Введение. Современные тенденции развития дошкольного образования направлены на создание условий для активного познания окружающего мира детьми, стимулирования их творческой активности и формирования устойчивого интереса к обучению. Важным направлением в этом процессе является применение инновационных методик, включающих элементы цифровых технологий и мультимедийных средств. Одним из перспективных способов развития познавательного интереса у дошкольников является создание мультипликационных фильмов.
Познавательный интерес представляет собой одну из ключевых составляющих успешного обучения ребенка. Он определяется как устойчивая положительная мотивация к познанию нового, стремление к поиску информации и развитию когнитивных навыков. Исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович и Г.И. Щукиной свидетельствуют о том, что познавательный интерес формируется в процессе активного взаимодействия с окружающей средой и зависит от условий образовательного процесса.
На дошкольном этапе познавательная активность выражается в любопытстве, стремлении к самостоятельному изучению предметов и явлений, потребности в задавании вопросов. Успешное развитие познавательного интереса требует создания ситуаций, стимулирующих поисковую и исследовательскую деятельность.
Создание мультипликационных фильмов представляет собой комплексную деятельность, включающую элементы творчества, технических умений и командного взаимодействия. Дети вовлекаются в процесс проектирования сюжета, разработки персонажей, работы с анимацией, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель исследования: определить эффективные условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликационных фильмов.
Методика исследования: на первом этапе исследования была проведена диагностика познавательного интереса детей с использованием методик «Сказка» (Э.А. Баранова), «Столкновение мотивов» (Н.И. Гуткина) и анкетирования родителей по методике В.С. Юркевича.
Содержание работы. Базой исследования явилось МБДОУ «Хомус» с.Хатас Намского улуса. Для развития познавательного интереса был создан кружок по мультипликации «Ойуулук». Кружок посещают 9 детей 6-7 лет. Программа кружка включала в себя:
- ознакомление детей с основами мультипликации;
- разработку персонажей и сюжета;
- создание декораций и съемку кадров;
- озвучивание и монтаж готового мультфильма.
Нами был составлен перспективный план работы.
Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы говорили с детьми об их любимых мультфильмах.
Мы выбрали более простой вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета нами были предложены хорошо известные сказки народов Севера. Мы с детьми решили выбрать сказку с большим количеством героев, чтобы как можно больше детей было задействовано. И выбрали ненецкую сказку «Кукушка». Мы прочитали эту сказку, дали характеристику каждому герою, рассказали сказку по ролям, по сериям картин, инсценировали ее. Все это помогло детям в раскрытии характера героев сказки.
Следующий этап – изготовление персонажей сказки и декораций. Все дети принимали участие в лепке героев мультфильма. Из всех вылепленных зверей мы выбрали самых лучших, которых в дальнейшем будем снимать в мультфильме. Декорации мы сделали из А3 бумаги, нарисовали лес и с помощью картона сделали теремок.
Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с нашей помощью и помощью родителей продумывали сюжет сказки, мы обговорили место, где будут происходить все события, кто будет главным героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку.
Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе мы отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съемку. Прикрепили телефон к штативу и установили напротив стола с подготовленными декорациями. Мы вместе с детьми передвигали фигурки примерно на полсантиметра, немного меняли позы и фотографировали. Чем меньше передвинешь фигурку, тем более естественными будут ее движения в готовом мультфильме. Когда сняли все кадры приступили к монтажу. Монтировали мультфильм в программе Stop Motion.
После реализации программы был проведен повторный диагностический этап, показавший значительное повышение уровня познавательного интереса у детей экспериментальной группы. Дети стали проявлять больший интерес к исследовательской деятельности, задавать больше вопросов и активно участвовать в творческом процессе.
Результаты исследования подтвердили эффективность использования мультипликации как средства развития познавательного интереса у дошкольников. Разработка и внедрение кружка по мультипликации в дошкольных учреждениях может стать перспективным направлением в образовательной практике, способствующим всестороннему развитию детей.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
3. Гуткина Н.И. Психологическая диагностика развития детей. – СПб.: Питер, 2000.
4. Баранова Э.А. Развитие познавательного интереса у дошкольников. – М.: Академия, 2012.
5. Юркевич В.С. Познавательная потребность и интеллектуальное развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1990.