Эмпатические способности студентов педагогических специальностей - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Эмпатические способности студентов педагогических специальностей

Лубянова Д.Н. 1, Ярошенко А.А. 1, Черепкова Н.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что человек не может существовать изолированно от общества, ведь его жизненный путь проходит через взаимодействие с окружающими его людьми. Такое взаимодействие является сложным и многоуровневым процессом, целью которого является установление, поддержание и развитие контактов между индивидуумами и группами. Это взаимодействие является ключевым для координации и поддержания совместной работы людей. Взаимодействие также определяется как активность, которая осуществляется через посредство другого человека и которую можно охарактеризовать слову «взаимодействие».

Для успешной коммуникации критически важен элемент эмпатии, позволяющий человеку правильно интерпретировать и осознавать мысли и действия партнера, а также самого себя.

В области взаимодействия между людьми, где профессия заключается в общении с людьми, изучение эмпатии приобретает особую важность. В повседневной работе в сфере, где основное внимание уделяется взаимодействию между людьми, мы можем столкнуться не только с дружелюбным отношением, но и с жестокостью и злобой. Эмпатия, как способность empaty to empathy, сочувствовать, ощущать чужую боль и понимать внутренний мир других, служит для профессионала-гуманитария важным инструментом для поддержания внимания и толерантности к окружающим. Однако для этого эмпатия должна быть не только стабильной, но и глубоко развитой характеристикой личности в данной профессии.

По мнению Г.М. Коджаспировой, эмпатия признается ключевым личностным качеством, необходимым учителям. Эмпатия, как важнейшее качество личности, играет значительную роль в педагогической деятельности. Студенты педагогических специальностей, занимающиеся воспитанием и образованием детей, нуждаются в развитии этой способности, чтобы эффективно взаимодействовать как с учениками, так и с их родителями.

Особые формы эмпатии, которые играют важную роль в работе педагога, включают в себя сопереживание - способность переживать те же эмоции, что и другой человек, через эмоциональное соприкосновение с ним, и сочувствие - способность переживать свои эмоции в ответ на чувства другого. Ученые выделяют три уровня эмпатии педагога: формально-динамический, содержательно-личностный, императивный.

Взаимосвязь между компонентами эмпатии определяется результатом социально-психологических отношений человека в социуме, опытом общения.

Профессиональная эмпатия педагога заключается не только в сопереживании и сочувствии, а в способности анализировать и понимать эмоциональные состояния другого для оказания эффективной помощи. Факторы, влияющие на эмпатию, могут быть различными - от характеристик субъектов и объекта общения до внутренних личностных особенностей партнеров.

В течение последних десятилетий не пропадает интерес общества к педагогическому образованию, а следовательно, увеличивается количество исследований, направленных на изучение личности педагога и студентов педагогических, где центральную роль занимает эмпатия.

Исследование уровня эмпатии у студентов педагогических специальностей проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование». Объем выборки составил 15 человек. В качестве диагностического инструментария для исследования структурных компонентов эмпатии были использованы методики: методика диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко, методика диагностики уровня эмпатии ( И.М. Юсупов).

По результатам методики В.В.Бойко было выявлено, что в рациональном канале уровня эмпатии высокий уровень имеют 7% испытуемых, средний – 26%, низкий – 67%, это характеризуется тем, что направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

В эмоциональном канале результаты обследования таковы: высокий – 0%, средний – 33%, низкий – 67%. Фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии имеет следующие результаты: высокий – 7%, средний– 13%, низкий – 80%. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.

По шкале «установки, способствующие или препятствующие эмпатии» выявлено, что высокий уровень имеют – 0% испытуемых, средний – 73%, низкий – 27%. Данная шкала облегчает или затрудняет действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

По шкале «проникающая способность в эмпатии» итоги иные: высокий – 13%, средний – 53%, низкий – 34%. Это расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

По шкале «идентификация» были получены следующие результаты: высокий уровень – 7%, средний – 40%, низкий – 53%. Идентификация – это еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя — уровня эмпатии.

По общей суммарной оценки уровня эмпатии выявлено, что высокий уровень имеют – 0% опрашиваемых студентов, средний – 7%, заниженный – 47% , очень низкий – 46%.

По результатам же диагностики И.М.Юсупова было выявлено, что для 100% испытуемых характерен нормальный уровень эмпатии. Окружающие не могут назвать их «толстокожими», однако они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностном общении такие люди более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. Также внимательны в общении, стараются понять больше, чем сказано собеседником, но при излишнем с их точки зрения излиянии чувств теряют терпение; предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверены в том, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов такие люди чаще следят за действием, чем за переживаниями героев; затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются неожиданными. У них нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

Таким образом, по результатам диагностики уровня эмпатии у студентов педагогических специальностей можно констатировать, что данная характеристика личности имеет важное значение для будущей профессиональной деятельности. Выявленное распределение уровней эмпатии (высокий, средний, низкий) свидетельствует о том, что не все студенты в равной мере обладают развитой способностью к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния других людей и адекватному реагированию на него.

Учитывая специфику педагогической деятельности, требующей высокого уровня эмпатии для эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами, необходимо включать в образовательный процесс специальные программы и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта и эмпатических навыков. Это позволит будущим педагогам более успешно строить профессиональные отношения, создавать благоприятный психологический климат и эффективно решать возникающие в педагогической практике задачи. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение взаимосвязи уровня эмпатии с другими личностными характеристиками, а также на разработку и апробацию эффективных методик развития эмпатии у студентов педагогических специальностей.

Список литературы:

  1. Гусарова Е. Н., Забуга Е. Н. «Развитие эмпатии у педагогов в дополнительном образовании» // Гуманитарный научный вестник — 2023. — №11

  2. Дяченко М. Н. «Эмпатия как важный фактор в профессии педагога» // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — №19. — С. 48–50

  3. Рзаева Ж. В. «Структурно-содержательные характеристики эмпатии у будущих педагогов» // Научные труды Республиканского института высшей школы. — 2020. — №3. — С. 202–211

  4. Шагивалеева Г. Р. «Развитие эмпатии как профессионально важного качества будущего учителя» // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования — 2020 — Т. 9. №5А — С. 7–14

Просмотров работы: 12