Психологическое благополучие детей зависит от множества факторов, включая социальные, экономические, экологические и культурные. Многие исследователи считают, что дети, будучи наиболее уязвимой частью общества, подвергаются различным негативным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений.
Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что с возрастом у детей изменяются их мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Если родители и педагоги смогут своевременно распознать эти изменения и вовремя увидеть эти перемены, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свое взаимодействие с ним. Это в свою очередь, будет иметь решающее значение для формирования положительного эмоционального контакта, являющегося основой нервно-психического здоровья ребенка.
Фототерапия представляет собой метод психологической помощи, который использует фотографии и визуальные материалы в процессе терапии. Этот метод является эффективным средством психопрофилактики и способствует улучшению психического благополучия детей старшего дошкольного возраста. Страхи являются естественным явлением в развитии детей, однако неконтролируемые или повторяющиеся страхи могут оказывать отрицательное влияние на их психологическое состояние и жизнедеятельность. Таким образом, фототерапия может быть эффективным инструментом в профилактике и снижении уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность фототерапии в психопрофилактике страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что фототерапия может быть эффективным средством психопрофилактики страхов детей старшего дошкольного возраста если:
- обеспечить благоприятную социально- психологическую атмосферу построенная на уважении и принятии личности детей;
- систематически проводить занятия используя техники фототерапии и арт-терапии.
Практическая значимость исследования: игры и упражнения по профилактике страхов посредством фототерапии могут применяться педагогами дополнительного образования, детскими психологами, воспитателями.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что "страх — это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта" [5].
Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как "проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности" [4].
По мнению А.И. Захарова, страх - это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности [1].
А.И. Захаров отмечает, что наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 лет. К этому возрасту в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким [3].
Старший дошкольный возраст — это возраст эмоционального наполнения "Я" ребенка. Чувства уже определяются словами, четко сформулировано стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Также формируется чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает сначала себя и родителей, а затем себя и сверстников. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов. В эти годы наиболее усиленно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание [2]. Стремясь избавиться от страха, ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. При этом ребенок пассивен, склонен к депрессии.
Таким образом, наиболее эффективными средствами предупреждения развития страхов у детей будут являться обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям.
Опытно-экспериментальная работа по психопрофилактике страхов детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии проходило на базе МБДОУ Детский сад №17 «Тугутчаан» с.Нерюктяйинск-1 Олекминского района РС(Я).
Исследование было проведено с 12.04.24 по 09.06.24. и включило 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
1. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М.А. Панфилова
2. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
3. Методика «Нарисуй свой страх» А.И. Захаров
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 4 (40%) детям присвоено 2 балла, по трехбалльной шкале предложенная О.Е. Ветровой для определения уровня выраженности признаков страха. У 4 (40%) детей 1 балл что говорит нам о низкой выраженности признаков страха и у 2 (20%) детей 3 балла, что свидетельствует о высоком уровне выраженности признаков страха.
Проанализировав теоретические аспекты изучаемой темы, мы разработали план психопрофилактической работы направленная на профилактику тревожности, пугливости, напряженность, низкую общительность и недоверчивость к окружающим.
Если мы обеспечим благоприятную социально-психологическую атмосферу, взаимодействие в системе «ребенок-взрослый» на уважении и принятии личности дошкольника, систематически проводить мероприятия терапевтического характера: арт-терапия, фототерапия, то мы создадим условия, сохраняющие, укрепляющие и формирующие психическое благополучие.
Основополагающие принципы и идеи:
Ведущая деятельность- игра
В работах Л.С. Выготского показано, что психическое развитие ребенка происходит в рамках ведущей деятельности. Для ребенка до7 лет это- игра. Поэтому основным видом деятельности ребенка на занятиях с педагогом-психологом должна быть игра.
Личностно- ориентированный подход. Принятие личности каждого ребенка взрослыми должны соответствовать психологической этике и проводятся с уважением к личности всех участников образовательного процесса.
Принцип гуманитарно-аксиологической ориентации. Все взаимодействия с детьми и взрослыми должны соответствовать психологической этике и проводятся с уважением к личности всех участников образовательного процесса.
Цель работы: профилактика страхов детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.
Этапы психопрофилактической работы
1. Подготовительный этап
Были проведены занятия целью которых установить эмоционально- позитивный контакт с детьми.
Занятие 1 «Знакомство»
Занятие 2 «Мои эмоции»
2. Основной этап
Были проведены занятия целью которых способствовать снижению и преодолению страхов у детей и повысить уровень самооценки у детей.
Занятие 3 «Наши страхи»
Занятие 4 «Познать себя»
Занятие 5 «Моя фотосессия»
Занятие 6 «Расскажи историю»
Занятие 7 «Победи страх»
Занятие 8 «Тепло моего дома»
Занятие 9 «Обезвреживание страха»
Занятие 10 «Смелые ребята»
Занятие 11 «Я не боюсь!»
3. Заключительный этап
Целью заключительного занятия обобщить и закрепить с детьми сформированные на предыдущем этапе умение управлять своим поведением.
Занятие 12 «Мы справились»
После реализации плана психопрофилактической работы было проведено повторное исследование страхов у старших дошкольников по выбранным методикам.
Проведенное повторное исследование позволило сделать следующие выводы: 5 (40%) детям присвоено 2 балла, по трехбалльной шкале предложенная О.Е. Ветровой для определения уровня выраженности признаков страха. У 4 (40%) детей 1 балл что говорит нам о низкой выраженности признаков страха и у 1 (20%) ребенка 3 балла.
На контрольном этапе высокий уровень выраженности признаков страха снизилось у 1 го ребенка. За счет повышения предыдущего показателя повысился показатель среднего уровня.
Таким образом, анализ методик на контрольном этапе эксперимента нам показал, что психопрофилактическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с применением методов фототерапии имеет эффективность в предупреждении развития страхов.
На основаниях данной работы можно сделать выводы:
В ходе нашего исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме и провели ряд экспериментов, состоящих из трех этапов. Мы разработали план психопрофилактической работы, который учитывает психическое и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста и позволяет эффективно использовать фототерапию в профилактике страхов детей старшего дошкольного возраста.
Перспективой нашего исследования будет апробация разработанного плана психопрофилактики и занятий, оценка эффективности их реализации; возможно, создание программы для коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы.
1. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб: Изд-во Союз, 2005. - 448 с.
2. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006. - 115с.
3. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. - М.: Педагогика, 2006. - 109 с.
4. Популярная психология: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост.В. В. Мираненко. - М.: Просвещение, 2007. - 399 с.
5. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей/ Г. Эберлейн. - М.: Знание, 2006. - 192 с.