Современное образование под воздействием технологического прогресса активно изменяется и подстраивается под цифровые технологии, и московские электронные школы — яркий пример происходящих изменений. В преподавательской сфере, а в частности в биологии и химии инновационный подход играет очень важную роль, содействуя как повышению самого качества обучения и вовлеченности в учебный процесс, так и повышению роста интереса школьников к естественным наукам. Давайте подробнее рассмотрим ключевые аспекты этих преобразований.
В основу современных трендов образования и науки в наше время является цифровизация. Электронные школы очень активно используют онлайн-платформы для предоставления учебных материалов. Это позволяет учащимся получать доступ к различным ресурсам, таким как видеоуроки, онлайн лекции и интерактивные тесты для оценки полученных знаний. Также существуют различные онлайн платформы для дистанционного обучения. Такие платформы, как Moodle и Google Classroom, например, предоставляют возможности организовывать учебный процесс так, чтобы он был доступен в любом месте и в любое удобное время, при этом качество обучения не страдает, а единственным условием является наличие интернета. Благодаря таким сервисам ученики могут подобрать удобный для себя темп обучения для совершенствования полученных знаний, а преподаватели могли контролировать успеваемость учащихся и их вовлеченность в процесс обучения.
Неотъемлемой частью инновационных методов обучения стали виртуальные лаборатории. Они стали настоящим прорывом в обучении химии и биологии, так как позволяют проводить эксперименты, не выходя из дома, что очень важно в условиях ограниченного доступа к настоящим лабораториям. В таких лабораториях учащиеся могут взаимодействовать с виртуальными образцами, проводить сложные химические реакции или исследовать протекание биологических процессов, повышает интерес к предмету и делает обучение более интерактивным, детальным и интересным. К примеру, такие лаборатории позволяют проводить эксперименты различными веществами и реагентами, использование которых в учебном процессе запрещено по правилам техники безопасности, или же проведение опытов, которые невозможно провести в условиях школьных лабораторий. К таким экспериментам относятся изучение свойств угарного газа, сероводорода и прочих опасных веществ. Кроме того, такие технологии не только повышают безопасность проведения исследований, но и расширяют возможности для проведения практических лабораторных занятий.
Мультимедийные анимации, видео с 3D-моделированием и прочие инструменты помогают разобраться и наглядно объяснить сложные концепции. К примеру, при изучении клеточной структуры или отдельно взятой молекулы, учащиеся могут рассмотреть процесс деления клеток или увидеть наглядно как взаимодействуют химические вещества на уровне молекул. Также блестящей идеей стала возможность использования виртуальных лабораторий. Неоценимыми являются возможности виртуальных лабораторий при изучении механизмов протекания химических реакций. По словам учеников, такой подход помогает лучше усваивать материал и делает его более понятным и легким для восприятия.
В последнее время проектное обучение набирает все большую популярность в преподавании химии и биологии в школах. Учащиеся вовлекаются в решение практических задач, где необходимо активно применять знания и навыки, полученные на уроках биологии и химии. Это может быть как исследование экологических проблем или разработка новых материалов, так и исследование свойств уже существующих материалов. Использование библиотеки МЭШ значительно упрощает процесс поиска первоисточников информации, а возможность моделирования экспериментальной части исследовательского проекта при помощи виртуальной лаборатории позволяет проверить выдвинутые исследователями теории и гипотезы. Такой подход развивает критическое мышление, повышают коммуникабельность и навыки работы в команде, а также позволяет учащимся увидеть практическое применение своих знаний и умений.
Интегрированный в образовательный процесс проект STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) также становится важным направлением. Проекты, объединяющие различные дисциплины, помогают ученикам развивать креативное мышление, которое необходимо для развития учеников, а также для тесного взаимодействия между дисциплинами. Например, создание ART-объектов на основе биологических тем или разработка научных приложений требует от учащихся кроме теоретических и практических знаний из естественных наук, но и креативного, творческого подхода.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день используемая система образования нуждается в еще большем внедрении инновационных технологий, что позволит качественно улучшить обучение поможет соответствовать требованиям цифровой эпохи. Московская электронная школа (МЭШ) представляет собой одну из платформ, которая объединяет цифровые ресурсы и различные инструменты, необходимые для создания уроков и систем управления образовательным процессом.
Одним из флагманов использования ресурсов МЭШ в Дагестане является МБОУ «Лицей 39 им. Астемирова», в котором активно используется программы этой электронной школы для того, чтобы сделать образовательный процесс более гибким и эффективным. Целью исследования является анализ опыта внедрения МЭШ в МБОУ многопрофильный лицей №39 и оценка его влияния на образовательный процесс.
Задачи исследования включают:
Изучение возможностей платформы МЭШ.
Анализ внедрения новых форм обучения с использованием МЭШ.
Оценка влияния МЭШ на успеваемость и мотивацию учащихся.
Для проведения исследования использовались следующие методы:
- Анализ образовательных ресурсов МЭШ.
- Наблюдение за процессом внедрения платформы в лицее, посещение уроков биологии и химии.
- Анкетирование учителей, учеников и родителей.
- Сравнительный анализ успеваемости до и после внедрения МЭШ.
В рамках исследования были проанализированы уроки с использованием платформы МЭШ учителей Расулова А.И., Муртазалиевой М.К., Закаригаджиевой Р.М., а так же уроки в МБОУ лицей № 38, в лицее 22, СОШ №46 учителей (Гамзатовой Д.Г., Аллахкулиевой Н.Г. ),в которых данная платформа пока не используется. Как нам кажется, уроки с использованием ресурсов МЭШ более информативны и позволяет сэкономить много рабочего времени.
Результаты исследования
Использование интерактивных уроков
Учителя лицея активно используют библиотеку МЭШ для создания интерактивных уроков, которые включают видео, аудио, тесты и другие мультимедийные материалы. Это позволяет сделать уроки более занимательными и понятными для учащихся.
Цифровые домашние задания
С помощью МЭШ учителя могут задавать домашние задания удаленно в цифровом формате, что упрощает процесс проверки и позволяет ученикам получать обратную связь в режиме реального времени.
Аналитика успеваемости
Платформа МЭШ предоставляет возможность отслеживать успеваемость каждого ученика, что помогает учителям вовремя выявлять пробелы в знаниях и корректировать учебный процесс.
Взаимодействие с родителями
Родители получают доступ к электронному дневнику, что позволяет им контролировать успеваемость и посещаемость своих детей.
Внедрение МЭШ в МБОУ многопрофильный лицей №39 показало значительные улучшения в организации образовательного процесса. Ученики стали более мотивированными, а учителя получили мощный инструмент для создания качественных уроков. Однако важно учитывать, что успешное использование МЭШ требует дополнительного обучения педагогов и обеспечения технической инфраструктуры.
Московские электронные школы активно сотрудничают с университетами и научными учреждениями, что позволяет привлекать высококлассных ученых и специалистов к общеобразовательному процессу. Мастер-классы, тренинги, лекции и практические занятия с участием профессионалов дают учащимся уникальную возможность получить знания из первых уст и вдохновиться реальными научными достижениями.
Опыт МБОУ многопрофильного лицея № 39 им. Астемирова демонстрирует, что Московская электронная школа является эффективным инструментом для реализации новых форм обучения. Платформа способствует повышению качества образования, индивидуализации учебного процесса и улучшению взаимодействия между педагогами и учащимися.
Инновации в биологическом и химическом образовании московских электронных школ открывают новые возможности развития как для учащихся, так и для самих преподавателей. Цифровые технологии и инструменты, виртуальные лаборатории, мультимедийные ресурсы и проектное обучение делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Эти изменения не только способствуют лучшему усвоению материала, но и формируют у учащихся интерес к наукам и технологиям, что необходимо для будущего науки и технологий в нашей стране. В условиях стремительного прогресса важно продолжать развивать и совершенствовать эти направления, чтобы обеспечить качественное образование нового поколения.
Библиографический список
Официальный сайт МЭШ https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
Кашицин В. П. Научная статья Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-protsessa-tsifrovizatsii-v-sisteme-obschego-obrazovaniya-rossii