Актуальность исследования. В современном обществе важное значение придается развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творческое воображение является основой для дальнейшего развития личности, способностью к решению проблем, инновационному мышлению и успешной адаптации к меняющимся условиям. Изучение особенностей творческого воображения позволяет выявить потенциальные различия и потребности в развитии у мальчиков и девочек, что крайне важно для разработки эффективных методик обучения и воспитания. Проблема изучения влияния пола на проявление творческого потенциала остается актуальной и требует дальнейшего исследования.
Л.С. Выготский сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»
Ж.Пиаже и О.М.Дьяченко подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «...Если не дано нам пожить в этом чужом (мужском или женском) мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола», поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи [3, c. 7].
Анализ научной литературы позволяет определить понятие воображения в качестве психического процесса и психической деятельности творческого отражения и преобразования в субъективно новые сочетания перцептивных элементов эмоционально-чувственного и абстрактно-логического опыта индивида в процессе освоения им окружающего мира. У мальчиков сильнее развито пространственное воображение. В результате девочкам требуется помощь, чтобы осознать трехмерность пространства. У девочек в большей степени развита оригинальность мышления и уровень развития воображения.
В детских снах и рисунках проявляются архетипические символы, у мальчиков это символы свободы и путешествий, символы врага, символы силы и борьбы, символы победы. У девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства, символы женственности, изящества, легкости, нежности, символы очага и домашнего уюта, символы достатка в доме, символы красоты [2, c. 256].
Все виды деятельности (игра, чтение, конструирование и т.д.) влияют на развитие воображения. Деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Развитие воображения происходит по мере накопления опыта практической деятельности и совершенствования психических функций. В современной психологии представлено большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе [1, c. 104].
В ходе проведения исследования были использованы методики “Нарисуй что-нибудь” (Немов Р.С), “Солнце в комнате” (В. Синельников, В. Кудрявцев), “Дорисовывание фигур” (Дьяченко О.М).
Диаграмма 1
Сопоставление результатов представленных методик у мальчиков старшего дошкольного возраста
Диаграмма 2
Сопоставление результатов представленных методик у девочек старшего дошкольного возраста
В ходе проведенного исследования было установлено, что уровень творческого воображения у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста не имеет значительных различий. Гендерные факторы, как показали результаты, не оказывают существенного влияния на развитие творческих способностей у детей данной возрастной группы.
Исследование проводилось с использованием трех диагностических методик:
Методика "Нарисуй что-нибудь" (Немов Р.С.). Эта методика позволяет оценить уровень воображения через свободное рисование. Результаты показали, что как девочки, так и мальчики проявляют схожий уровень оригинальности и разнообразия в своих рисунках. Оба пола демонстрируют способность к созданию уникальных образов, что свидетельствует о среднем уровне творческого воображения. Выявилось, что у девочек детализированные рисунки, а у мальчиков более развито пространственное мышление.
Методика "Дорисовывание фигур" (Дьяченко О.М.). В этой методике дети должны завершить незаконченные рисунки, что также позволяет оценить их воображение. Результаты показали, что и девочки, и мальчики подходят к задаче с одинаковым уровнем креативности, демонстрируя схожие подходы к завершению рисунков и добавлению новых элементов. Однако по данной методике у мальчиков отсутствует низкий уровень, что позволяет оценить их более высоким уровнем, чем у девочек.
Методика «Солнце в комнате» позволяет оценить уровень воображения и креативности у детей через их способность к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. В ходе проведения данной методики выявилось, что у девочек средний уровень, а у мальчиков низкий. Дети успешно справлялись с задачами, проявляя оригинальность и индивидуальность в своих ответах.
Сравнение результатов. Анализ результатов по всем методикам показал, что гендерные различия не оказывают значительного влияния на уровень творческого воображения. Как девочки, так и мальчики проявляли схожие способности в создании образов, но что у девочек детализированные рисунки, а у мальчиков более развито пространственное мышление, что свидетельствует о том, что факторы, влияющие на развитие воображения, могут быть более связаны с индивидуальными особенностями ребенка, его окружением и воспитанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень творческого воображения у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста равен, и гендерные различия не играют значительной роли в этом аспекте. Это открытие подчеркивает важность создания равных условий для развития воображения у всех детей, независимо от их пола, и акцентирует внимание на необходимости индивидуального подхода в воспитании и обучении.
Использованная литература
Бердюгина О.М. Развитие творческого воображения у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности. Статья в сборнике трудов конференции. 2015. – 104с.
Варламова,Е.П. Психология творческой уникальности Текст./ Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей: Мозаика-Синтез; Москва; 2007. – 7 с.