ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЭВТАНАЗИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЭВТАНАЗИИ

Цыбаров Д.Э. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существует несколько взаимосвязанных аспектов эвтаназии. К ним относятся медицинские, этические, правовые и религиозные аспекты.

Этический - включает в себя идеи сторонников «хорошей или достойной смерти». Они считают, что жизнь не должна превращаться в пытку смертельно больного человека изнурительными процедурами, капельницами и так далее. И все это во имя укрепления их естественной смерти. Лучше помочь им умереть безболезненно.

Большинство сторонников, однако, выступают за пассивную эвтаназию и отвергают возможность активной эвтаназии [4].

Сильная боль обычно является причиной, по которой пациент просит ускорить смерть, а значит, просьба вынужденная и искренняя. Врач, вместо того чтобы последовать примеру пациента, должен ответить на него многочисленными обезболивающими средствами, которые предлагает современная медицина. Другое дело, когда, например, человек находится в длительной коме и уже необратимо потерял сознание, а современные медицинские технологии позволяют поддерживать жизнь в течение очень долгого времени.

Это еще одна причина, по которой необходимо законодательное регулирование данного вопроса.

Более общее мнение заключается в том, что эвтаназия морально допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях она должна быть легализована [3].

Феномен эвтаназии имеет глубокие исторические корни и прошел долгий путь развития. Еще в древних цивилизациях существовали практики облегчения страданий неизлечимо больных людей. В Древней Греции и Риме существовали определенные формы добровольной эвтаназии, которые воспринимались как естественное право человека.

Юридическая перспектива допустимости эвтаназии ясна из того факта, что в Древнем Риме в случаях, когда жертва давала согласие на причинение вреда, причинитель вреда не наказывался публично. Однако с распространением христианства эвтаназия была осуждена как недопустимое вмешательство в божественный замысел.

В дальнейшем в Германии был изменён подход к оценке Эвтаназии. В XX века юрист К. Биндинг и психиатр А. Хоше (нем. Alfred Erich Hoche) предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней.

Такое толкование термина «эвтаназия» впоследствии получило широкое распространение в нацистской Германии и завоеванных ею странах.

Сначала Гитлер допускал эвтаназию как привилегию для неизлечимо больных арийцев, но в сентябре 1939 года он подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии подлежала вся «жизнь, не имеющая достоинства». Вопрос о «недостойности» в каждом случае решала медицинская «тройка». В результате, по разным данным, за два года было уничтожено от 100 000 до 275 000 человек.

Международный трибунал по военным преступлениям в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечности. В результате немецкие национал-социалисты очень серьезно скомпрометировали идею эвтаназии. С тех пор одним из главных аргументов противников эвтаназии является возможность злоупотреблений, которые распространяются на уничтожение всех недееспособных людей.

Дело американского врача Дж. Кеворкяна, получившего прозвища «Доктор Смерть» и «Доктор Суицид», стало громким скандалом, когда он, действуя по собственной воле, усыпил 52-летнего Томаса Юка, страдавшего неизлечимой болезнью. Его действия нарушили уголовное законодательство США, и в 1999 году Кеворкяна приговорили к 15 годам лишения свободы за совершение убийства второй степени.

В 2004 году, в июльском месяце, Окружной суд Тель-Авива принял решение по иску, связанному с прекращением жизни пациента, который был в коме в течение восьми месяцев. Родные 74-летнего израильтянина, настаивая на эвтаназии, добились от суда разрешения отключить его от оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность.

С медицинской точки зрения причинение смерти страдающему человеку по его просьбе кажется эмоционально оправданным. С точки зрения, как медицинской этики, так и закона, «человек - хозяин своего тела». Так что теперь это просто случай, когда человек обращается к врачу и отдает последние распоряжения своему телу, но врачи отказываются проводить эвтаназию. Это запрещает не только закон РФ.

Врач - спаситель жизни. Эвтаназия противоречит этой роли. Даже если мы признаем право пациента определять свою жизнь, это не значит, что врач обязан исполнять его волю. Вопрос об эвтаназии - один из сложных вопросов медицинской морали, профессиональной морали. Поэтому врач должен отклонять просьбы родственников, основанные на человеческих чувствах, сострадании, желании уменьшить страдания безнадежно больного пациента, поскольку такие просьбы не являются законными с юридической точки зрения.

Однако врачи - тоже люди, и сострадание им тоже не чуждо. Естественно, среди врачей есть и те, кто оправдывает эвтаназию как способ избавления от страданий [2].

В России действует «Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации» [5] (принят Первым национальным съездом врачей РФ 5 октября 2012 г.), ст. 42 которого гласит: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Христианство строго запрещает самоубийство. Церковь говорит, что самоубийцы обречены на вечную смерть, и запрещает устраивать им христианские похороны. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Русской православной церкви (РПЦ) высказал свою позицию по поводу эвтаназии. В заявлении «Современные тенденции легализации эвтаназии в России» говорится: «Православные священники, ученые и врачи считают невозможной любую попытку эвтаназии, так как это действие, направленное на сознательное убийство безнадежно больных людей, и рассматривают эвтаназию как особую форму убийства». Совет определяет эвтаназию как особую форму убийства, самоубийства или их комбинацию.

В современную эпоху, с развитием медицины и философии, взгляды на эвтаназию стали вновь меняться. В XX веке эвтаназия стала предметом научных и этических дебатов, особенно в контексте медицинской этики и прав человека. Сегодня отношение к эвтаназии в разных странах неодинаково: в одних странах она легализована на строгих условиях, в других - запрещена. Таким образом, возникновение феномена эвтаназии отражает эволюцию моральных, религиозных и правовых представлений в обществе [1].

Таким образом, неоднозначность понятия эвтаназии закономерно содержит комплекс взаимосвязанных моментов (этический, медицинский, правовой, религиозный), которые невозможно рассматривать по отдельности. Каждый момент дополняет друг друга. Возможно, все это и сказывается на невозможности принять однозначное решение по вопросу эвтаназии.

Эвтаназия – это преднамеренное прекращение жизни человека с его согласия или по просьбе близких с целью избавления от неизлечимых страданий. Этот феномен рассматривается в медицинском, этическом и юридическом аспектах, вызывая острые дискуссии в обществе. В разных странах эвтаназия регулируется по-разному: в одних она узаконена, в других приравнивается к убийству. В российском праве эвтаназия запрещена и квалифицируется как преступление, что отражает традиционные ценности защиты жизни. Однако вопросы ее легализации и допустимости остаются актуальными, особенно в контексте развития медицины и прав человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агишева Э.Р., Баймашев А.Ш. Эвтаназия в онкологии // В сборнике: фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 239-242.

2. Бородусова А. М., Горлов Р. М. Эвтаназия: за и против // Форум молодых ученых. 2023. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-za-i-protiv.

3. Тербежекова В. В. Эвтаназия: милосердие или убийство? / В. В. Тербежекова. — Молодой ученый. — 2020 — № 22 (312). — С. 311-312. - URL: https://moluch.ru/archive/312/70805/

4. Эргашев У. А. Эвтаназия как социальное явление // Экономика и социум. 2022. №12-1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-kak-sotsialnoe-yavlenie.

5. «Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации»www.normativ.kontur.ru

Просмотров работы: 29