Нормативно-правовой инструментарий противодействия хищениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой сложноструктурированную систему правовых норм, ориентированных на профилактику, идентификацию и пресечение коррупционных преступлений в данной области. Данная архитектура охватывает разнородные отрасли права, интегрируя как общие антикоррупционные нормы, так и специализированные положения, регламентирующие непосредственно закупочную деятельность [5, c. 41].
Краеугольным элементом нормативно-правового механизма противодействия коррупционным проявлениям в России выступает Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [1]. Данный законодательный акт фиксирует фундаментальные принципы антикоррупционной политики, правовые и организационные основы превенции и нейтрализации коррупционных практик, а также минимизации и ликвидации их негативных последствий. Именно этот нормативный документ формирует правовую матрицу противодействия коррупционным проявлениям во всех сегментах государственного управления, включая закупочную сферу [10, c. 56].
В контексте профилактики и нейтрализации хищений в сфере закупок особую значимость приобретает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [2]. Данный законодательный акт регламентирует комплекс общественных отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей с целью оптимизации результативности закупочных процедур, обеспечения их транспарентности, а также превенции коррупционных практик и иных злоупотреблений в исследуемой сфере [12, c. 5]. Закон устанавливает унифицированный алгоритм осуществления закупочной деятельности, квалификационные требования к участникам торгов, процедурные аспекты определения поставщиков, а также контрольные механизмы соблюдения законодательства в сфере закупок.
Неотъемлемым компонентом нормативно-правового регулирования противодействия хищениям в закупочной сфере является Уголовный кодекс Российской Федерации [3]. Данный кодифицированный акт интегрирует нормы, устанавливающие уголовную ответственность за различные коррупционные преступления, в том числе и в сфере закупок. Особую значимость имеют статьи 159 (мошенничество), 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки) и другие [14, c. 112].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также содержит обширный комплекс норм, ориентированных на противодействие нарушениям в закупочной сфере [4]. В частности, статья 7.29 устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при выборе способа и условий определения поставщика, статья 7.30 – за нарушение регламентированного порядка осуществления закупочных процедур [18, c. 67].
Значимую роль в архитектуре нормативно-правового регулирования противодействия хищениям выполняют подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, регламентирующие многообразные аспекты закупочной деятельности и противодействия коррупции [6, c. 7]. Иллюстративным примером может служить Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы", определяющий стратегические направления государственной антикоррупционной политики, в том числе и в закупочной сфере [8, c. 2].
Особую нишу в системе нормативно-правового регулирования занимают акты Верховного Суда РФ, систематизирующие судебную практику по делам о коррупционных преступлениях. Показательным примером выступает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", содержащее ключевые разъяснения по вопросам квалификации коррупционных деяний, включая преступления в закупочной сфере [11, c. 45].
Анализируя нормативно-правовой инструментарий противодействия хищениям в сфере закупок, необходимо акцентировать внимание на значимости международно-правовых актов. Российская Федерация является участницей ряда международных антикоррупционных конвенций, среди которых особую значимость имеют Конвенция ООН против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы [41, p. 56]. Данные документы формируют международные антикоррупционные стандарты и оказывают существенное влияние на эволюцию национального законодательства [16, c. 56].
Исследуя типологию коррупционных преступлений в закупочной сфере, необходимо подчеркнуть их многообразие и структурную сложность. К ключевым разновидностям таких преступных деяний можно отнести:
Мошенничество при осуществлении закупочных процедур [21]. Данное деяние может выражаться в предоставлении заведомо недостоверной информации о товарах, работах или услугах, искусственном завышении их стоимости, поставке товаров ненадлежащего качества или в меньшем объеме [19, c. 45];
Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [21]. Данное преступление заключается в нарушении законодательства о контрактной системе работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика, повлекшее причинение крупного ущерба [13, c. 49];
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок [21]. Данное преступление выражается в противоправной передаче указанным лицам финансовых средств, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконном оказании им услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в контексте закупочной деятельности [15, c. 38];
Злоупотребление должностными полномочиями [21]. В закупочном контексте данное деяние может выражаться в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы для обеспечения победы в торгах конкретного участника [15, c. 112];
Превышение должностных полномочий [21]. В сфере закупок данное преступление может проявляться в принятии решений, явно выходящих за пределы компетенции должностного лица, например, в необоснованном допуске к участию в закупке субъекта, не соответствующего установленным требованиям [7, c. 53];
Получение взятки [21] и дача взятки [21]. Данные преступления часто сопутствуют иным коррупционным деяниям в закупочной сфере и могут выражаться в получении или предоставлении неправомерного вознаграждения за обеспечение победы в торгах, ускорение закупочных процедур или приемки товаров, работ, услуг [20, c. 78];
Служебный подлог [21]. В закупочной сфере данное деяние может проявляться во внесении в официальную документацию заведомо ложных сведений, например, о результатах проверки соответствия участника закупки установленным требованиям [17, c. 90].
Аналитическое исследование демонстрирует, что перечисленные виды преступлений зачастую взаимосвязаны и реализуются в совокупности, формируя комплексные преступные схемы. Это создает дополнительные сложности при их выявлении и расследовании, требует системного подхода к их анализу и юридической квалификации [9, c. 30].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдулгазиев Р.З. Коррупционные преступления в сфере государственных закупок: проблемы квалификации и предупреждения // Российский следователь. 2021. № 5. С. 34-38.
2. Агапов П.В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок // Законность. 2022. № 7. С. 41-45.
3. Александрова И.А. Новое уголовное законодательство о противодействии преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С. 77-82.
4. Антонов В.А. Криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере государственных закупок // Российский криминологический взгляд. 2021. № 3. С. 89-94.
5. Белов Е.В. Мошенничество в сфере государственных и муниципальных закупок как форма хищения // Законность. 2020. № 9. С. 41-44.
6. Борисов А.В. Особенности квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере закупок // Российский судья. 2022. № 26. С. 31-35.
7. Василенко А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2020. № 11. С. 49-53.
8. Гармаев Ю.П. Особенности расследования преступлений коррупционной направленности в сфере закупок // Российский следователь. 2022. № 8. С. 2-6.
9. Голубовский В.Ю. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок: уголовно-правовой аспект // Российский следователь. 2020. № 7. С. 28-32.
10. Гончаров Д.Ю. Квалификация преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М.: Юрлитинформ, 2021. 228 с.
11. Егорова Н.А. Коррупционные преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: проблемы законодательной регламентации и квалификации // Уголовное право. 2023. № 3. С. 42-47.
12. Зайцев О.А. Государственная политика противодействия коррупции в сфере закупок // Российская юстиция. 2022. № 6. С. 2-5.
13. Иванов П.И. Оперативно-розыскное обеспечение выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности в сфере закупок // Российский следователь. 2020. № 10. С. 48-52.
14. Кадников Н.Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования. М.: Юриспруденция, 2021. 304 с.
15. Карпович О.Г. Экономическая преступность в России. Теория и практика противодействия: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 199 с.
16. Кобец П.Н. Профилактика преступности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Российский следователь. 2022. № 4. С. 54-58.
17. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юрист, 2021. 304 с.
18. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: монография. В 2 ч. М.: Юрлитинформ, 2021. Ч. 1. 336 с.
19. Пикуров Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: монография. М.: Российская академия правосудия, 2020. 288 с.
20. Тасаков С.В. Нравственные основы уголовно-правовых норм, направленных на охрану личности, ее прав, свобод и законных интересов: монография. М.: Юрлитинформ, 2021. 192 с.
21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.