Приобщение к якутскому ювелирному искусству детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Приобщение к якутскому ювелирному искусству детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Кривошапкина Н.С. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный Университет им. М.К. Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Традиционная якутская культура изобилует уникальными элементами искусства, одним из которых являются украшения, многообразие орнаментов и узоров. Эти элементы не только олицетворяют богатство культурного наследия, но и служат прекрасной основой для творческого развития детей. Рисование якутских украшений с детьми может стать не только увлекательным занятием, но и способом знакомства с культурой, традициями и историей народа.

Из всех искусств и ремесел, развитых в Якутии, ювелирное дело занимало особое место. Это обусловлено, с одной стороны, ценностью материалов, используемых для создания ювелирных изделий, а с другой – широкими технологическими и художественными возможностями драгоценных и цветных металлов.

В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения для женщин, однако серебряный декор также использовался в мужской одежде. По предварительным данным, якутские ювелиры могли изготавливать украшения из серебра, создавали золотые перстни, серьги и браслеты. Наибольшее развитие якутское ювелирное искусство получило в изготовлении женских украшений, где золотые перстни и серьги декорировались аналогично серебряным изделиям.

В состав женского съемного праздничного наряда входят начельник, гривна, украшения для шеи и груди, наспинные украшения, накосник, пояс с подвесками на бедра, пара браслетов, серьги, кольца и перстни. Все элементы женских украшений выполняли защитную функцию.

Исследователи рассматривают якутов как самый «серебряный» народ Сибири, поскольку традиционные металлические украшения в основном изготавливались из серебра.

Перед тем как приступить к творческому процессу, важно познакомить детей с традиционными якутскими узорами. Это могут быть орнаменты, используемые на одежде, посуде или других предметах быта. Рассказ о символике узоров, их значении и истории поможет детям лучше понять, что они будут изображать. Например, узоры, которые символизируют природу, богатство земли или семейные ценности.

В якутском ювелирном искусстве наиболее распространенным орнаментом является көҕүөр, представляющий собой лировидный орнамент [1].

Серьги являются самым распространенным видом женских украшений. Якутские серьги ытарга отличаются разнообразием форм, техническими приемами производства и художественным оформлением. Самыми древними являются проволочные (кольцевые) или так называемые «бусинные» серьги, которые представляют собой медную или серебряную проволоку, на которую нанизаны несколько бусин. Конец, вставляемый в ухо, загибался в кольцо, напоминающее знак вопроса. Бусины встречаются черного, синего и белого цвета, и могут быть круглыми или плоскими, а также иногда выполняются в чередующемся цвете. Чаще всего количество бусин на серьгах составляет от 7 до 9, реже – от 3 до 5. Проволочные серьги были популярны среди многих народов Сибири, Поволжья и Средней Азии, однако только якуты сохранили их в оригинальном виде до начала XIX века. Якутские женщины носили по нескольку таких серег в ухе, для каждой серьги в мочках ушей проделывались отдельные отверстия [3].

В XIX веке гривна кылдьыы являлась неотъемлемой частью женских украшений, к которой подвешивались передняя и наспинная части украшения илин — кэлин кэбихэр. За долго до замужества родители готовили для девушки свадебный наряд, особое внимание уделяя изготовлению этого нагрудного и наспинного украшения. Оно надевалось на шубу, поэтому имело довольно громоздкую и объемную форму. Нагрудное украшение илин кэбихэр было короче и шире наспинного, состояло из серебряных пластин и фигурных цепочек: серебряная кольчуга покрывала почти всю грудь, а часто по центру между звеньями подвешивался крупный серебряный диск туохахта, символизировавший солнце. Комплект завершался серебряными подвесками [2].

Рисование с детьми ювелирных украшений якутов представляет собой уникальную возможность развить у них творческие способности и познакомить с богатой культурой народа саха. Ювелирное искусство якутов славится своей красотой и символизмом, что может стать источником вдохновения для юных художников. В процессе рисования дети не только учатся различать формы, цвета и текстуры, но и получают представление о традиционных ремеслах и истории своего народа. Также такая деятельность способствует развитию мелкой моторики и концентрации, что особенно важно для общего развития ребенка. Кроме того, обсуждение значений узоров и символов, характерных для якутских украшений, способствует формированию уважения к культуре и традициям, а также укрепляет связь между поколениями [4].

Ниже приведем практические рекомендации по рисованию с детьми дошкольного возраста якутских ювелирных украшений.

Пошаговая инструкция по рисованию якутских украшений

1. Вводное занятие. Начните с обсуждения узоров. Покажите детям примеры якутских украшений – рисунки, фотографии. Обсудите, что они видят, какие цвета и формы встречаются.

2. Эскиз. Пусть дети попробуют самостоятельно создать эскиз. Это может быть как полный дизайн украшения, так и отдельный узор, который они хотят использовать.

3. Выбор техники. Определите, каким материалом и техникой будут работать дети. Это может быть рисование, коллаж или лепка.

4. Создание работы. Дайте детям возможность свободно экспериментировать, поддерживайте их идеи, комментируйте и вдохновляйте на новые решения.

5. Обсуждение готовых работ. После завершения работы проведите мини-выставку. Попросите каждого рассказать о своей работе, о том, что они изобразили и почему.

Для рисования можно использовать различные материалы, в зависимости от возраста детей и доступных ресурсов:

Бумага, карандаши, фломастеры. Начинать всегда лучше с простых материалов. Дети могут экспериментировать с цветами и узорами, создавая свои версии традиционных мотивов.

Цветная бумага и ножницы. Создание коллажей из вырезанных элементов позволяет развивать мелкую моторику и креативное мышление.

Тесто для лепки или пластилин. Лепка объемных фигурок украшений из теста поможет детям лучше понять форму и структуру предмета.

Акварель или гуашь. Использование красок предоставляет возможность создать яркие и выразительные работы, наполняя их жизнью.

Конспект занятия по рисованию с детьми

Тема занятия: «Наспинное украшение кэлин кэбихэр».

Цель занятия: ознакомить детей с традиционным якутским украшением кэлин кэбихэр и развить навыки рисования.

Материалы:

- бумага для рисования,

- цветные карандаши или фломастеры,

- готовый круглый контур, детали украшения в виде геометрических фигур,

- клей,

- примеры изображений кэлин кэбихэр,

- информация о традиционных украшениях.

Этапы занятия:

1. Введение:

Рассказать детям о наспинном украшении кэлин кэбихэр и его значении в культуре якутов.

Объяснить, что это украшение иногда прикреплялось к затылочной части головной повязки бастынга и состояло из длинного ряда серебряных пластин, ажурных цепочек, трубочек и стеклянных бус.

2. Обсуждение деталей:

Показать фотографии или картинки украшения.

Обратить внимание на детали: полукруглые чашечки, элементы круглой и трапециевидной формы, и украшенные серебряными пластинами.

3. Практическая часть:

Пригласить детей нарисовать собственное украшение кэлин кэбихэр, используя свои идеи и воображение.

Напомнить им о том, что они могут использовать различные формы, цвета и элементы, чтобы сделать свои работы уникальными.

4. Заключение:

Попросить детей представить свои работы и рассказать о них.

Обсудить, как мастера традиционно изготавливали илин - кэлин кэбихэр в едином стиле с серьгами и браслетами и как это украшение может быть связано с семейными традициями.

5. Домашнее задание:

Сделать выставку изготовленных ювелирных изделий.

Итог занятия. Дети познакомятся с традиционной культурой, разовьют навыки изобразительной деятельности и научатся выражать свои идеи через творчество.

Рисование якутских украшений оказывает многогранное влияние на детей. Это развивает не только художественные способности, но и расширяет кругозор, знакомит с культурным наследием. Создавая свои творения, дети учатся ценить традиции, а также развивают эмоциональный интеллект через самовыражение и обсуждение своих работ.

Рисование якутских украшений с детьми – это не только увлекательное и творческое занятие, но и важный образовательный процесс. Оно открывает перед детьми мир традиционной культуры, способствует развитию воображения и помогает строить мосты между прошлым и будущим через творчество. Попробуйте это занятие в рамках семейного или учебного процесса, и оно, несомненно, принесет радость и вдохновение всем участникам.

Ссылки на источники:

  1. Акимова, А. С. Якутские орнаменты на современных ювелирных изделиях / А. С. Акимова // Сравнительно-сопоставительное изучение тюркских языков : МатериалыII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения известного тюрколога, общественного деятеля, кандидата филологических наук, доцента Ю.И. Васильева-Дьаргыстай, Якутск, 16 декабря 2022 года / Сост.: И.Ю. Васильев, Д.И. Чиркоева, М.П. Попова [и др.]. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2022. – С. 360-367. – EDN GDELJQ.

  2. Варламова, А. С. В. Украшения в якутской традиционной культуре и их перевод на русский язык / А. С. В. Варламова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-14(79). – С. 64-65. – EDN WPLMIT.

  3. Носов, М. М. Одежда и украшения якутов XVII-XX вв / М. М. Носов ; М. М. Носов. – Якутск : Студия "TTL", 2010. – 93 с. – EDN QSCYNL.

  4. Яковлева, С. С. Теория и технология изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / С. С. Яковлева. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. – 138 с. – ISBN 978-5-907851-79-5. – EDN DVIMZZ.

Просмотров работы: 3