ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР

Егорова С.К. 1, Иванова М.К. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сохранение жизни на земле невозможно без морального отношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды может оказаться философским понятием, если не внушить ребёнку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу – так, как мы любим нашу маму и друг друга, как любим саму жизнь.

По существу, речь идёт о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на земле.  

Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Н.Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной». И.Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей».

В.А. Ясвин предполагает, что «экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. В дошкольной педагогике, как отмечает Н.А. Рыжова, пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. Авторы программ, пособий для работы с дошкольниками чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним термина «экологическое воспитание».

Авторы программ, пособий, предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического образование дошкольников: воспитание начал экологической культуры (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания (Г. Филиппова).

Целью нашего исследования является определитьпедагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствами дидактических игр.

Мы предполагаем, что формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если использовать игровые технологии, соответствующие возрастным возможностям детей, подбирать игры последовательно их с учётом возраста детей и природных особенностей родного края.

Изучив научно-педагогическую литературу по теме исследования, мы провели опытно-экспериментальную работу в МБДОУ «Д/с №43 Улыбка» ГО «Город Якутск» РС(Я).

В старшем дошкольном возрасте формируются такие экологические представления:

  • формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • формирование воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,)

  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

Нами использованы следующие диагностические методики по экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.): методика "Знатоки природы", «Экологический светофор», «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме.По данным всех трех разделов, определили позиции по отношению к природе у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень в экспериментальной группе показали 50% детей. Дети владели способами целесообразной деятельности в природе, проявляли активность в решении экологических проблем.

Средний уровень в экспериментальной группе показали 25% детей. Дети находили путь решения экологических проблем, но не всех и низкий уровень в экспериментальной группе показали также 25% детей. Дети не смогли найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения).

Для того чтобы игровая технология действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу, родителям нужно стать её непосредственным участником. Немаловажное значение для формирования игровой деятельности имеют умение детей совместно играть, соблюдать правила игры, использовать игровые предметы и предметы-атрибуты. Определяя педагогические условия и использования игровых технологий в экологическом представлении у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что формы игровых технологий разнообразны и многочисленны: познавательные экологические занятия с элементами игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, инсценировки и многое другое. Для детей старшего дошкольного возраста немаловажное значение имеют игровые обучающие ситуации (с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий) и все виды игр: подвижные, дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные, творческие, строительные, интеллектуальные, самостоятельные. Игровые технологии в экологическом образовании являются самыми результативными и естественными. Они помогают выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Ссылки на использованные источники:

  1. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н.Ф. Винокурова. - Нижний Новгород, 1996. - 73 с.

  2. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - Москва, 2000 - 456 с.

  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва, 2001. - 432 с.

  4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020.

  5. Королева А. Естествознание для малышей / А. Королева // Дошкольное воспитание, 1998. - № 10.

Просмотров работы: 9