В системе дошкольного образования важное место отводится экологическому воспитанию детей. Ознакомление детей с окружающим миром, природой, приобщение детей к экспериментированию и исследовательской деятельности входят в образовательную область «Познавательное развитие» в рамках ФГОС дошкольного образования. Воспитание любви к своей земле, к природе родного края, формирование ценностного отношения к природе, экологической культуры – основные задачи, стоящие перед педагогами. Именно на этапе дошкольного детства закладываются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры детей и важное место занимает здесь профессиональная подготовка педагогов.
Детское экспериментирование - эффективный метод познания явлений окружающего мира и является одной из актуальных проблем современности. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений из мира природы. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок включается активные поиски решения задач и ситуаций. Таким образом, экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? Как устроен мир?) Поиск ответов на эти вопросы является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Главное преимущество проекта состоит в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах явлений природы. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Благодаря этому проекту мы надеемся заинтересовать родителей совместной исследовательской деятельностью, повысить качество образовательной деятельности по познавательному развитию. Результатом реализации проекта является приобретенный детьми опыт исследования предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения.
Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта: Образовательные:
Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Развивающие:
Способствовать ознакомлению детей со свойствами явлений природы и различных материалов, развитию любознательности, мышления и речи детей в процессе наблюдений за реальными природными объектами и с методами практического экспериментирования.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Для работы с родителями.
Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель ребенок на подготовительном этапе.
Выполнять совместные задания по проекту.
Для воспитателя:
Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний об окружающей природе; свойствах воды, воздуха, почвы, песка, ткани и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; формирование коммуникативных навыков.
Для родителей: Повышение компетентности по познанию окружающего мира, опытно экспериментальной деятельности, бережному отношению к природе.
Для воспитателя: Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
В процессе работы над проектом мы провели следующие занятия с детьми с использованием экспериментальной деятельности: опыты с водой на тему «Волшебница вода», «Какие материалы как пропускают воду», опыты с воздухом: «Игры с соломинкой», «Что в пакете». опыты с бумагой: «Бумага, её качество и свойства, опыты с бумагой: «Бумага, её качество и свойства», опыты с магнитом: «Знакомство с магнитом».
Занятия проводились в экологической лаборатории. Дети одевали белые халаты и превращались в «ученых». На заключительном этапе работы над проектом дети принимали участие в детской научно-практической конференции, выступали с докладами по темам экспериментальной деятельности. В результате дети научились выступать, желать выводы и заключение по результатам исследования. Такие занятия развивают у детей речь, логическое мышление, познавательную активность, интерес к миру природы.
Литература
Рыжова Н.А. Наш дом – природа/ Н.А. Рыжова. - М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. – 190 с.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/Т.А.Серебрякова. – М.: Академия. – 2006. 208 с.