности у детей 6–7 лет на первом этапе исследования была проведена начальная диагностика. Она позволила выявить уровень развития познавательной активности у воспитанников подготовительной группы «Барабыайчаан» МБДОУ-ЦРР-д/с №10 «Кырачаан ымыылар», с. Бердигестях, Горный улус. В диагностике принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Для оценки использовались следующие методики: «Кто где живёт?» (Е. О. Смирнова) — для выявления интереса к познанию окружающего мира; «Морское путешествие» (Е. О. Смирнова) — для оценки эмоциональной вовлечённости в познавательную деятельность; «Вопрошайка» (М. Б. Шумакова) — для определения уровня сформированности умения задавать вопросы; «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р. С. Немов) — для оценки активности в анализе информации и способности к самостоятельному решению задач.

Результаты констатирующей диагностики показали, что уровень познавательной активности у большинства детей был недостаточным. Участники демонстрировали слабую заинтересованность в образовательных заданиях, быстро теряли внимание, испытывали трудности с инициативой и самостоятельностью.

На основе полученных данных был разработан перспективный план, направленный на формирование и развитие познавательной активности дошкольников с использованием цифровых технологий — интерактивной «Смарт-доски» и интерактивного «Умного пола». Работа по этому плану началась с сентября и велась в рамках кружка по изобразительному искусству «Арт-тайм: волшебство цветов», включающих как репродуктивную, так и творческую деятельность. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Целью является развитие познавательной активности детей 6–7 лет через изобразительную деятельность с использованием цифровых технологий – интерактивной смарт доски и умного пола.

Перспективный план предусматривает систематическую работу по развитию познавательной активности детей через взаимодействие с искусством и использованием цифровых технологий. Каждое занятие способствует расширению кругозора детей, а также стимулирует их творческое мышление и любознательность. В процессе работы дети знакомятся с различными художественными техниками, изучают цвета, формы, текстуры и их сочетания в природе и искусстве. Упор сделан на активное участие детей в процессе, что позволяет им не только развивать навыки рисования и композиции, но и совершенствовать умение анализировать и сопоставлять визуальные образы, создавая собственные художественные произведения.

После систематической работы по перспективному плану, в феврале была проведена повторная диагностика. Результаты повторного обследования показали положительную динамику: у детей значительно повысился интерес к познавательной деятельности, возросла самостоятельность, активность в выполнении заданий, улучшилась способность анализировать информацию и формулировать вопросы.

Проведённое исследование показало, что целенаправленное использование цифровых технологий, таких как интерактивная «Смарт-доска» и «Умный пол», эффективно способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Работа по перспективному плану позволила повысить мотивацию, инициативность и самостоятельность детей. Повторная диагностика подтвердила положительную динамику, что доказывает целесообразность внедрения цифровых средств в образовательный процесс.

Просмотров работы: 3