Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте начинают закладываться и развиваться многие познавательные процессы, которые являются стартовой точкой становления личности ребенка. Одним из самых важных из них является память. Именно благодаря данному познавательному процессу осуществляется целостное развитие личности ребенка.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, а также выявлением потенциальных различий в ее проявлении у мальчиков и девочек. Современные исследования показывают разнообразие подходов к изучению этого вопроса, но существуют пробелы в понимании специфики развития зрительной памяти у детей разных полов в данном возрасте. Знание этих особенностей позволит разработать более эффективные методы обучения и воспитания, учитывающие индивидуальные потребности и способности детей.
Зрительная память – это сложная познавательная функция, обеспечивающая кодирование, хранение и воспроизведение зрительной информации. Она является одним из важнейших компонентов зрительного восприятия и играет ключевую роль в познавательном развитии человека. Зрительная память описывает взаимосвязь между обработкой воспринимаемой информации и кодированием, запоминанием и воспроизведением полученных нейронных репрезентаций. Зрительная память сохраняется в течение длительного периода времени, начиная от движений глаз и заканчивая годами, необходимыми для того, чтобы визуально сориентироваться в ранее посещенных местах [1, c. 174].
Она играет важнейшую роль в когнитивном развитии человека и необходима для обучения, навигации и взаимодействия с миром. Зрительная память включает в себя несколько этапов, в том числе зрительное восприятие, кодирование, хранение и воспроизведение. На нее могут влиять такие факторы, как сон, повреждения мозга и возраст, причем сон и спокойный отдых оказывают положительное влияние на консолидацию зрительной памяти. Возраст и повреждения мозга могут привести к ухудшению зрительной памяти, в то время как зрение играет важную роль в модально-зависимых механизмах памяти.
Зрительная память представляет собой процесс обработки и хранения информации, полученной из зрительного анализатора. Она включает в себя несколько стадий:
Зрительное восприятие: Первичный этап, на котором происходит регистрация и фиксация зрительной информации. Это включает в себя такие процессы, как различение формы, цвета, размера, расположения объектов.
Кодирование: Процесс преобразования зрительных образов в специфическую когнитивную форму, которая может быть хранимой и воспроизводимой. Это может быть визуальное кодирование (хранение образа в форме зрительного представления), вербальное кодирование (присвоение словесного обозначения образу) или смешанное.
Хранение: Процесс удержания закодированной информации в памяти. Зрительная информация может храниться в кратковременной памяти (краткая фиксация, небольшая емкость, быстрая убыль) или долговременной памяти (длительное хранение, большая емкость, устойчивость).
Воспроизведение: Процесс извлечения и репродукции ранее запомненной зрительной информации. Это может быть полное или частичное воспроизведение, узнавание или припоминание [2, c. 146].
Выделяют кратковременную и долговременную память, при этом кратковременная память обеспечивает кратковременное запоминание сенсорной информации, а долговременная - долговременное запоминание знаний и навыков. Объем памяти, скорость воспроизведения, точность воспроизведения и длительность запоминания - важные характеристики памяти. Запоминание — это процесс фиксации и сохранения воспринятой информации, который может быть непроизвольным или преднамеренным. Основные процессы памяти включают в себя запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание.
О. Т. Грядкина и Л. И. Казьмина проанализировали результаты своего пятилетнего исследования. В пять лет уровень развития зрительной, пространственной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек одинаковый [3, c. 288].В 6 лет девочки опережают мальчиков по результатам слухоречевой памяти. В показателях развития зрительно-пространственной памяти различий не установлено. Это же характерно и для детей 7 лет. В возрасте 4-5 лет по речевому развитию девочки впереди мальчиков. 6 годам эти различия исчезают.
Таким образом, существуют такие различия, как:
объем зрительной памяти: некоторые исследования показывают, что девочки в среднем демонстрируют несколько больший объем зрительной памяти, чем мальчики. Это может проявляться в способности запомнить и воспроизвести большее количество элементов или деталей в визуальной информации.
точность воспроизведения: в исследованиях наблюдается более высокая точность воспроизведения у девочек при запоминании и воспроизведении сложных зрительных образов. Мальчики могут допускать больше ошибок или искажений при воспроизведении деталей.
стратегии запоминания: девочки могут чаще использовать вербальные стратегии запоминания (проговаривание, создание вербальных ассоциаций), тогда как мальчики могут полагаться больше на визуальные стратегии (мысленное воссоздание изображения).
тип зрительной информации: различия могут быть более выраженными при запоминании определенного типа визуальной информации (например, сложные геометрические фигуры, детализированные изображения).
Причинами этих различий являются:
биологические факторы: различия в гормональном фоне и развитии мозга могут играть определенную роль.
социальные факторы: воспитание и социальные ожидания могут влиять на развитие когнитивных способностей. Девочек, например, могут чаще поощрять к более детальному восприятию и запоминанию информации. Мальчиков же могут больше вовлекать в активные игры, которые меньше фокусируются на детальном зрительном анализе. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходит выделение памяти из восприятия, а также её дальнейшее развитие.
Основная цель экспериментального исследования состоит в сравнении особенностей зрительной памяти у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, а также подбору методических рекомендаций.
Методы исследования:
1. Методика «10 картинок» на определение объёма зрительной памяти.
2. Методика «Запомни и нарисуй» оценка кратковременной образной памяти детей 5-6 лет.
3. Методика «Запомни рисунки» - определить объём кратковременной зрительной памяти.
Диаграмма 1
Результаты исследования по методике «10 картинок»
Диаграмма 2
Результаты исследования по методике «Запомни и нарисуй»
Диаграмма 3
Результаты исследования по методике «Запомни рисунки»
В исследовании изучалось развитие зрительной памяти у 12 мальчиков и 12 девочек старшего дошкольного возраста с помощью трех методик: «Запомни и нарисуй», «Запомни рисунки» и «10 картинок». Результаты показали, что девочки в целом демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти, чем мальчики, при этом у мальчиков преобладает средний уровень развития зрительной памяти.
В первую очередь, было выявлено, что по методике
«10 картинок» наблюдается схожий результат у мальчиков и девочек. Это может свидетельствовать о том, что в рамках данной выборки и условий эксперимента не наблюдается значительных гендерных различий в области кратковременной зрительной памяти. Однако стоит отметить, что это не означает полного отсутствия различий между полами.
Методика «Запомни и нарисуй» требовала не только зрительной памяти, но и мелкой моторики и пространственного воображения, что, возможно, обусловило более низкие результаты у мальчиков.
Методика «Запомни рисунки» подобно методике Марцинковской, фокусируется на запоминании и воспроизведении ряда рисунков, но использует другую систему стимулов. Результаты оказались схожими с результатами методики «10 картинок»: 10 девочек показали высокий уровень в то время, как только 5 мальчиков достигли такой же результат. Эта схожесть подтверждает надежность полученных данных и указывает на устойчивую тенденцию к лучшему развитию зрительной памяти у девочек в рамках используемых методик.
Следовательно, полученные данные подтверждают статистически значимое различие девочек над мальчиками по показателям зрительной памяти во всех трех проведенных методиках. Зрительно-пространственное восприятие и память у детей развиваются по-разному, причем мальчики стремятся к независимости, а девочки - к взаимозависимости. На зрительную память могут влиять яркие жизненные события, как позитивные, так и негативные, что может сказаться на психическом здоровье.
Развитие зрительной памяти требует тренировок и упражнений, таких как поиск отличий на картинках, запоминание внешности людей и последовательности картинок. Зрительную память можно улучшить, связывая звуки или запахи с визуальными образами, а также используя игры и занятия, предназначенные для детей. Методика «Найди отличия» (О. Н. Земцова). Ребенку предлагается несколько пар одинаковых картинок, в которых нужно найти отличия. Эта задача требует хорошей зрительной памяти и внимания. Методика «Последовательность картинок» (А. Н. Бернштейн). Ребенку показывается последовательность различных картинок, которые нужно запомнить и воспроизвести в правильном порядке. Эта методика проверяет способность ребенка к последовательной обработке визуальной информации.
Использованная литература
Беррихилл, М. Зрительная память и головной мозг / Университет Невады – 2008 – 174 с.
Зинченко В. П. Функциональная структура зрительной памяти / Величковский Б. М.; Вучетич Г. Г.; Издательство Московского университета. - 1980. – 146 с.
Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В. Г. Каменская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ. 20II. — 288 с.