Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.
Поведенческие навыки дошкольников играют важную роль в их социализации и адаптации к обществу. Однако не все дети развивают эти навыки одинаково успешно, что может привести к конфликтам с окружающими и затруднить учебный процесс.
Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки, позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
Старшие дошкольники склонны к подражательству и восприимчивы. Однако их импульсивность и недостаток жизненного опыта приводят зачастую к проблемам с дисциплиной и как следствие культурой поведения. Только специальные условия со стороны взрослых способны развивать навыки культуры поведения у детей, отвечающие требованиям общества.
Таким образом, актуальность выделенной проблемы и недостаточная разработанность в психологии определили выбор темы исследования.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что период дошкольного детства – пора развития личности ребенка, именно в этот период наиболее целесообразно осуществлять воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [2, с. 13].
Культура поведения в психологии рассматривается как соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.
Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, которая тесно связана с нравственными чувствами и представлениями [1, с. 20].
Навыки культуры поведения - это совокупность сформированных социально значимых качеств личности и повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуры [6, с. 39].
Проявления культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью, но постепенно в них вырабатывается отношение к поведенческому правилу как к норме. В этом возрасте особую значимость приобретают навыки организационного и дисциплинированного поведения, самостоятельность поддержания порядка и чистоты, умение занять себя интересной и полезной деятельностью. Начинают понимать смысл нравственных требований и правил. Ребенок умеет предвидеть возможные последствия ситуации. Это побуждает ребенка к совершению нравственных действий [6, с. 40].
Культура поведения у детей старшего дошкольного возраста включает три составляющие:
Культура деятельности. Умение следить за порядком и чистотой того места, где ребёнок занимается какой-либо деятельностью: трудовой, игровой, учебной.
Культура общения. Умение уважать окружающих, учитывать их мнение и желания, знание вежливых правил общения с взрослыми и сверстниками.
Культурно-гигиенические навыки. Навыки опрятности и аккуратности, умение содержать в чистоте своё тело и одежду [2, с. 14].
Психолого-педагогическим условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения является поэтапное формирование её структурных компонентов: знаний и представлений (когнитивный компонент), мотивов и отношений (мотивационно-ценностный компонент) и поступков (действенно-практический
компонент) [1, с. 21].
Взрослые должны создавать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником, удовлетворять потребности детей в общении. Накопление собственного опыта помогает дошкольнику понять и усвоить нормы поведения в обществе.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ - Детский сад «Мичил»
с. Малыкай Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшей группы «Кунчээн».
Цель диагностики: выявить уровни развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве критериев оценки уровней развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста выступали показатели трёх компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного и действенно-практического.
Показатели, а также диагностические задания были подобраны с опорой на исследования Л.А. Грибова и С.А. Козловой.
В нашей работе для выявления уровней развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы следующие диагностические задания:
1.тБеседа «Каким человеком ты бы хотел стать?» (авторы Л.А. Грибов и С.А.
Козлова) [3].
2. Беседа «Что выбрать?» (авторы Л.А. Грибов и С.А. Козлова) [3].
3. «Неоконченные ситуации» (автор А.М. Щетинина) [4].
4. «Как поступить?» (автор Н.В. Кулешова, модифицированная) [5].
5. Наблюдение за поведением ребёнка в естественных условиях.
После проведения всех диагностических заданий были выявлены следующие количественные результаты, представленные в таблице 1 и диаграмме 1 (см. табл. 1 и диаграмму 1).
Таблица 1
Протокол проведения результатов всех диагностических заданий
Код ребенка |
Диагностическиязадания / баллы |
Количество баллов |
Уровень |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
001 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
002 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
11 |
Высокий |
003 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
10 |
Высокий |
004 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Средний |
005 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Средний |
006 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Средний |
007 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Средний |
008 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
009 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
9 |
Средний |
010 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Средний |
011 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
012 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
013 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
014 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
015 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
016 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
017 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Средний |
018 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
019 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
020 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
Обработка и интерпретация результатов:
- 1-5 баллов – низкий уровень;
- 6-9баллов–среднийуровень;
- 10-15баллов–высокий уровень.
Диаграмма 1
Уровни развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
По результатам диагностики, мы выделили три уровня развития навыков культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста.
К низкому уровню развития навыков культуры поведениябыли отнесены 8(40%) детей. Эти дети отвечали на вопросы с трудом даже с помощью взрослого, знали очень мало правил культуры поведения, большинство из которых не соблюдали.
К среднему уровню развития навыков культуры поведениябыли отнесены 10(50%) детей. Эти дети отвечали на многие вопросы самостоятельно, однако иногда требовалась помощь взрослого, знали некоторые правила поведения, старались вести себя в соответствии с правилами.
К высокому уровню развития навыков культуры поведениябыли отнесены 2(10%) детей. Они самостоятельно отвечали на вопросы, рассказывали о правилах культы поведения, в вежливой форме вели диалоги, умели пользоваться вербальными и невербальными средствами, были знакомы с правилами этикета и соблюдали их.
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень навыков культуры поведения у детей старшей группы недостаточно развит.
В целях повышения развития навыков культуры поведения, мы разработали рекомендации.
Мы разработали содержание пяти занятий, обеспечивающих освоение детьми всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического.
Занятия с детьми мы проводили во второй половине дня 2 раза в неделю.
Организовали сопровождение режимных моментов детей стихотворениями, содержащими правила культуры поведения. Такой подход позволил закрепить полученные детьми на занятиях представления о правилах культуры поведения, обогатить чувственное и ценностное отношение к ним. Дети воспринимали стихи в режимных моментах с большим удовольствием.
Стоит так же отметить, что мы организовали консультирование родителей воспитанников по вопросам развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. В частности, раскрывались психолого-педагогические аспекты личного примера родителей и стиля семейного воспитания. В частном порядке обсуждались вопросы воспитания культуры поведения отдельных воспитанников.
Каждое занятие было спроектировано таким образом, что его содержание включало работу по формированию у детей всех трёх компонентов культуры поведения в определённой последовательности.
На первом этапе мы использовали этические беседы с детьми на темы: «Вежливость – ничего не стоит, но приносит много»; «Как вести себя за столом?»; «Если утром дети умываются, солнце в небе ярче улыбается»; «Азбука вежливости»; «Как вести себя во время спектакля и на концерте»; «Что узнали, чему научились?».
На втором этапе мы отобрали следующие произведения художественной литературы: «Вот так сон» Е. Косагоровой, русская народная сказка «Хаврошечка», сборник стихотворений «Азбука хорошего поведения» А. Усачёва, «Федорино горе» К.И. Чуковского, «Интересный концерт» И. Пивоваровой.
На третьем этапе: в качестве воспитывающих ситуаций были смоделированы следующие ситуации: «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «За столом», «В гостях», «На концерте»; в качестве сюжетно-ролевых игр были отобраны: «Чаепитие», «Театр», «Парикмахерская»; рефлексия.
Таким образом, для развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы рекомендуем разработанную и апробированную нами систему работы со следующими условиями:
– разработка содержания и организация в режимных моментах занятий, обеспечивающих освоение детьми всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического;
– организация сопровождения режимных моментов детей стихотворениями, содержащими правила культуры поведения;
– организация консультирования родителей воспитанников по вопросам развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Считаем, что по итогам нашего исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи успешно решены и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ссылки на источники
Азова, Г.М. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у дошкольников / Г.М. Азова. – Астрахань: Издательство «Спутник +», 2014. – С. 20-21.
Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева.
- М. : ТЦ Сфера, 2009. – C.13-14.
Грибова, Л.А. О культуре поведения / Л.А. Грибова, С.А. Козлова. - М. : АСТ, 2013. - 104 с.
Еремеева, С.А. Формирование культуры поведения у старших дошкольников [Электронный ресурс] / С.А. Еремеева, О.С. Косенкова // Мичуринск. 2012. – URL: https://открытыйурок.рф/статьи/619293/ (дата обращения: 18.02.2025).
Зебзеева, В.А. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.А. Зебзеева, С.М. Карева // Проблемы современного педагогического образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.02.2025).
Ковалева, .В. К вопросу воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях / М.В. Ковалева // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 39-40.