Орнаменты чорона в традиционной якутской культуре для совместного творчества с детьми - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Орнаменты чорона в традиционной якутской культуре для совместного творчества с детьми

Оконешникова Д.Н. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный Университет им. М.К. Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кубок чорон — важный элемент ритуала кумысопития, в котором угощаются божества и духи предков, символизируемые священными оленями и птицами. Архетип материнского чрева, представленный в кубке, сохранялся даже с переходом к богине Айысыт, олицетворяющей жизнь на земле.

Само слово «чорон» (як. чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает 'держать поднятым вверх, вытягивать'. Каждый чорон украшают пояса стилизованного геометрического орнамента.

Археолог А. Н. Алексеев предполагает, что чорон отражает симбиоз культур палеоазиатов и тюрков. А. И. Гоголев указывает на связь кубка с керамикой кулун-атахской культуры, восходящей к позднему неолиту. Предполагается, что вставные ножки для сосудов могли существовать в Якутии ранее, а аналоги трёхножковых горшков известны из Китая.

Спустя время Алексеев уточняет свою концепцию, связывая чороны с металлическими котлами хуннов, имеющими подобные орнаменты. Он отмечает, что кубки могут восходить к китайским триподам и гуннским котлам. Кубок чорон также можно рассматривать как символ желудка животного, трансформировавшийся в образ утробы женщины, что усиливало магическое воздействие на плодородие. Кубок символизирует богинь-праматерей и духа-хозяйку земли, таких как богиня Вселенной Аан Алахчын [1].

Чороны действительно являются уникальным элементом культурного наследия якутов и служат не только предметами быта, но и важными ритуальными атрибутами. Они символизируют связь человека с природой, отражая гармонию и уважение, которые якуты испытывают к окружающему миру. Использование чоронов в ритуалах, таких как праздник Ысыах, подчеркивает их значение в контексте духовной жизни и традиций народа [2].

Праздник Ысыах, связан с возрождением природы и наступлением весны, что, в условиях сурового климата, имеет особую значимость для сообщества, которое полагается на скотоводство. Этот ритуал служит не только для укрепления социальных связей внутри общины, но и для обращения к высшим силам с надеждой на благополучный год. Чороны, используемые в таких церемониях, становятся символом изобилия и жизненной силы, связывая участников праздника с их предками и традициями [3].

Красота и изящество чоронов, которые вызывают ассоциации с этрусскими вазами, также свидетельствуют о высокой культурной ценности и искусности мастеров, создававших эти изделия. Их эстетическая форма подчеркивает важность архаичных традиций и художественного самовыражения, что делает чороны не только предметами повседневного обихода, но и настоящими произведениями искусства.

Таким образом, чороны являются многослойным культурным феноменом, в который вплетены элементы быта, искусства и духовной практики, отражающие уникальную идентичность якутского народа.

Представим описание орнаментов, которые украшают чорон — элементы традиционной якутской культуры, которые можно изображать с детьми.

Дьарҕаа / быа. Узор в виде полос или линий. Дьарҕаа обозначает кайму или окантовку. Быа переводится как веревка. Это длинная и узкая полоска из какого-либо материала. В якутском языке дьарҕаа также используется для обозначения рыбы хариус, чьи боковые линии украшены темными полосками.

Томторҕо ойуу. Рельефно вырезанный линейный узор называется томторҕо ойуу На плоскости с применением красящих материалов такой орнамент можно изобразить двумя паралелльными линиями.

Кэрдиис ойуу. Узоры, описанные как мелкие зигзагообразные линии, имеют символическое значение и связаны с резьбой и зарубками.

Тараах ойуу. Узор в виде гребня, символизирующий плодородие во всем мире, указывает на глубокие культурные и символические корни данной традиции. Изображаем с детьми как горизонтальную линию с исходящими перпендикулярными полосами, напоминающими расчёску.

Хабарҕа ойуу. Порой данный узор называют тарбах ойуу. Слово "тарбах" переводится как "палец". Вероятно, это связано с тем, что узоры представляют собой глубокие бороздки, словно проведенные пальцем по сырой глине. Рисуем с детьми пальцами или широкой кистью, проводя параллельные вертикальное линии.

Таҥалай ойуу. Симметричный узор из диагональных полос. Рисуем с помощью трафарета или вспомогательных линий.

Биэ эмийэ. Это узор, состоящий из дуг, которые могут быть направлены вверх или вниз.

Кюн. Узор из точек. Переводится как «солнце».

Тыҥырах ойуу. Узор, который описывается как зигзагообразный, с ссылками на ногти или когти.

Эти орнаменты не только красивы, но также несут в себе глубокие символы, связанные с природой, бытом и духовной жизнью народа. Каждый из узоров уникален, и их истоки могут быть связаны с историческим контекстом, изменениями в быту и культурным влиянием.

Создание узоров на чоронах из различных материалов поможет сделать процесс творчества ещё более увлекательным и разнообразным. Используя вырезанные из бумаги чороны, дети смогут экспериментировать с цветами и дизайном узоров, создавая коллажи или аппликации.

Объемные чороны из теста для лепки, воздушного пластилина или гипса позволяют не только проявить фантазию при создании форм, но и развивать тактильные навыки. Дети смогут не только рисовать узоры, но и лепить их, что способствует более глубокому пониманию и восприятию традиционного искусства.

Эти занятия помогут детям не только научиться рисовать и лепить, но и узнать больше о якутской культуре, а также о значении орнаментов, что сделает процесс обучения полезным в культурном контексте.

Ссылки на источники:

Алексеев А.Н. О происхождении якутских чоронов / А.Н. Алексеев / Северо-Восточный гуманитарный вестник. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. – № 1 (10). С. 53-60.

Васильев, В. Е. Особенности орнаментации чорона - ритуальной посуды якутов / В. Е. Васильев, А. М. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 11-2(53). – С. 17-19. – DOI 10.18454/IRJ.2016.53.202. – EDN XBDNOZ.

Васильев, В. Е. К происхождению культа солнца и неба у якутов / В. Е. Васильев // География: развитие науки и образования : Коллективная монография по материалам ежегодной международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–25 апреля 2020 года. Том 2. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – С. 431-435. – EDN JQWGTI.

Просмотров работы: 19