Одна из наиболее актуальных проблем в педагогике заключается в развитии познавательной деятельности, которая является уникальной психологической характеристикой каждого человека и отражает сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных факторов развития. Следовательно, необходимо дальнейшее исследование вопросов развития познавательной деятельности младших дошкольников через игровую деятельность в дошкольных учреждениях.
Изучение психолого-педагогической литературы помогло сформировать комплексное понимание понятия «познавательная деятельность». Здесь речь идет о когнитивных и эмоциональных реакциях человека на процесс получения знаний, включающих склонность к исследованию, умственное напряжение и проявление силы воли в процессе обучения. Это также охватывает готовность и желание ребенка участвовать в учебном процессе, его способность достигать конкретных и общих целей, а также интерес к деятельности взрослых и другим аспектам.
Таким образом, познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний [1, с. 48].
Организация познавательной деятельности- это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [4].
Игровая деятельность выступает в качестве основного инструмента, способствующего успешному саморазвитию и социализации на этапе дошкольного обучения.
Многочисленные исследования подтверждают благотворные условия, которые создает игра для детей раннего возраста в плане развития их способности к воспроизведению действий и интеллектуальной активности. Эта связь между мышлением и общим развитием личности становится очевидной. При правильной организации игровой среды дети проявляют хорошую ориентацию в группе, знание расположения игрушек и способность повторять простые действия. Однако особое значение имеет инициативность и познавательная деятельность, которые проявляются во время игры [3, с. 61]. Масштабы этой активности во многом зависят от умения педагога создавать содержательные игровые задачи. Способность ребенка решать проблемы в игре зависит как от его реального опыта, так и от ситуаций, возникающих во время игры. В результате игровые действия приобретают более абстрактные формы, включая использование игрушек-заменителей, воображаемых предметов и замену действий словесными выражениями [2, с. 19].
Таким образом, познавательная деятельность, изучаемая в нашей работе, представляет собой важный аспект развития личности, который отражает интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность ребенка в процесс обучения. Она включает в себя стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление волевых усилий при усвоении знаний, умение сосредоточиться на учебных задачах и искренний интерес к деятельности.
Наше исследование проводилось на базе МБОО «Жохсогонская СОШ им. А.Е. Кулаковского» с. Боробул Таттинского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 17 детей 3-4 лет.
Гипотезой ܁исследования стало предположение о том, что развитие познавательной деятельности дошкольников посредством игры может быть более эффективной, если соблюдаются следующие условия: обновление и расширение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей самостоятельной познавательной и игровой деятельности детей; проведение специально разработанного комплекса дидактических игр, направленных на развитие познавательного деятельности; поддержание высокой познавательной активности детей в процессе проведения развивающих игр.
Для проведения диагностики, с целью выявления базовых уровней развития познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, нами была использована методика Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой: дидактические игры «Отгадай предмет» и «Два домика» [5].
Распределение уровней познавательной деятельности в игре во второй младшей группе, определенное методом «Угадай предмет» на начальном этапе, было следующим: 23% детей показали высокий уровень познавательной деятельности. Эти дети сразу же узнали объект, внимательно рассмотрели его и задали как минимум четыре когнитивных вопроса, заставляющих задуматься. Кроме того, они точно идентифицировали предмет, подчеркнув его функциональность, свойства, состав материала и потенциальное применение.
Что касается среднего уровня, то в эту категорию попали 54% детей. Они смогли быстро угадать предмет, рассмотреть его и задать не менее 2-3 познавательных вопросов. Дети обсудили предмет, хотя конкретно его функциональное назначение не выделили. Однако они продемонстрировали знание свойств, материала и потенциальных применений предмета.
В условиях низкого уровня познавательной активности данный признак отмечен у 23% детей. Эти дети не сразу угадывали предмет, а наблюдали его, не задавая никаких познавательных вопросов. Они обсуждали предмет, не раскрывая его функционального назначения, но продемонстрировали знание его свойств, материала и потенциальных применений.
С помощью метода «Два домика» установлено, что 28% детей второй младшей группы продемонстрировали высокий уровень познавательной активности. Эти дети проявили эмоциональный отклик на познавательное задание и проявили положительное отношение к окружающему миру. Они продемонстрировали свою способность классифицировать объекты, найденные как в естественной, так и в созданной человеком среде, предоставив объяснения своим действиям, основанные на их понимании мира. Кроме того, они продемонстрировали активный и независимый подход к познанию.
По среднему уровню познавательной активности данную характеристику продемонстрировали 54% детей. Они продемонстрировали эмоциональную реакцию на познавательную задачу и проявили познавательное отношение к окружающему миру. Эти дети продемонстрировали способность классифицировать объекты природного и искусственного мира. Однако они не предприняли попыток объяснить свои действия, хотя и проявили определенную независимость.
Что касается низкого уровня, то в эту категорию попали 18% детей. Эти дети не проявили значимой реакции на когнитивное задание и просто выполняли его по указанию взрослых. Проявление познавательного отношения к окружающему миру явно не наблюдалось. Они смогли классифицировать объекты природного и рукотворного миров, но не дали объяснений своим действиям. Был отмечен некоторый уровень независимости, хотя и ограниченный.
Таким образом, преобладающий уровень познавательной деятельности среди детей второй младшей группы - средний. Воспитатели заметили, что эти дети активно участвуют и с удовольствием играют со своими сверстниками. Дети с высоким уровнем познавательной деятельности склонны брать на себя лидерские роли во всех играх. И наоборот, дети с низким уровнем познавательной активности проявляют отсутствие любознательности, не задают вопросов и не проявляют интереса к игре со сверстниками. Вместо этого они предпочитают заниматься своей собственной деятельностью.
Исходя из результатов проведения диагностики, мы решили разработать систему игр для повышения уровня познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Мы разработали серию занятий, которая включает в себя разнообразные игры, упражнения. Занятия будут проводиться три раза в неделю во второй младшей группе МБОО «Жохсогонская СОШ имени А.Е. Кулаковского».
Наша основная цель при подготовке занятий - учесть их интересы и сделать процесс обучения интересным для них. В рамках игр созданы ситуации, которые способствовали проявлению познавательной деятельности у детей.
1. Основной фокус наших занятий будет на эмоциональном вовлечении взрослого в игровую деятельность. Чтобы передать личностные значения детской активности, взрослый должен сам быть заинтересован и погружен в процесс. Он должен видеть, что интеллектуальные усилия могут приносить удовольствие и радость от нахождения «красоты решения» проблемы.
2. Еще одним руководящим принципом будет развитие любознательности ребенка. На занятиях должны использоваться уникальные и интригующие игрушки и материалы, вызывающие интерес и удивление, часто содержащие элемент загадочности (например, коробка со скрытым отделением и др.). Ребенок должен быть включен в совместную игру, при этом предоставив ему возможность проявить независимую деятельность.
3. Содействие детской инициативе. Подход не должен ограничиваться простым привлечением внимания детей; нужно стремиться, чтобы ставили перед собой цели в ходе познавательной деятельности и находить способы их самостоятельного достижения.
4. Сохранение нейтралитета. Нужно воздерживаться от оценки действий детей в положительном или отрицательном свете, чтобы они не зацикливались на своих достижениях, сильных или слабых сторонах. Вместо этого нужно сделать упор на сам процесс и его эффективность, способствуя внутренней мотивации к когнитивному участию.
5. Нужно способствовать вовлечению детей, их любознательности и исследованиям, не только давая им возможность проявлять инициативу, но и оказывая поддержку в реализации их идей, выявлении потенциальных ошибок и преодолении проблем. Если дети будут прекращать выбранное ими занятие, нужно предлагать им завершить его совместно.
Приведем в пример игры, способствующие развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Игра «Анализ плюсов и минусов»
Цель: активизация мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
В этой игре дети будут рассматривать игрушку - грузовик - с разных точек зрения, чтобы найти положительные и отрицательные стороны этого предмета.
Сначала они обратят внимание на положительные качества грузовика, такие как возможность перевозки грузов и хорошая вращаемость колес. Затем они перейдут к отрицательным качествам, таким как неисправность двигателя, нерабочий подъемник кузова и неисправность фар.
Игра «Характеристики на аукционе»
Цель: развитие мышления, внимания, восприятия и воображения.
В этой игре детям показывается предмет, например, карандаш, и они по очереди дают ему характеристики.
Первая команда дает характеристики, связанные с назначением карандаша, такие как рисование, черчение, тыканье.
Вторая команда дает качественные характеристики, такие как цвет (желтый), материал (деревянный), острота, прочность.
Игра «Угадай предмет».
Цель: развитие умений представлять аргументы и доказательства.
В этой игре педагог загадывает предмет, а дети по очереди задают вопросы, чтобы отгадать его. Они могут спрашивать, является ли предмет живым или нет, или это предмет вообще.
Игра «Быстрый опрос».
Цель: развитие умений ответить правильно максимально быстро и без раздумий.
В этой игре воспитатель задает ребятам быстрые вопросы, на которые они должны ответить «да» или «нет» без задержки. Вопросы могут быть о различных предметах, событиях или характеристиках. Например, «ты ходишь в детский сад?», «люди ходят по потолку?», «тебя зовут Петя?».
Игра «Путаница».
Цель: развитие умений рассуждать, делать умозаключения, выводы.
В этой интерактивной игре «Что за художественная путаница?» детям предлагается серия изображений, в которых они должны найти и назвать различия между ними. Победителем становится участник, который успешно найдет наибольшее количество различий. Игра предлагает различные темы для изображений, в том числе «Художественная путаница», «В поисках пути», «Летающий или не летающий», «Съедобный или несъедобный» и «Живой или неживой», что добавляет еще больше азарта. и разнообразие игрового процесса.
Игра «Острый глаз».
Основная цель этой игры — улучшить способность быстро запоминать и вспоминать информацию.
В ходе задания «Запоминание моментальных снимков» детям на короткое время показывают серию изображений, прежде чем они их прячут. Затем участники по очереди перечисляют предметы, которые они вспомнили по изображениям. «Кто пропал?».
В этой игре детям представлена коллекция игрушек, которую они должны внимательно рассмотреть и запомнить. В дальнейшем воспитатель с закрытыми глазами либо убирает игрушку, либо заменяет несколько игрушек. Когда дети открывают глаза, их задача определить, какая игрушка исчезла или какие игрушки переставили. Это увлекательное занятие способствует развитию внимания и умения наблюдать и различать детали.
Таким образом, применение игр в детском саду позволит развивать у детей познавательную деятельность и способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения.
Ссылки на источники
Камышова, Т.В. Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста /Т.В. Камышова, С.Б. Костина // Молодой ученый. -2016.- № 23.- 48 с.
Комарова, Н.В. Развивающие игры как средство развития личности /Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февр. 2012 г.).- СПб. : Реноме, 2012. – 19 с.
Коноваленко, С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе / С.В. Коноваленко // Коррекционная педагогика.- 2018.- № 1.
- 61 с.
Константинова, М.Н. Развитие познавательной активности у дошкольников как одна из задач педагога-психолога ܁[Электронный ресурс] / М.Н. Константинова. – Режим доступа: http://yaguo.ru/files/doc/stolichnoe_obrazovanie_5_6_2019.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.