Влияние темперамента детей старшего дошкольного возраста на общение со сверстниками - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние темперамента детей старшего дошкольного возраста на общение со сверстниками

Мачаттырова А.М. 1, Максимова Л.И. 1
1Северо-восточный федеральный университет им М. К. Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение влияния темперамента на общение детей старшего дошкольного возраста представляет собой важную область психолого-педагогических исследований, так как именно в этот период происходит активное формирование социальных навыков и межличностных отношений.

Темперамент, как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, влияет на динамику психической деятельности и общения детей, что, в свою очередь, определяет их взаимодействие со сверстниками. Исследования, проведенные такими учеными, как И.  П.  Павлов , Б. М. Теплов и К. Леонгард , показывают, что различные типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) имеют свои характерные черты, которые проявляются в общении. Например, сангвиники, обладая высокой активностью и общительностью, чаще становятся инициаторами взаимодействия, в то время как меланхолики могут испытывать трудности в установлении контактов, что может вести к изоляции и снижению социальной активности. Понимание индивидуальных различий в темпераменте позволит более эффективно организовывать образовательный процесс и взаимодействие между детьми, что способствует их гармоничному развитию.

Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент входит в биопсихическую подструктуру динамической функциональной структуры личности.

Согласно Айзенку, тип темперамента представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия––интроверсия и 2) эмоциональная стабильность–лабильность (или нейротицизм). Первая шкала характеризует индивида в какой-то степени со стороны активности, «открытости» внешнему миру. Вторая шкала характеризует поведение индивида с точки зрения его эмоциональной устойчивости. Айзенк соотносит предложенные типы темперамента с гиппократовскими: сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости — с типом сангвиника; экстраверсии и эмоциональной лабильности — с холериком; интроверсии и эмоциональной устойчивости — с флегматиком, а интроверсию и эмоциональную лабильность — с типом меланхолика.

Дадим характеристику разных типов темперамента:

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необуздан­ность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бод­рости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмо­готу.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервный системы, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая со­противляемость трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и по­этому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях.

Меланхолик — человек со слабой нервной системы, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокой­ной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы.

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека.

В своих работах Н. С. Ефимова определяет понятие так: «Общение - вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения».

По М. И. Лисиной общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Так, например, сангвиник в большинстве случаев является инициатором в общении, он чувствует себя легко и непринужденно в компании незнакомых ему людей, новый опыт возбуждает его интерес, а меланхолика наоборот смущает и пугает, среди незнакомых людей меланхолик теряется. Флегматик, в свою очередь, также с трудом сходится с новыми людьми, он не проявляет свои чувства и избегает новых знакомств. У холериков, как и у сангвиников, новые эмоции возникают как взрыв, поток чувств, но они могут быть не столь устойчивыми и долговечными.

Для полноты исследования нами были проведено диагностическая работа. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №52 «Белочка» городского округа «город Якутск» с воспитанниками старшей группы «Сказка». В ходе эмпирического исследования было обследовано 28 детей.

Для исследования влияния темперамента детей старшего дошкольного возраста на общение со сверстниками были использованы следующие методики: методика «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина – цель: определение типа темперамента детей, методика «Два домика» Т. Д. Марцинковская - цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам, методика «Рукавички» Ю.А. Афонькина и Г. А. Урунтаева - цель: выявить уровень проявления коммуникативной компетенции при взаимодействии со сверстниками.

По результатам проведения диагностики мы выявили следующие данные. Так по полученным результатам диагностики «Перенос кубиков» Ю. А. Самариной, направленной на определение типа темперамента, в группе дошкольников оказалось представлены все типы темперамента: у 10 (35,7%) детей был отмечен флегматический тип темперамента. Сангвиников и меланхоликов в группе одинаковое количество — по 7 (25%). И, наконец, холерический тип темперамента зафиксирован у 4 (14,3%) детей. В целом, это указывает на сбалансированное, но всё же неравномерное распределение типов темперамента, с заметным преобладанием флегматического типа.

Далее нас интересовала социометрическая структура группы, которую мы исследовали с помощью методики «Два домика» Т. Д. Марцинковской (см. приложение Д). Проведенная социометрия привела к следующим результатам: «изолированных» детей в группе 18%; «отвергаемых» детей 10,7%. Характеристика этих непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерутся», «обзываются», «не слушаются», «балуются». Большую часть группы занимают предпочитаемые дети – 32%. Всего 7 детей (25%) имеют статус популярных и 4 (14,3%) из группы являются пренебрегаемыми.

Таким образом, результаты социометрического исследования наглядно демонстрируют неоднородность межличностных отношений в группе старших дошкольников. Наряду с явно выраженной группой предпочитаемых и популярных детей, составляющих более половины выборки (57%), наблюдается значительная доля детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками – изолированные и отвергаемые, в сумме достигающие 28,7%. Примечательно, что характеристика непопулярных детей, данная сверстниками, акцентирует внимание на негативных проявлениях в поведении, таких как агрессия, непослушание и деструктивность. Это позволяет предположить, что именно особенности поведения, возможно, обусловленные спецификой темперамента, могут являться существенным фактором, определяющим статус ребенка в группе.

После анализа межличностных отношений, следующим шагом стало изучение коммуникативных навыков, для чего мы использовали методику «Рукавички» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. Анализ результатов, осуществлялся по следующим признакам: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату, взаимопомощь, и эмоциональным отношением к деятельности. Все данные, которые были получены, позволили свидетельствовать о том, что 28,6% детей имеют высокий уровень коммуникативных умений, а значит могут договариваться, приходить к общему решению, использовать, такое средство как убеждение. Они контролируют действия друг друга, переживают за общий результат. Стараются придти на помощь, если необходимо. Рационально используют средства деятельности. 42,8% детей показали средний уровень сформированности коммуникативной компетенции. Они умеют договариваться, приходить к общему решению. Контролируют действия другого, при этом, самоконтроль отсутствует. Не всегда рационально используют средства деятельности. Для 28,6% детей характерен низкий уровень развития коммуникативной компетенции. Они не умеют договариваться и контролировать действия другого ребенка, не замечают, если что- то не получилось, не всегда рационально используют средства общения.

Таким образом, анализировав результаты всех диагностических методик, мы можем сказать, что в соответствии с нашей гипотезой о влиянии типа темперамента старших дошкольников на общение со сверстниками, мы обнаружили, что хотя темперамент может влиять на проявление общения с группой равных, он не является единственным фактором. Полученные нами данные показали, что дети с разными темпераментами могут достигать разных уровней коммуникативной компетентности, и при этом социометрический статус в группе не обнаружил явной связи с конкретным типом темперамента. Это говорит о том, что развитие общение со сверстниками — это сложный процесс, зависящий от целого ряда факторов, а не только от врожденных характеристик. Учитывая, что дети с разными типами темперамента демонстрируют разные стили общения и испытывают разные трудности при взаимодействии, необходимо разрабатывать индивидуализированные подходы к развитию их коммуникативных навыков.

Так, на основе полученных результатов разработаны рекомендации, включающие общие принципы развития коммуникативных навыков, а также конкретные стратегии работы с детьми каждого типа темперамента, учитывающие их сильные стороны и зоны роста. Для успешного развития общения детей необходимо тесное сотрудничество между педагогами и родителями, а также создание поддерживающей и развивающей среды как в детском саду, так и дома.

Список использованной литературы

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шнпицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 384 с.: ил. - ISBN 978-5-89814-016-8.

  2. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.: ил. - ISBN 978-5-8199-0301-8.

  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с.: ил. - ISBN 978–5–388–00493–2.

  4. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. - ISВN 5-272-00062-5.

  5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К. К. Платонов - Москва.: Высшая школа, 2014. – 167 с.

  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 713 с.

  7. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека: Вопросы психологии. / В.М. Русалов– 2014. – № 1. - С. 19–32.

  8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб, и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 672 с.

Просмотров работы: 6