Влияние ИКТ на патриотическое воспитание молодежи - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние ИКТ на патриотическое воспитание молодежи

Бандерова М.Г. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный Университет им. М.К. Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотизм представляет собой сложный социально-политический феномен, формирование которого во многом связано с историческими процессами, происходившими в России в разные эпохи.

Вопросы о гражданской ответственности, служении обществу и национальной идентичности актуализируются в рамках современных дискуссий о патриотизме.

Патриотизм не ограничивается лишь эмоциональными переживаниями; он также подразумевает активное участие в жизни общества и стремление к его благополучию [1]. Это означает понимание своей роли как гражданина, готового к действиям ради общего блага, вовлеченности в социальные и политические процессы, защиты национальных интересов. В такой связи патриотизм обретает многогранный характер, сочетая в себе как личные чувства, так и общественные обязанности. В этом контексте важным аспектом является способность граждан по-настоящему осознавать и разделять общие ценности, традиции и цели, которые способствуют укреплению национальной идентичности и стабильности государства.

Патриотизм можно рассматривать как нечто большее, чем просто чувство любви к родине; это активное и осознанное отношение к ее жизни и судьбе. В условиях изменений, вызванных как внутренними, так и внешними мотивами, патриотизм может трансформироваться, адаптироваться к новым обстоятельствам, однако его основа — это искреннее желание быть частью единого целого, готовность не только гордиться своей страной, но и работать на ее благо. Это включает в себя понимание важных исторических процессов, тех вызовов, с которыми сталкивается общество, и ответственности перед будущими поколениями [2]. Патриотизм, таким образом, не является статичной концепцией, а представляет собой динамичный процесс, который продолжает развиваться в зависимости от изменений в обществе и его ценностях.

Патриотическое воспитание представляет собой важный аспект формирования гражданского сознания, который включает в себя целый ряд мероприятий и программ, направленных на развитие у людей чувства принадлежности к своей стране и ответственности за ее будущее. Оно охватывает не только образовательные практики, но и культурные, социальные и семейные аспекты воспитания. Целью патриотического воспитания является формирование у граждан глубокого понимания истории, культуры и традиций своей Родины, а также осознания важности участия в ее жизни.

Важным элементом данного процесса является создание условий для развития у молодежи таких качеств, как гражданская активность, ответственность и готовность к защите интересов государства. Патриотическое воспитание способствует формированию у людей умения анализировать и осмыслять свою роль в обществе, выявлять и отстаивать национальные ценности, что особенно актуально в глобализированном мире, где различные идеологии могут конкурировать за внимание и лояльность граждан.

В условиях цифровой эпохи Интернет и социальные сети стали основными платформами для обмена информацией, формирования мнений и поиска единомышленников. Для молодежи эти пространства не только источники информации, но и важные арены для обсуждения актуальных социально-политических вопросов, самовыражения и формирования идентичности [3].

ИКТ включает в себя телекоммуникации, интернет, мобильные сети, видеоконференции и мультимедийные технологии, такие как аудио- и видеоконтент.

Социологические исследования показывают, что молодежь активно использует социальные сети для получения новостей, участия в общественных обсуждениях и формирования своих взглядов на различные аспекты жизни. Параллельно с этим, доступ к разнообразным мнениям и позициям может как обогащать, так и усложнять процесс формирования собственного мировоззрения. Эта свобода выбора иногда приводит к столкновению противоречивых идей и идеалов, что требует от молодых людей умения критически осмысливать информацию и определять собственные позиции.

Анализ данных об используемых платформах среди студентов может стать основой для понимания их потребностей и предпочтений в учебе и общении. Это также поможет в разработке интерактивных образовательных программ и технологий по патриотическому воспитанию, а также в формировании стратегий для вовлечения студентов в учебный процесс через популярные каналы. Так, в 2025 году нами был проведен опрос среди студентов 2-3 курсов о социальных сетях и мессенджерах.

Наиболее популярными платформами были названы:

Instagram (запрещен в России). Приводит к визуальным впечатлениям, используется для обмена фотографиями и видео.

Telegram. Используется для общения и создания групповых чатов, а также для доступа к различным каналам для получения информации, новостей и ботам.

WhatsApp. Популярен как мессенджер для личной переписки и группового общения, просмотра коротких историй, фотографий списка контактов.

TikTok. За счет его развлекательного контента привлекает молодежь, возможно, также используется для образовательных целей.

VK (ВКонтакте). Широко используется студентами для общения, обмена контентом и участия в сообществах, просмотра видео.

YouTube. Основной источник видеоконтента, включая образовательные видео и лекции.

Рутуб (Rutube). Локальная альтернатива YouTube, используется для просмотра контента на русском языке.

Pinterest. Меньше упоминается, применяется для поиска идей и вдохновения.

На основе предоставленных ответов респондентов о приложениях, которые они используют для учебы, можно провести анализ по нескольким критериям:

Наиболее часто упоминаемые приложения: Zoom (часто используется для онлайн-занятий и встреч); Google Диск (активно используется для хранения и обмена файлами); Microsoft Office (популярные инструменты для работы с текстами и презентациями); почта (Mail, Gmail) (для коммуникации и обмена учебными материалами); Rutube (используется для просмотра учебных видео или лекций).

Среди менее часто упоминаемых приложений: Dazz Cam (приложение для съемки, которое, используется для создания визуального контента в учебе); Duolingo (упоминается только один раз, использование для изучения языков).

На основе предоставленных данных об играх, в которые играют студенты 2-3 курсов, можно назвать наиболее популярные:

Популярность таких игр, как Block Blast, Loto, Sudoku и раскраска указывает на предпочтение студентов играть в простые и доступные игры, которые можно запускать в любое время.

Игры, такие как Genshin Impact и Honkai Star Rail, показывают интерес студентов к более глубоким и увлекательным сюжетам.

Соревновательные игры (Mobile Legends, Dota, GTA) показывают, что студенты также любят соревновательные аспекты игр и взаимодействие с другими игроками.

Симуляторы (The Sims и Project Makeover) представляют собой яркие примеры симуляторов с акцентом на креативность и социальные взаимодействия. Они позволяют игрокам исследовать свою креативную сторону, управлять виртуальными жизнями и получать удовлетворение от реализации идей. Такие игры, безусловно, важны для современной игровой культуры и продолжают привлекать широкую аудиторию.

Из анализа видно, что студенты выбирают разнообразные игры, что дает возможность адаптировать подходы к обучению и досугу. Например, игры могут использоваться как средство для поддержания командного духа группы, воспитания взаимовыручки.

Анализ увлечений студентов в мире игр может помочь в разработке мероприятий и программ, которые могут быть направлены на создание общества, где студенты могут делиться своими интересами и увлечениями, а также даже использовать игры как инструмент в воспитании патриотизма.

Многие молодые люди используют Интернет для развития своих интересов, получения знаний и обмена идеями, что может способствовать их личностному и интеллектуальному росту. Например, социальные сети становятся платформами для активности, где молодежь может выражать свою позицию по важным для них вопросам, организовывать мероприятия и объединять единомышленников.

С другой стороны, Интернет также содержит множество негативных элементов. Анонимность и свобода слова, которые он предоставляет, могут приводить к распространению ненавистнической пропаганды, оскорблений, буллинга и других форм деструктивного поведения. Пользователи могут легко наткнуться на контент, пропагандирующий насилие, расизм, ксенофобию и другие формы дискриминации. Эта доступность может значительно искажать представления молодежи о том, что допустимо в реальной жизни [4].

Эти факторы подчеркивают необходимость медиаграмотности и ответственного поведения в сети. Молодые люди должны быть обучены различать достоверные источники информации от недостоверных, а также понимать последствия своих действий в онлайн-пространстве. Важно развивать критическое мышление, способствующее осознанному восприятию контента, а также формировать культуру уважительного общения и ответственности за свои слова и действия в сети. Образовательные программы и инициативы, направленные на повышение осведомленности о потенциальных рисках и позитивных аспектах Интернета, играют ключевую роль в борьбе с негативными явлениями в цифровом пространстве.

Интернет предоставляет доступ к историческим материалам и культурным традициям, что позволяет молодежи изучать историю своей страны. Онлайн-курсы и лекции обогащают знания о патриотических ценностях. Социальные сети способствуют обмену патриотическими инициативами и созданию сообществ. Технологии дают возможность создавать контент на патриотические темы, что развивает гордость за страну. Современные технологии позволяют знакомиться с историей через виртуальные экскурсии по памятникам и музеям. Игровые форматы помогают обучать патриотизму и привлекать интерес к культуре. Технологии формируют у молодежи патриотические элементы в их цифровой идентичности, способствуя чувству принадлежности.

Таким образом, ИКТ становятся важным инструментом в патриотическом воспитании, активизируя участие молодежи в жизни страны.

В интеллектуальной сфере перед педагогами стоит задача формирования при помощи ИКТ понимания таких понятий, как Родина, долг, справедливость и ответственность. Это требует комплексного подхода к обучению, который включает не только передачу знаний о Родине, но и эмоциональное восприятие информации при применении ИКТ в патриотическом воспитании [5].

Однако одних знаний недостаточно для формирования истинного патриота. Важен также мотивационный компонент, который включает в себя внутренние чувства и эмоции, способствующие пониманию значимости моральных норм, таких как бережное отношение к людям, ответственность за будущее страны и смысл жизни.

Эмоциональная составляющая играет ключевую роль в воспитании. Воздействие на психику молодых людей позволяет соединить факты и знания с чувственным восприятием. Логические аргументы могут не вызвать должного отклика, если не затрагивают эмоциональную сферу. Например, чувство гордости за достижения страны, сострадание к наиболее уязвимым, или недоумение и возмущение по поводу несправедливости — все это может стать основой для дальнейшего формирования патриотических чувств.

Для успешного патриотического воспитания, при применении ИКТ можно использовать ассоциации. Эта методика подразумевает создание связей между элементами психики, где один элемент, вызывая определенные ассоциации, активирует чувства, сопутствующие патриотизму. Начать можно с формирования базовых эмоций, таких как радость и удовлетворение от достижений страны, перейти к более сложным чувствам, таким как сострадание и ответственность, и, в конечном счете, увязать это с знаниями и действиями, чтобы создать полное представление о патриотизме.

Таким образом, сочетание знаний с эмоциональной мотивацией и использованием ассоциативного мышления представляется наиболее эффективным подходом в патриотическом воспитании с применением ИКТ.

Однако технология и социальные медиа также несут в себе риски, такие как распространение дезинформации, манипуляции мнением, формирование «эхо-камер», где пользователи взаимодействуют преимущественно с единомышленниками, что может уменьшать спектр восприятия различных точек зрения. В таких условиях важной задачей становится не только формирование патриотического сознания, но и обучение молодежи медиаграмотности, критическому мышлению и способности конструктивно взаимодействовать с другими, несмотря на различия в мнениях. Таким образом, роль Интернета и социальных сетей в формировании мировоззрения молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа и подхода.

Ссылки на источники:

  1. Щукина, Р. И. Патриотизм государственный и патриотизм местный / Р. И. Щукина // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2018. – № 1. – С. 69-76. – EDN UYUNIB.

  2. Сентюрин, Ю. П. Об историческом понятии "патриотизм": политические характеристики / Ю. П. Сентюрин // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2007. – № 4(77). – С. 1-4. – EDN KVAIQT.

  3. Тихонов, А. В. Проблема распространения экстремизма среди российской молодежи посредством современных телекоммуникационных технологий / А. В. Тихонов // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук : Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов, студентов, Нижний Новгород, 22–23 апреля 2015 года. – Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2015. – С. 157-161. – EDN WMFLKJ.

  4. Прудко, Т. М. Использование современных воспитательных технологий в патриотическом воспитании будущих педагогов / Т. М. Прудко // Образование в современном мире: горизонты и перспективы : Сборник научных статей, Гродно, 17 октября 2018 года. – Гродно: ООО "ЮрСаПринт", 2018. – С. 282-286. – EDN PNKDXJ.

  5. Скворцов, А. Л. ИКТ-компетенции и ИКТ-компетентность педагога в условиях цифровой эры: соотношение понятий / А. Л. Скворцов // Трибуна ученого. – 2023. – № 12. – С. 26-32. – EDN EPULVQ.

Просмотров работы: 16