Тема исследования актуальна тем, что сегодня растет интерес к вопросам, связанным с развитием и проявлениями чувства (эмоций) и разума (интеллекта), рационального и эмоционального, их согласованных действий и взаимного влияния.
Эмоциональный интеллект – это процесс, который может объединить
в себе умение отличать и определять эмоции, контролировать свои эмоции
и общее эмоциональное состояние, а также, уметь воздействовать на эмоции тех, с кем контактируешь [1, с. 38].
Проблема развития эмоционального интеллекта активно изучается зарубежными (Дж. Готтман, Д. Гоулман, Дж. Деклер, Дж. Мейер, Г. Орме, П. Сэловей, Д. Слайтер и др.) и отечественными исследователями (Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Грязнова,
А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.Е. Кравцова, М.А. Нгуен, Л.М. Новикова, О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко и др.). Ими отмечается, что от степени благополучия данного развития в дошкольном возрасте значительно определяется успешность развития личности ребенка на протяжении всех последующих возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст
является наиболее сензитивным периодом формирования и развития эмоционального интеллекта [2, с. 59].
У детей старшего дошкольного возраста эмоциональный интеллект находится в стадии активного развития. Основными сопоставляющими эмоционального интеллекта являются:
- распознавание эмоций;
- понимание причин эмоций;
- выражение эмоций;
- эмпатия;
- регуляция эмоций;
- самосознание;
- социальные навыки [6, с. 56].
Экспер܁имен܁тальн܁ой базой исследован܁ия являлось Мун܁иципальн܁ое бюджетн܁ое дошкольн܁ое обр܁азовательн܁ое учр܁еждение ܁ Центр развития ребенка Детский сад №24 «Сардаана» г. Якутск Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы, из них дети экспериментальной группы - 10, в контрольной группы – 10.
Цель экспериментального исследования:
- определить критерии оценки и провести экспериментальное изучение уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать диагностические методики для изучения уровней развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
- осуществить качественный и количественный анализ данных диагностики.
Нами были использованы следующие методики:
- модификационная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена «Выбери нужное лицо» [3];
- методика-наблюдение И.О. Карелиной «Эмоциональная ориентация ребенка на сверстника в детской группе» [4];
- беседа с родителями по опроснику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А.М. Щетинина) [7].
Результаты проведения диагностики по данным методикам приведены в диаграмме 1 (см. диаграмму 1).
Диаграмма 5
По диаграмме 1 видно, что в экспериментальной группе были выявлены 2 детей с оптимальным уровнем эмоционального интеллекта. Эти дети умели описывать ситуации и способны анализировать проявление эмоций. По характеру они сангвиники. Общительные, активные, жизнерадостные, быстро адаптировались к новым ситуациям, легко выражали положительные эмоции (радость, восторг), были более устойчивы к негативным эмоциям, быстро переключались с грусти или гнева, легче заводили друзей и адаптировались в коллективе.
К допустимому уровню мы отнесли 6 детей. Эти дети могли испытывать трудности с контролем своих эмоций; часто проявляли лидерские качества, но могли быть конфликтными. Дети определяли эмоциональные состояния, анализируя ситуацию, и учитывали при этом мимику, жесты и другие видимые проявления эмоций. У детей № 001, 002, 003, 004 эмоциональная настроенность на сверстников была непостоянной. Хотя они были способны строить дружеские отношения, их реакции на эмоции других детей и их успехи/неудачи не всегда были адекватны ситуации и могли быть спонтанными. Данные дети были склонны к сильным эмоциональным реакциям, но моли испытывать трудности с контролем своих эмоций; часто проявляли лидерские качества, но могли быть конфликтными. Дети № 005, 006 – меланхолики по типу темперамента. Они были способны к эмоциональным чувствам, но стеснялись их проявлять.
Критический уровень показали 2 детей. Дети демонстрировали отсутствие понимания эмоциональных состояний, отказывались от ответа или допускали серьёзные ошибки в описании. По характеру они были флегматичны, равнодушны к окружающим сверстникам. замкнуты в себе, любили играть одни, имели трудности в общении, были малоразговорчивы и речь у них была слабо развита.
Таким образом, выявленные низкие результаты диагностики показали необходимость разработки методических рекомендаций. Мы разработали специальные игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта детей.
В качестве рекомендаций предлагаем следующие приемы.
1) Можно провести работу с отрывками из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывают его.
Например, иллюстрации из сказок. Послушайте отрывок из сказки, какое чувство испытывают герои? Изобразите его с помощью мимики и жестов.
- отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх);
- отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость);
- отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу...» (злость, испуг);
- отрывок из сказки «Царевна-лягушка»: «Заговорила тут с Иваном царевичем лягушка» (удивление);
- отрывок из сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет» (печаль, грусть).
2) Также можно знакомить детей с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов, потешек, стихов, а также при рассматривании с детьми сюжетных картинок. Например, картинка (это может быть любое улыбающееся лицо), «Радость» «Грусть», «Страх», «Злость», «Удивление».
Проводится беседа: Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радостное, грустное настроение? Когда испытываем злость, страх? При рассматривании изображения отмечается форма губ, положение бровей, характерные для того или иного настроения («радость» — веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» — глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице и др.).
3) Анализ сказки «Колобок», показывая эмоции на смайликах (конверты с эмоциями).
1. Что чувствовал заяц, когда колобок укатился от него?
2. Какое выражение лица было у волка, когда колобок его обхитрил?
3. Какое чувство испытал колобок, после встречи с медведем?
4.Что вы почувствовали, когда лиса съела колобка?
Данный способ учит умение распознавать эмоциональное состояние героев, называть изображать эмоцию, находить соответствующую пиктограмму. Самое главное учить детей проговаривать свои эмоции.
4) Для того дети научились изображать соответствующие эмоции мимикой и жестами используются дидактические игры: «Тренируем эмоции», «Распознай эмоцию», «Театр настроений», «Найди пару». Дети изображают эмоции перед зеркалом. Выбирают «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное».
Также предлагаем комплекс игр, упражнений и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие ключевых компонентов эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.
Все упражнения и игры должны проводиться в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Регулярность занятий – ключ к успеху. Необходимо создавать в группе позитивную и поддерживающую атмосферу, поощрять инициативу детей и их эмоциональную открытость. Наблюдение за детьми и индивидуальный подход позволят эффективно развивать их эмоциональный интеллект.
В заключение следует отметить, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста – это сложный, но крайне важный процесс, непосредственно влияющий на их социальную адаптацию, успешность в обучении и формирование гармоничной личности. Предложенные рекомендации представляют собой комплекс эффективных инструментов, направленных на развитие всех основных компонентов эмоционального интеллекта. Систематическое использование данных методов, в сочетании с созданием поддерживающей и положительной атмосферы в группе, позволит педагогам-психологам достичь значительных результатов в развитии эмоциональной сферы детей, подготовив их к успешной школьной жизни и дальнейшей взрослой жизни.
Таким образом, по итогам психолого-педагогического исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи успешно решены и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ссылки на источники
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2020. – 38 с.
Буянова А.Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А.Ю. Буянова, Е.Ю. Бледнова, С.Ю. Кудрявцева, Э.М. Зимуков // Образование и воспитание. - 2015. - № 3. – 59 с.
Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Дж. Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. – 5-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.
Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография / И.О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019. – 178 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2021. – 208 с.
Ленкина В.О. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / В.О. Ленкина, А.А. Огир, О.В. Вартанян, Л.Ю. Борохович // Молодой ученый.
– 2017. – № 13 (147). – 56 с.
Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2018. - № 1. - С. 83–85.