Количественный химический анализ: возможные причины и факторы снижения точности результата - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Количественный химический анализ: возможные причины и факторы снижения точности результата

Иванова К.И. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность исследования обусловленаширокой применимостью количественного химического анализа (КХА) в аналитической химии. Этот вид анализа находит применение, как в научных исследованиях, так и различных областях промышленности, где необходимо знать вещества, соотнесённые с объёмом, т.е. концентрации. Цель количественного анализа – найти количественные соотношения между компонентами, найденными при качественном исследовании. Из этой цели следует, что качественный и количественный анализ – неразрывно связаны между собой. Методы количественного определения принято разделять на химические, физико-химические, физические и биологические.

Как отмечено в пособии [1] «методами количественного химического анализа устанавливают концентрации или количества составных веществ, а также, в каких количественных соотношениях они находятся в исследуемом объекте». Проведение КХА связано с рядом сложных и ответственных этапов (процедур), обладающих спецификой, присущей именно химическому анализу. Отмеченные особенности должны быть обязательно учтены. Этот факт предопределяет необходимость стандартизации самой процедуры КХА в виде методик (методов). Общие требования к методикам количественного химического анализа, их разработке, аттестации и применению стандартизованы на национальном уровне в рекомендациях по метрологии Р 50.2.090-2013 [2]. Стандартизация терминов, последовательности действий и обработки полученных результатов мы рассматриваем как необходимое условие обеспечение требований, регламентированных на различном уровне, и как условие по обеспечению точности полученных результатов.

Цель исследования: провести анализ причин и фактов, влияющих на точность результатов КХА, сформулировать общие рекомендации по повышению этих показателей точности.

Методы исследования: методы систематизации, структурирования и обработки информации, приведенной в нормативно-правовых документах и других источниках.

Результаты исследования и их обсуждение.

Согласно Р 50.2.090-2013 КХА – это «экспериментальное количественное определение в объекте анализа (веществе, материале) содержания (массовой концентрации, массовой доли, объемной доли и т.п.) одного или нескольких компонентов химическими, физико-химическими, физическими методами». При этом за результат КХА принято «установленное содержание компонента вещества в пробе, выраженное в единицах физических величин, допущенных к использованию в стране, с указанием характеристик его погрешности (неопределенности) или их статистических оценок. Результат КХА представляет собой разновидность результата измерений» [2].

Как отмечалось выше, КХА содержит несколько ключевых этапов, которые помогают определить количество вещества в образце. Каждый из этапов имеет свои особенности, обеспечивает свой вклад в погрешность (неопределенность) полученных результатов (см. таблицу 1). Содержание перечисленных в таблице 1 этапов может варьироваться в зависимости от конкретного метода и цели анализа, но в общем виде они остаются примерно одинаковыми.

Нормативное изменение подходов к оценке качества результатов измерений (испытаний, контроля), связанное прежде всего с необходимостью гармонизации требований к показателям точности результатов (стандартизовано в МС ИСО 5725, принятом как национальный стандарт в РФ: ГОСТ Р ИСО 5725:1-6 [3]), привело к использованию в метрологической практике терминов «правильность» и «прецизионность» методов и результатов измерений, представляющих собой количественные характеристики точности.

Таблица 1 – Возможное влияние этапов КХА на точность получаемого результата (систематизировано автором статьи из доступных источников [1, 3, 6])

Этап КХА

Краткая характеристика этапа

Возможное влияние на точность получаемого результата (вклад)

1. Выбор метода анализа

Определение подходящего метода количественного анализа, основываясь на характеристиках анализируемого вещества и требуемой точности.

Правильный выбор метода позволяет собрать необходимую информацию и достичь конечных целей исследования.

2. Подготовка образца

Сбор и подготовка образца для анализа, включая его очистку и, если необходимо, концентрацию.

На качество дальнейшего проведения КХА существенное влияние оказывает подготовка образца.

3. Калибровка оборудования

Процедура настройки и регулировки средства измерения с целью минимизации погрешностей.

Обеспечивает точность и соответствие требованиям при последующих измерениях.

4. Проведение анализа

Выполнение анализа согласно выбранному методу.

Помогает провести оценку динамики отдельных показателей, сравнение текущих показателей с плановыми или нормативными.

5. Обработка данных

Обработка полученных данных, включая расчеты концентрации вещества в образце на основе полученных результатов.

Корректная обработка и интерпретация данных важны для достижения точных результатов, так как ошибки в анализе данных могут привести к неверным выводам.

6. Интерпретация результатов

Сравнение полученных данных с нормативными значениями или стандартами, а также оценка точности и достоверности полученных результатов.

7. Документация

(оформление результатов)

Запись всех этапов анализа, включая методы, условия проведения и полученные результаты для будущих ссылок и проверки.

Документация включает записи о контрольных образцах, калибровке (градуировке) измерительного оборудования и проверках качества, что позволяет выявлять и устранять источники погрешностей.

Для того чтобы КХА был проведен правильно и позволил получить близкий к истинному результату, необходимо стремиться к уменьшению погрешностей (неопределенностей), характерных для этого вида химического анализа. До принятия ГОСТ Р ИСО 5725 погрешности, свойственные КХА (как и в любом виде измерений), условно подразделялись на систематические, случайные и грубые (таблица 1).

Как подчеркивалось выше, КХА – это сложное многоэтапное исследование. При этом на каждом из этапов могут возникнуть ошибки, обусловленные в том числе действиями оператора. Поэтому нами сделан акцент на необходимости выполнения конкретных требований на этапах, характеристика которых приведена в таблице 1. Ниже приводится описание влияния некорректных действий и нарушений операторов при выполнении измерений, а также другие причины, отрицательно влияющие на точность результата. Оценка приведена применительно к основным этапам КХА.

Выбор метода анализа. При выборе метода анализа также, как и на других этапах КХА, могут возникнуть ошибки, которые могут повлиять на точность результатов: несоответствие методологии цели анализа (выбор метода, который не подходит для конкретной задачи или типа образца); использование метода с низкой чувствительностью для анализа компонентов в низких концентрациях; неподходящие условия анализа (выбор метода, который требует специфических условий, которые не могут быть достигнуты); не учет возможных влияний от других компонентов в пробе; необоснованное упрощение метода; использование метода, который не был подтвержден для данного типа образца или анализируемого вещества; выбор метода, который не соответствует характеристикам доступного оборудования; выбор метода, который требует специфических навыков и знаний, которыми не обладает оператор.

Таблица 2 – Анализ причин возникновения и возможных способов устранения основных погрешностей (систематизировано автором статьи из доступных источников [1, 4, 6])

Виды погрешностей

Причины (источники) возникновения

Возможные способы выявления и устранения

1. Систематические

Обусловлены: особенностями методики анализа (методические); несовершенством используемых приборов и оборудования (инструментальные); субъективными качествами аналитика (индивидуальные)

Использование стандартных образцов (СО).

Анализ исследуемого объекта другими методами.

Метод добавок или метод удвоения

2. Случайные

Причины случайных погрешностей (ошибок) однозначно указать невозможно

Подлежат оценке методами математической статистики.

3. Грубые (промахи)

Несоблюдения оператором методики анализа.

Повторное проведение анализа с соблюдением всех требуемых условий, предусмотренных методикой.

Подготовка образца. При подготовке пробы могут возникнуть ошибки, которые в дальнейшем будут влиять на результаты анализа: неправильный выбор метода; попадание посторонних веществ или микроорганизмов в пробу; неправильные условия хранения (несоблюдение требований к температуре, освещенности, влажности); недостаточный объем анализируемого вещества может не обеспечить его представительность, а избыточный ‒усложнить анализ; недостаточно тщательное размешивание, в следствии неравномерное распределение компонентов; несоблюдение протоколов; использование устаревших (с истекшим сроком годности) или испорченных реактивов.

Калибровка оборудования. Ошибки, которые могут возникнуть в процессе калибровки: использование стандартов, которые не соответствуют диапазону или типу измерений; пренебрежение регулярной проверкой и обслуживанием оборудования; неправильная настройка параметров перед калибровкой; использование неподходящей методики или протокола для калибровки; неподходящие условия окружающей среды; отсутствие необходимого обучения и опыта у сотрудников, проводящих калибровку; ошибки в анализе полученных данных о состоянии оборудования; неправильное или неполное документирование процесса калибровки; пропуск запланированных проверок и калибровок оборудования.

Проведение анализа. Общие ошибки, характерные для этого этапа: неправильные условия хранения образцов; отсутствие контроля над условиями эксперимента; недостаточная квалификация персонала и отсутствие необходимого опыта у сотрудников, проводящих анализ; ошибки в записи результатов данных.

Для титрования, как одного из распространённых методов КХА, характерны следующие ошибки, обусловленные как влиянием человеческого фактора (неправильная подготовка растворов и техника титрования), так и свойствами анализируемых растворов: их недостаточная смешиваемость.

На этапе обработки данных могут возникнуть ошибкив документировании и отчетности, а именно: недостаточная запись данных, пропуск важных деталей; ошибки в расчетах. Этот вид ошибок также обусловлен человеческим фактором, прежде всего, усталостью и невнимательностью оператора, а также его недостаточной квалификацией.

Для этого этапа характерны проблемы, связанные с недостаточным контролем качества и игнорированием повторных испытаний.

На этапе интерпретация результатов часто возникаютошибки в интерпретации данных, связанные с необоснованными выводами исследователя и неправильным обобщением (без достаточных оснований) результатов анализа одного образца на всю партию; игнорированием различных видов погрешностей и неопределенности в результатах измерений.

Для этапа «Документация (оформление результатов)» характерны следующие ошибки: неполнота записи (отсутствие описания ключевых этапов анализа; запись методов и условий проведения анализа без достаточного уровня детализации).

Кроме этого, часто возникают неверные данные об измеренных значениях и условиях проведения анализа. Отсутствуют сведения о документах (стандартах), по которой был проведен анализ.

Для этого этапа характерно неправильное оформление: неправильная структура документации; отсутствие заголовков и подзаголовков.

Возможны ошибки контроля качества при их фиксировании: пропуск записи данных о контрольных образцах и их результатах; ошибки записей об изменениях в протоколах или методах в ходе эксперимента.

Следует отметить наличие ошибок в фиксировании даты и времени: запись неправильных дат или времени проведения анализов; отсутствие подписей и утверждений; отсутствие подписей исследователей и ответственных за анализ; документация, не прошедшая соответствующее утверждение. Неправильное (небрежное) хранение документации, в частности, отсутствие резервных копий документации и хранение документов в неструктурированном виде также может быть причиной недостоверных результатов КХА. Следует отметить, что систематическая погрешность характеризует правильность результатов анализа. Правильность анализа характеризует качество анализа, отражающее близость к нулю систематической погрешности.

Систематические погрешности обусловлены либо постоянно действующими причинами (и поэтому они повторяются при многократном проведении анализа), либо изменяются по постоянно действующему закону, который можно учесть.

К основным причинам появления систематических погрешностей относят: незаконченность аналитической реакции; потери осадка вследствие его частичной растворимости в растворе или при его промывании; соосаждение примесей с осадком, вследствие чего масса осадка возрастает.

Инструментальные погрешности, обусловленные несовершенством используемых приборов и оборудования, вносят существенный вклад в общую погрешность. Систематическая погрешность в титриметрических методах анализа вносится вследствие неточности калибровки бюреток, пипеток, мерных колб, цилиндров, мензурок и т.д. Так, например, систематическая погрешность взвешивания на лабораторных аналитических весах составляет ±0,0002 г.

Среди возможных способов выявления систематических погрешностей (см. таблицу 2) следует отметить, что анализ стандартных образцов (СО) – наиболее надежный способ выявления наличия или отсутствия систематической погрешности и оценки правильности результата анализа. При этом следует учитывать, что общий состав СО должен быть близким к составу анализируемой пробы, а содержание определяемого компонента в стандартном образце должно быть точно известно. Применение для анализа исследуемого объекта других методов предполагает применение таких методов, которые не дают систематической погрешности (метрологически аттестованы). На следующем этапе сравнивают результаты анализа с данными, полученными при анализе того же объекта с использованием оцениваемой методики или не аттестованного оборудования. Сравнение позволяет охарактеризовать правильность оцениваемой методики анализа.

Метод добавок или метод удвоения используют при отсутствии СО и метрологически аттестованной методики (метода) анализа. При этом анализируют образец, используя оцениваемую методику. Затем удваивают массу анализируемой пробы или увеличивают (уменьшают) массу в иное число раз, снова находят содержание определяемого компонента в уже новой пробе и сравнивают результаты анализов. Должна выполняться определенная закономерность (например, пропорциональность).

Согласно ГОСТ Р 52361-2018 [4] «промах (в анализе вещества или материала) – это результат анализа пробы вещества или материала объекта аналитического контроля, резко отличающийся от других результатов анализа этой же пробы (промахом считают теоретически невозможные или маловероятные результаты)». В классической метрологии промахи относятся к грубым погрешностям, «грубые погрешности измерений – случайные погрешности измерений, существенно превышающие ожидаемые при данных условиях погрешности». Однако, в основном терминологическом словаре (РМГ 29-2013 «Метрология. Основные термины и определения») этот термин не стандартизован.

Причины появления случайных погрешностей (снижения прецизионности) указать однозначно невозможно. При однократных измерениях обнаружить промах не представляется возможным. Для уменьшения вероятности появления промахов измерения необходимо проводить два-три раза и за результат принимают среднее арифметическое полученных отсчетов. При многократном повторении анализа они или не воспроизводятся, или имеют различные численные значения и даже разные знаки. Случайные погрешности, характеризующие сходимость и воспроизводимость, можно оценить методами математической статистики. Причем систематические погрешности должны быть выявлены и устранены до начала статистической обработки. Кроме этого, должно быть установлено, что систематические погрешности меньше случайных. В практике КХА для их исключения применяют статистику малых выборок, примеры подробно описаны в [5].

В заключении следует отметить, что все причины на этапах возникновения погрешностей подлежат документированию и анализу. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 подтверждение возможности правильного использования методики КХА следует рассматривать как важный элемент системы менеджмента качества испытательной лаборатории.

Список литературы

1 Лакиза, Н. В. Аналитическая химия: учеб. - метод. Пособие / Н. В. Лакиза, С. А. Штин; М-во науки и высш. Образования Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2019. – 139 с.

2 Р 50.2.090-2013. Методики количественного химического анализа. Общие требования к разработке, аттестации и применению. М.: Стандартинформ, 2014. – 22 с.

3 ГОСТ Р ИСО 5725-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 31 с.

4 ГОСТ Р 52361-2018. Контроль объекта аналитический. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2018. – 12 с.

5 Отмахов В.И., Бабенков Д.Е. Метрология количественного химического анализа (статистика малых выборок). Часть 1. учебно-методическое пособие. Изд-во: Томский государственный университет, 2018. – 88 с.

Просмотров работы: 11