Психолого-педагогическая коррекция самооценки студентов - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Психолого-педагогическая коррекция самооценки студентов

Орехова Л.А. 1, Целовальникова С.Е. 1, Францева Н.Н. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы психолого-педагогической коррекции самооценки студентов обусловлена её значительным влиянием на успешность обучения, профессиональное становление и личностное развитие. Студенческий возраст – это период интенсивных изменений, связанных с переходом к самостоятельной жизни, адаптацией к новым социальным ролям и требованиям высшей школы. Именно в этот период формируется профессиональная идентичность, система ценностей и убеждений, а также происходит активное развитие самосознания, неотъемлемой частью которого является самооценка.

Самооценка - это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть «Я-концепции». Самооценка выступает регулятором поведения и деятельности студента, определяя его отношение к себе, своим возможностям и перспективам.

Существуют следующие виды самооценки:

1. Адекватная: оценка человека совпадает с реальной действительностью. Он трезво осознаёт свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

2. Неадекватная (искажённая): мнение человека о себе далеко от объективного. Он либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

3. Смешанная: в разные периоды жизни восприятие себя сильно меняется. Человек может иногда проявлять уверенность. Но через некоторое время становится тревожным, думает о себе негативно, принижает личные достоинства. Или адекватно оценивает одни элементы, но нереалистично воспринимает другие.

Исследование уровня самооценки личности у студентов первого курса проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки «Педагогическое образование». Объем выборки составил 15 человек. Для оценки уровня самооценки , нами был использован тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв).

По результатам диагностики было установлено, что высокий уровень самооценки выявлен у 26,67% студентов. При таком уровне студенты, как правило, не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия.

Средний уровень самооценки наблюдается у 73,33%% испытуемых. Эти студенты время от времени ощущают неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований. Низкий уровень самооценки выявлен не был.

Основной задачей в процессе осуществления психолого-педагогической коррекции самооценки у студентов является создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию позитивного самоотношения у каждого студента. Это комплексная задача, которая включает в себя следующие аспекты:

– Диагностика самооценки студентов: преподаватель должен уметь выявлять студентов с искажённой самооценкой (заниженной или завышенной) и понимать причины её формирования.

– Индивидуальный подход к каждому студенту: учитывая индивидуальные особенности студентов, их сильные и слабые стороны, преподаватель должен создавать ситуации успеха, которые помогут им повысить уверенность в себе.

– Формирование позитивной и поддерживающей атмосферы в группе: важно создать атмосферу доверия и взаимоуважения, где студенты чувствуют себя комфортно, могут свободно высказывать сво, мнение и не боятся ошибаться.

– Стимулирование самопознания и самоанализа: преподаватель должен побуждать студентов к рефлексии, помогать им осознавать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои успехи и неудачи.

– Обучение эффективным стратегиям саморегуляции: студентам необходимо освоить техники управления своими эмоциями, стрессом и тревогой, что поможет им адекватно реагировать на различные ситуации.

– Развитие коммуникативных навыков: уверенное общение и умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми способствуют формированию позитивной самооценки.

– Сотрудничество с психологом: при необходимости преподаватель должен направлять студентов к психологу для проведения индивидуальной или групповой коррекционной работы.

Таким образом, адекватная самооценка является важным аспектом, который влияет на достижение успеха у студентов. Своевременная коррекция негативных тенденций в данной сфере поможет формировать успешных, целеустремлённых и ответственных профессионалов.

Список литературы:

  1. Бадалова Б.Т. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Academic research in educational sciences. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-studentov-v-uchebnom-protsesse-1

  2. Зотова Д.И. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ // Вестник магистратуры. 2023. №4-3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenki-podrostkov

  3. Ковярова В.А., Холодковская Н.С. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-samootsenki-studentov

  4. Чистых В.А. Научно-практические подходы к организации психолого-педагогической деятельности по формированию самооценки / В. А. Чистых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97927/

Просмотров работы: 56