Актуальность темы
Формирование звуковой культуры речи является важнейшей задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Правильное произношение звуков, умение регулировать темп, громкость речи, использовать различные интонации - все это способствует успешному речевому и общему психическому развитию ребенка, становлению его как личности.
Особую роль звуковая культура речи играет в старшем дошкольном возрасте, когда интенсивно развивается связная речь ребенка, расширяется его словарный запас и совершенствуется грамматический строй речи. Именно в этот период крайне важно заложить прочный фундамент для дальнейшего речевого и коммуникативного развития ребенка.
Одним из эффективных методов формирования звуковой культуры речи у старших дошкольников является использование скороговорок. Их ритмичность, мелодичность, игровой характер способствуют заинтересованности детей в выполнении артикуляционных упражнений, закреплении правильного произношения трудных звукосочетаний. Скороговорки развивают фонематический слух, речевой аппарат ребенка, помогают выработать хорошую дикцию.
Таким образом, тема формирования звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством скороговорок является весьма актуальной в контексте решения задач речевого развития детей на современном этапе дошкольного образования.
Сущность понятия «звуковая культура речи»
Под звуковой культурой речи понимается комплекс характеристик звучащей речи, включающий правильное произношение звуков и слов, выразительность речи, умение регулировать силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от ситуации общения.
Звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления речевого высказывания (фонетические и интонационно-мелодические компоненты) и играет важную роль в процессе речевой коммуникации.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
- развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата;
- постановка и закрепление правильного произношения всех звуков родного языка;
- развитие фонематического слуха;
- формирование умения пользоваться разнообразными средствами интонационной выразительности;
- выработка отчетливой дикции;
- обучение голосовым модуляциям (изменению высоты и силы голоса).
Успешное решение этих задач на этапе дошкольного детства позволяет заложить прочную основу для дальнейшего совершенствования устной речи ребенка, развития его языковой и коммуникативной компетенции.
Особенности формирования звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте активно совершенствуется звукопроизношение, дети овладевают более сложными формами звукового анализа и синтеза (анализ и синтез слогов, слов), учатся различать звуки родного языка по разным признакам (твердости/мягкости, глухости/звонкости и др.).
В этот период большинство детей правильно произносят шипящие и свистящие звуки, дифференцируют их на слух и в произношении. Однако некоторые звуки по-прежнему могут произноситься неотчетливо, например, звук [р].
На данном этапе важно закрепить у ребенка правильное произношение всех звуков родного языка, автоматизировать полученные ранее навыки звукопроизношения в различных формах речи (от проговаривания звуков, слогов до фразовой речи).
Также активно развивается просодическая сторона речи, совершенствуется речевое дыхание, умение менять силу и высоту голоса, темп и ритм речи. Дети учатся владеть разнообразными способами голосовой модуляции и интонационной выразительности.
Формирование этих умений тесно связано с развитием творческих способностей, эмоциональной сферы ребенка. Выразительные средства речи помогают старшим дошкольникам лучше осознать эмоциональное состояние персонажей литературных произведений, собственные переживания, настроения.
Таким образом, старший дошкольный возраст играет особую роль в становлении основ звуковой культуры речи. Именно на этом этапе важно сформировать те базовые компоненты, на которых в дальнейшем будет строиться языковое и речевое развитие ребенка.
Скороговорки как средство обучения звуковой культуре речи старших дошкольников
Скороговорки представляют собой ритмичные фразы со сложной слоговой структурой, насыщенные труднопроизносимыми звукосочетаниями. Они отличаются от чистоговорок темпом произнесения: если чистоговорки проговариваются в обычном темпе, то скороговорки – в ускоренном.
Использование скороговорок в работе со старшими дошкольниками способствует решению целого комплекса задач, связанных с формированием звуковой культуры речи:
- тренировка артикуляционного аппарата, развитие его подвижности, умения быстро переключаться с одного движения на другое;
- закрепление в речи трудных звукосочетаний;
- отработка отчетливого, внятного произношения в быстром темпе речи;
- развитие речевого дыхания при необходимости проговаривать фразу на одном выдохе;
- формирование ритмико-интонационной стороны речи, обучение воспроизведению звуковых и ритмических моделей;
- развитие фонематического восприятия.
Кроме того, заучивание и проговаривание скороговорок, основанное на многократном повторении, тренирует речевую память ребенка, расширяет его лексический запас. А игровой характер этого процесса вызывает положительные эмоции, повышает речевую активность старших дошкольников.
Таким образом, скороговорки можно рассматривать как эффективное универсальное средство формирования компонентов звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
1. Формирование звуковой культуры речи является одним из важнейших направлений развития речи детей дошкольного возраста и играет значимую роль для становления их языковой и коммуникативной компетенции.
2. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие всех компонентов звуковой стороны речи (звукопроизношения, фонематического слуха, интонационной выразительности, дикции и др.), что обусловливает необходимость целенаправленной педагогической работы в этом направлении.
3. Одним из эффективных методов формирования звуковой культуры речи у старших дошкольников является использование скороговорок, ритмичность и многократное повторение которых способствует закреплению речевых навыков детей.
4. Применение скороговорок в работе со старшими дошкольниками позволяет комплексно решать задачи развития звукопроизношения, артикуляционной моторики, выразительности речи, что подтверждает их высокую эффективность как методического средства.
Список использованной литературы
Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2012. – 122 с.
Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.
Дмитриева, В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с.
Колунова, Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 9. – С. 11-14.
Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс]
Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с.
Скороговорки для развития дикции: Портал для всей семьи [Электронный ресурс]