СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мишнева Е.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Одним из приоритетных направлений развития системы начального, основного и среднего общего образования в Российской Федерации является обеспечение качества это самого образования. В связи с этим вопрос о качестве школьного образования становится особенно актуальным. Внедрение системы оценки качества образования является необходимым шагом для обеспечения высокого уровня обучения и подготовки учащихся к жизни в постоянно меняющемся мире.

На данный момент в системе школьного образования отсутствует единая система оценки качества, что затрудняет объективное понимание уровня знаний и навыков учащихся. Это может привести к снижению качества образования и неэффективному использованию ресурсов.

Внедрение такой системы позволит не только объективно оценивать уровень знаний учащихся, но и выявлять слабые места в образовательной программе, а также разрабатывать стратегии для улучшения качества обучения.

Цель исследования Исследование настоящей статьи направлено на изучение актуальных методов оценки качества образования в школах. Целью исследования является выявление современных подходов и методик, применяемых для оценки эффективности образовательных процессов, а также определение существующих проблем и перспектив развития системы оценки качества образования. Это исследование важно для понимания текущих тенденций в образовании и разработки стратегий улучшения качества учебных программ и педагогических практик.

Материал и методы исследования При написании настоящей статьи следующие и методы позволили комплексно исследовать проблему оценки качества школьного образования, выявить существующие вызовы и определить возможные пути их решения. Анализ документов: Изучение нормативно-правовых актов, статистических отчетов и научных публикаций для выявления ключевых подходов и тенденций в оценке качества образования. Наблюдение: Непосредственное наблюдение авторами за образовательным процессом в школах, включая посещение уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний. Сравнительный анализ: Сравнение различных подходов к оценке качества образования с лучшими практиками и результатами авторитетных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение В общем случае необходимость организации и поддержания эффективного функционирования Системы оценки качества образования в школе обусловлена несколькими причинами:

1) Определение уровня знаний и навыков учащихся. Система оценки позволяет определить, насколько хорошо учащиеся усвоили программу, какие области требуют дополнительного внимания и как школа может улучшить образовательный процесс.

2) Обеспечение качества образовательных услуг. Система помогает выявить слабые места в учебном процессе и разработать стратегии для их устранения. Это способствует повышению качества образования и удовлетворению потребностей учащихся.

3) Мотивация учащихся. Регулярная оценка знаний стимулирует учащихся к более активному участию в образовательном процессе и улучшению своих результатов.

4) Улучшение взаимодействия с родителями. Родители получают информацию о прогрессе своих детей и могут активно участвовать в их образовании.

5) Повышение эффективности работы учителей. Учителя получают обратную связь о своей работе, что позволяет им корректировать методы обучения и улучшать результаты.

6) Соответствие требованиям законодательства. В соответствии с нормативными актами система оценки качества образования является обязательной. Её создание и внедрение позволяет школам соответствовать законодательным требованиям и обеспечивать высокое качество образования.

Цель школьной системы оценки качества образования – обеспечение эффективного функционирования образовательной организации, повышение качества предоставляемых образовательных услуг и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса [1].

Система оценки позволяет определить уровень знаний и навыков учащихся, выявить слабые места в учебном процессе, мотивировать учеников и учителей к улучшению результатов, а также обеспечить соответствие требованиям законодательства.

Из обозначенной цели Системы оценки качества школьного образования логичным образом вытекают следующие задачи:

  • разработать единые критерии и стандарты для оценки знаний, умений и навыков учащихся;

  • создать и внедрить эффективные методы и инструменты для сбора и анализа данных о качестве обучения;

  • обеспечить регулярный сбор и анализ данных о результатах обучения, включая успеваемость, уровень освоения компетенций, развитие личностных качеств учащихся;

  • выявить факторы, влияющие на качество образования, и разработать стратегии для их улучшения;

  • оценить эффективность учебных программ и методик, внести коррективы в случае необходимости;

  • предоставить учащимся, родителям и педагогам информацию о качестве образования и прогрессе учащихся;

  • мотивировать учащихся к активному участию в образовательном процессе и улучшению своих результатов;

  • способствовать профессиональному развитию педагогов и повышению качества преподавания;

  • содействовать формированию культуры качества и непрерывного совершенствования в образовательной организации.

Анализируя сформулированные задачи, можно отдельно выделить функции школьной системы оценки качества образования [2]:

1) Диагностическая. Помогает определить уровень знаний и навыков учащихся, выявить пробелы в знаниях и умениях, а также оценить эффективность учебных программ и методик.

2) Контролирующая. Позволяет отслеживать прогресс учащихся и оценивать работу учителей и администрации школы.

3) Стимулирующая. Мотивирует учащихся к улучшению своих результатов, а учителей — к повышению качества преподавания.

4) Прогностическая. Даёт возможность прогнозировать будущие результаты обучения и планировать развитие образовательной организации.

5) Управленческая. Обеспечивает руководство школы информацией, необходимой для принятия обоснованных решений и улучшения качества образования.

6) Воспитательная. Способствует формированию у учащихся ответственного отношения к учёбе и развитию навыков самооценки.

7) Социальная. Учитывает потребности и ожидания общества, предоставляя информацию о качестве образования и его соответствии требованиям времени.

Система оценки качества школьного образования должна опираться на чёткую нормативно-правовую основу, которая определяет её цели, задачи, принципы и механизмы реализации. Это позволяет обеспечить объективность, справедливость и прозрачность процесса оценки, а также гарантировать соблюдение прав и интересов всех участников образовательного процесса.

Нормативно-правовая основа системы оценки качества школьного образования должна базироваться на следующих принципах:

  1. Объективность. Оценка качества должна быть основана на объективных критериях и показателях, которые отражают реальные результаты обучения.

  2. Справедливость. Все участники образовательного процесса должны иметь равные возможности для получения качественного образования и участия в оценке его качества.

  3. Прозрачность. Результаты оценки качества должны быть доступны для всех заинтересованных сторон.

  4. Участие. В процессе оценки качества должны участвовать все заинтересованные стороны, включая учащихся, родителей, учителей и администрацию.

  5. Развитие. Система оценки качества должна способствовать развитию образовательной системы и повышению качества образования.

Придерживаясь этих принципов, созданная Система оценки качества образования в любой образовательной организации позволит обеспечить её легитимность, эффективность и направленность на логичное развитие образовательной системы.

Что же касается самого перечня нормативно-правовых документы, регулирующих функционирование Системы оценки качества образования, то его можно представить следующим образом:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [3]. Этот закон является основным документом, который регулирует отношения в сфере образования. Он определяет основные принципы государственной политики в области образования, права и обязанности участников образовательного процесса, а также основы организации и осуществления образовательной деятельности.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, её структуре и условиям реализации. Они являются основой для разработки образовательных программ и оценки качества образования.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [4]. Этот приказ определяет порядок проведения аттестации педагогов, что влияет на оценку качества их работы и, соответственно, на качество образования.

4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» [5]. Этот документ устанавливает требования к содержанию и структуре официальных сайтов образовательных организаций, что также влияет на доступность информации о качестве образования.

5. Локальные нормативные акты. Образовательные организации также могут разрабатывать свои локальные нормативные акты, которые регулируют вопросы оценки качества образования. К ним относятся положения, регламенты, инструкции и другие документы, определяющие порядок и процедуры оценки качества.

Выводы или заключение Результаты исследования показывают, что современные подходы к оценке качества школьного образования характеризуются многогранностью и сложностью. Они включают в себя элементы стандартизации, технологической модернизации и междисциплинарного взаимодействия и многое другие. Приведем несколько примеров

Однако реализация этих подходов сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение равноправного доступа к образованию и создание эффективных механизмов оценки.

Список литературы

1. Единая система оценки качества школьного образования в России// Официальный сайт Рособрнадзора. Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2020/12/esoco_rus_print.pdf. - 20.01.2025

2. Что такое внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) // Официальный сайт Департамента надзора и контроля в сфере образования Республики Татарстан. Режим доступа: https://obrnadzor.tatarstan.ru/kakova-raznitsa-mezhdu-vsoko-i-vshk.htm . - 20.01.2025

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - 20.01.2025.

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209220002. - 20.01.2025

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». – Режим доступа: https://base.garant.ru/74901486/. – 20.01.2025

Просмотров работы: 63