Тема организации детского отдыха всегда была и остается актуальна.
Одной из основных проблем данной сферы является устаревшее состояние детских лагерей. Многие из них построены десятилетия назад и уже не отвечают нынешним требованиям комплексного отдыха и образования детей. Зачастую на территории лагеря отсутствуют детские спортивные площадки и бассейны, недостаточно оборудования для проведения учебных занятий и развлекательных мероприятий. Также в ряде детских лагерей не продумана доступность многих локаций для детей с ограниченными возможностями и инвалидов.
Все это приводит к тенденции сокращения детских лагерей на территории России. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы в 2018 году в России функционировало 43477 детских лагерей, но уже к 2024 году их количество сократилось до 38865. [11]
В 2022 г. Государственная Дума всерьез обеспокоилась данным вопросом и Министерством строительства было выдвинуто предложение по разработке типовых проектов детских лагерей и их массовому строительству по всей территории страны. [12]
В данной статье будет рассмотрен мировой опыт строительства детских лагерей, а также выявлены основные тенденции в их проектировании.
Краткая историческая справка
Для полного понимания тенденций современного проектирования детских лагерей и потребностей детей, необходимо сначала изучить историю развития детских лагерей. Четкое деление на исторические этапы в развитии и проектировании детских лагерей вывел в своей работе «История возникновения и проектирования детских лагерей» П.В. Стратий. [1]
В период с 1861 по 1885 года в США стали появляться первые детские лагеря на дому. Этому способствовала глобальная индустриализация страны. Такие лагеря принимали детей на время заработков родителей.
В 1784 году появился первый стационарный лагерь «Yang Men’s Christian Association». «Объемно-планировочные решения первых специализированных детских лагерей были не адаптированы под их функциональное назначение. Эти лагеря были, как правило, квартирного типа (отдельно стоящие или блокированные дома) или палаточного типа». [1, с. 124]
С 1885 года по 1915 год шло активное развитие скаутских лагерей, образовывались молодежные организации лагерного движения (YMCA), появилась Американская Ассоциация Лагерей (ААЛ). «На этот период приходится изменения в объемно-планировочной схеме лагерей, … появляется неярко выраженная павильонная объемно-планировочная схема …, на территории лагеря размещаются плац и спортивные площадки» [1, с. 124]
В период с 1916 по 1940 года шло самое активное развитие детских лагерей как в Европе, так и в СССР. Лагеря адаптируются под идеологию, политику и воспитательные методы своей страны. Меняется и объемно-планировочная структура, усложняется планировка. Появляются различные типы лагерей: оздоровительные, творческие, интернациональные, туристические и т.д. Появляется нормативная база проектирования детских лагерей.
Именно в это время в СССР появляется детский лагерь «Артек» [10], который действует по настоящее время.
Время с 1940 по 1997 года принято считать кризисом воспитательной деятельности. Во время Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы большинство лагерей либо перестают работать, либо отдаются под нужды фронта. На СССР этос казалось сильнее всего. В стране был социальный кризис, который отразился на количестве детей, отдыхающих в лагерях, отсутствовало материальное и кадровое обеспечение.
С 1998 года начинают набирать популярность образовательные лагеря. «В этот период модернизируется подход к времяпрепровождению детей, делается акцент на образовательной деятельности, формируются первые образовательные стандарты, актуализированные под лагеря отдыха» [1, с. 124]
В 2010 году наблюдается тенденция развития и увеличения количества лагерей, например, в США действовало около 12000 лагерей. В это же время значительно расширяется нормативная база.
На данный момент детские лагеря Европы занимают лидирующую позицию. «Количество детских лагерей в России, отвечающих современным требованиям и мировым тенденциям… - единицы, большинство либо закрыты, либо не подвергались реконструкции с 1970-80 годов» [1, с. 127]
Зарубежные примеры проектирования и строительства детских лагерей
CampMed-o-Lark [2]
Лагерь располагается в Соединенных Штатах Америки, в штате Мэн на берегу пруда Вашингтон. Лагерь специализируется на изобразительном искусстве, исполнительском искусстве, цирке, музыке, кулинарии, цифровых медиа, конном спорте, набережной и многом другом.
В плане лагерь имеет достаточно живописную и рассредоточенную структуру, при этом существует некое деление на зоны – жилую, спортивную, развлекательную и т.д. Жилые домики разделены по возрастам и находятся ближе к границе территории, тогда как в центре располагаются творческие мастерские, музыкальные студии и т.д. Так как лагерь стоит на берегу реки, большая часть его спортивной зоны располагается на побережье. Стилистически все строения на территории напоминают характерные американские фермы. Все строения малоэтажные, сделаны из дерева и имеют не яркие естественные цвета (серые, коричневые, бордовые). На территории максимально сохранено естественное озеленение, а в строительстве используют в основном экологические материалы (дерево, камень).
CampTwinCreeks [3]
Лагерь находится в Соединенных Штатах Америки, в штате Западная Вирджиния между двумя реками – Douthat Creek и Knapp Creek.
На территории лагеря четко выделяется только одна зона – жилая, которая в свою очередь делится на более мелкие по полу и возрасту. Спортивные объекты, мастерские, административные здания хаотично расположены по всей территории. Визуально большинство жилых домиков напоминают деревянные дома в американском стиле с деревянной внутренней отделкой. Все строения 1-2 этажные, отделаны деревом и частично окрашены в белый цвет. На территории сохранено естественное озеленение, сохранено озеро Minehaha Spring.
CampNorthStar [4]
Лагерь располагается в Соединенных Штатах Америки, в штате Мэн на берегу пруда Вортли.
В плане лагерь имеет нерегулярную структуру, в которой четко не выделяется ни одна зона. Жилые домики меленькие, рассчитаны на небольшое количество человек. Они выполнены из темного дерева, имеют небольшое открытое крылечко. Внутри домики имеют деревянную отделку. Строения на территории в основном малоэтажные. Даже самые высокие сооружения (2 этажа) не выделяются среди величественных сосен. На территории лагеря в полной мере сохранен густой сосновый лес. Сохранен и обыгран естественный ландшафт. Архитектура этого лагеря абсолютно не нарушает природную красоту места.
Eagle’s Nest Camp [5]
Лагерь располагается в Соединенных Штатах Америки, в штате Северная Королина рядом с рекой Little Spring.
В лагере нет четкой планировочной структуры. Но при этом все необходимые здания и сооружения (жилые домики, столовая, медицинский корпус) располагаются в центре, тогда как спортивные и творческие объекты находятся на периферии. Все сооружения на территории лагеря малоэтажные, выполнены из темного дерева, стилистически напоминают домики лесника. В отделке используются не яркие цвета и естественные материалы. На территории полностью сохранено естественное озеленение, существует несколько озер.
Отечественные примеры проектирования и строительства детских лагерей
ДОЛ «Детская республика Поленово» [7]
Детский лагерь располагается в России в Тульской области недалеко от села Бёхово.
В планировочной структуре лагеря сочетаются две планировочные структуры – регулярная и нерегулярная. Левая часть лагеря более регулярная, с четкой сеткой дорожек, тогда как правая более живописная. Все строения в лагере одноэтажные, выполнены из светлого дерева и темных металлических балок. Стилистически домики напоминают деревенские дома с небольшим открытым крылечком. Внутри корпуса имеют деревянную отделку.
На территории лагеря сохранено естественное озеленение и добавлены декоративные насаждения в виде клумб.
ДОЛ «Орленок» [8]
Детский лагерь располагается в России в Московской области недалеко от поселка Зубово в густом сосновом лесу.
Основная планировочная структура достаточно живописная и нерегулярная, нет четкого деления на функциональные зоны. В основном все жилые корпуса располагаются в центре лагеря, тогда как кружковые павильоны, фермы, бассейны и т.д. располагаются на переферии. Все строения на территории выполнены в стиле деревянного русского зодчества из светлого дерева, на территории также располагается большое количество малых форм в виде мельниц, телег и различных лесных животных.
На территории сохранен красивый березовый лес, так же присутствуют облагороженные клумбы и газоны.
ДОЛ «Дружных» [6]
Детский лагерь находится в России в Ленинградской области недалеко от поселка Молодежное.
Планировочная структура лагеря нерегулярная и живописная, нет четкого функционального деления. Спальные детские корпуса располагаются по всей территории лагеря, между ними находятся спортивные объекты, художественные мастерские и административные здания. Все здания на территории лагеря малоэтажные, спальные корпуса выполнены с деревянной облицовкой и зелеными скатными крышами.
На территории лагеря сохранен густой лес.
Выводы
Таким образом, проанализировав всю вышеизложенную информацию, мы можем сделать вывод о том, что в мировом опыте проектирования и строительства детских лагерей существует несколько тенденций:
Экология и устойчивое развитие.
В отделке и строительстве большинства лагерей используются экологически чистые материалы, нетоксичные краски, пропитки. Во многих лагерях есть огороды, компостные ямы и другие системы, обеспечивающие устойчивое развитие.
Простота и архетипичность
Архитектура корпусов в детских лагерях имеет простую архетипичную форму «ДОМ», в отделке используются простые и понятные материалы и цвета. К этой тенденции ссылается и архитектор детских пространств Юрий Сырков [13].
Малоэтажность
Чаще всего все строения на территории современного лагеря не превышают 2 - 2.5 этажей
Региональная идентичность
Большинство лагерей стремится показать свою региональную принадлежность - используются материалы, добывающиеся в непосредственной близости, архитектура стилистически приближена к постройкам выбранного региона, используются характерные цвета и мотивы.
Нерегулярная планировочная структура
В большинстве современных лагерей нет четкого деления на функциональные зоны, а транспортно-пешеходная система имеет живописный нерегулярный вид.
Библиографический список
Стратий П.В. История возникновения и проектирования детских лагерей // Architecture and Modern Information Technologies (AMIT). – 2019. – № 2(47).
Med-o-Lark: официальный сайт детского лагеря [Электронный ресурс]. URL: https://www.medolark.com (дата обращения: 10.10.2024).
Twin Creeks: официальный сайт детского лагеря [Электронный ресурс]. URL: https://www.camptwincreeks.com/ (дата обращения: 12.10.2024).
Северная Звезда: официальный сайт детского лагеря [Электронный ресурс]. URL: https://northstarcamp.com/ (дата обращения: 13.10.2024).
Орлиное Гнездо: официальный сайт детского лагеря [Электронный ресурс]. URL: https://www.eaglesnestcamp.org (дата обращения: 16.10.2024).
Лагерь «Дружных»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://дружных.рф/ (дата обращения: 19.10.2024).
Детская республика Поленово: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://drpolenovo.ru/ (дата обращения: 20.10.2024).
Лагерь «Орленок»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.dol-orlenok.ru/ (дата обращения: 21.10.2024).
Сайт «Ромашки»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.romashki-camp.ru (дата обращения: 21.10.2024).
Артек: официальный сайт МДЦ «Артек» [Электронный ресурс]. URL: https://artek.org (дата обращения: 21.10.2024).
ЕМИСС: Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 23.10.2024).
Главгосэкспертиза: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://gge.ru (дата обращения: 25.10.2024).
Сырков Ю. Архитектура детских пространств: блог [Электронный ресурс]. URL: https://www.syrkov-design.ru (дата обращения: 01.09.2023). Гаврилов Д.И. проектирование и строительство пионерских лагерей
Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей / В.Н. Торшин, М.Н. Поволяева, С.А. Коваль. - М.: ООО «Новое образование», 2011. – 120