Проект по познавательно- исследовательской деятельности «Маленькие исследователи» для детей среднего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Проект по познавательно- исследовательской деятельности «Маленькие исследователи» для детей среднего дошкольного возраста

Лыткина А.И. 1, Жожикова Л.В. 2
1СВФУ ПИ ДО-23
2Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе дошкольного образования важное место отводится экологическому воспитанию детей. Ознакомление детей с окружающим миром, природой, приобщение детей к экспериментированию и исследовательской деятельности входят в образовательную область «Познавательное развитие» в рамках ФГОС дошкольного образования. Воспитание любви к своей земле, к природе родного края, формирование ценностного отношения к природе, экологической культуры – основные задачи, стоящие перед педагогами. Именно на этапе дошкольного детства закладываются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры детей и важное место занимает здесь профессиональная подготовка педагогов.

Детское экспериментирование - эффективный метод познания явлений окружающего мира и является одной из актуальных проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений из мира природы. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок включается активные поиски решения задач и ситуаций. Таким образом, экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? Как устроен мир?) Поиск ответов на эти вопросы является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное преимущество проекта состоит в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах явлений природы. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Благодаря этому проекту мы надеемся заинтересовать родителей совместной исследовательской деятельностью, повысить качество образовательной деятельности по познавательному развитию. Результатом реализации проекта является приобретенный детьми опыт исследования предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта: Образовательные:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

  • Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Развивающие:

Способствовать ознакомлению детей со свойствами явлений природы и различных материалов, развитию любознательности, мышления и речи детей в процессе наблюдений за реальными природными объектами и с методами практического экспериментирования.

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.

  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Для работы с родителями.

  • Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель ребенок на подготовительном этапе.

  • Выполнять совместные задания по проекту.

Для воспитателя:

  • Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

  • Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

  • Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний об окружающей природе; свойствах воды, воздуха, почвы, песка, ткани и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; формирование коммуникативных навыков.

Для родителей: Повышение компетентности по познанию окружающего мира, опытно экспериментальной деятельности, бережному отношению к природе.

Для воспитателя: Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

В процессе работы над проектом мы провели следующие занятия с детьми с использованием экспериментальной деятельности: опыты с водой на тему «Волшебница вода», «Какие материалы как пропускают воду», опыты с воздухом: «Игры с соломинкой», «Что в пакете». опыты с бумагой: «Бумага, её качество и свойства, опыты с бумагой: «Бумага, её качество и свойства», опыты с магнитом: «Знакомство с магнитом».

Занятия проводились в экологической лаборатории. Дети одевали белые халаты и превращались в «ученых». На заключительном этапе работы над проектом дети принимали участие в детской научно-практической конференции, выступали с докладами по темам экспериментальной деятельности. В результате дети научились выступать, желать выводы и заключение по результатам исследования. Такие занятия развивают у детей речь, логическое мышление, познавательную активность, интерес к миру природы.

Литература

  1. Рыжова Н.А. Наш дом – природа/ Н.А. Рыжова. - М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. – 190 с.

  2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/Т.А.Серебрякова. – М.: Академия. – 2006. 208 с.

Просмотров работы: 7