ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из главных инструментов в деятельности предприятия, на данный момент, является инновационный менеджмент. По сути, он представляет из себя команду креативных людей с новаторским мышлением. Он собирает все идеи и помогает компании воспользоваться полезными ресурсами и обходить конкурентов. Он занимается не только улучшением или созданием нового продукта компании, но и экономической составляющей, и разработкой систем управления инновационного процесса.

Исследованию инноваций как фактора повышения конкурентоспособности государства на международном уровне посвящены работы Г. Гросмана, Р. Нельсона, Т. Фридмена, Й. Шумпетера, Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева. Тенденции и специфика развития России в мировом инновационном пространстве изучены в работах Л.М. Гохберга, К.А. Дитковского, Е.Л. Дьяченко и других ученых. Вопросами развития науки и технологий в мире занимается Организация экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), охраной интеллектуальной собственности и стимулированием инноваций — Всемирная организация интеллектуальной собственности (англ. World Intellectual Property Organization, WIPO), поддержкой и разработкой инноваций, а также укреплением мировых стандартов качества, эффективности, конкурентоспособности и экономического роста — Европейское патентное ведомство (англ. European Patent Office, EPO) [1].

Выделяют три типа внутренних организационных инновационных систем: жесткая инновационная структура, мягкая и смешанная.

  • Жесткая инновационная структура предполагает наличие строгой, заранее установленной системы разработки и внедрения инноваций, основанной на принятии решений высшим руководством с последующим их исполнением низовыми звеньями.

  • Мягкая инновационная структура предоставляет значительные права низовым подразделениям в части принятия самостоятельных инновационных решений с минимальным их согласованием «наверху».

  • Смешенная предполагает разработку инновационных предложений в подразделениях, их экспертную оценку специалистами и централизованное принятие решения о внедрении инновации [2].

Одним из ключевых аспектов Глобализации 4.0 является цифровая экономика, которая предполагает новый технологический базис управления и производства, о чем говорят такие ученые, как К. Шваб и Д. Белл. Технологии должны быть инструментом, а не заменой человека. Роботы и компьютеры должны выполнять волю человека, а цифровые технологии служить средством общения. Важно также учитывать вопросы комплексной безопасности, поскольку новые технологии несут не только пользу, но и потенциальные угрозы [3].

Если рассматривать основные функции инновационного менеджмента, то можно выделить следующие: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ, оценка и координация [4].

Каждая функция связана с определенным этапом разработки и внедрения новшества, при этом на каждом этапе и в процессе реализации каждой функции сотрудники компаний должны принимать управленческие и операционные решения. Процесс выбора определенного решения зависит от уровня компетенций менеджера, на которого возложена данная работа. Важно сказать, что все инновационны решения принимаются на основе анализа сложившейся ситуации, также крайне важно учитывать внутренние взаимосвязи и зависимости, поскольку каждое новое решение может повлиять на весь инновационный процесс. Например, на производстве решили внедрить новую инновационную технологию, при этом не подготовив персонал. Вследствие такого решения производительность работы снизилась по причине того, что сотрудники не сразу смогли освоить новое производство. Таким образом, учет всех факторов можно назвать принципом комплексности в работе с новациями. Руководство и рядовые сотрудники должны учитывать всю совокупность факторов, как внутренних, так и внешних. К таким факторам относятся цель, задачи проекта, комплекс основных и дополнительных мероприятий, все участники деятельности, сроки и риски. Поскольку данная деятельность является достаточно трудоемкой, принято считать, что процесс принятия решений в инновационном менеджменте необходимо рассматривать поэтапно [5].

Система инновационного менеджмента тесно связана с целями организации в целом, что обеспечивает политический уровень управления организацией, задающий общую цель системы адаптации персонала, ее миссию в организации. Управление системами адаптации персонала, как правило, ориентировано на повышение уровня детерминированности системы инновационного менеджмента. На уровне управления решается вопрос, какой будет система адаптации, насколько много внимания адаптации персонала будет уделяться в компании, тем самым решая вопросы кадровой безопасности. Вопросы управления и организации инновационного менеджмента рассмотрены в аспекте ее формирования, организации и дальнейшего развития. От разрозненных элементов адаптации компания переходит к созданию общей методологии адаптации, дает рекомендации по участию в адаптации и, наконец, создает полноценную систему адаптации персонала. Развитие персонала, повышение потенциала, которое начинается с первых дней работы в организации, приводит к росту производительности труда и прибыльности, что в конечном итоге влияет на обеспечение кадровой безопасности организации [6].

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Повышенное внимание к инновациям и инновационному управлению продиктовано самой жизнью современного общества, ведь воплощение инновационных процессов в новых продуктах и новой технике являются основой его социально-экономического развития [7].

Инновационный менеджмент помогает компаниям развивать новые продукты, разрабатывать новые услуги и проекты. Быть конкурентно способными и готовыми к любым колебаниям рынка. Применять компаниям процессы помогающие повысить качество продукции и снизить затраты на них. Так же помогает идти в ногу с потребителем, следить за актуальностью продукта.

Цели инновационного менеджмента:

  • создание, модернизация или ввод новой продукции;

  • определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации;

  • развитие всех объектов производств;

  • ликвидация устаревших производств.

Принципы инновационного менеджмента:

  • Непрерывные инновации. Любое производство требует постоянного улучшения.

  • Стимулирование и поощрение инновационных идей. Каждый сотрудник должен быть заинтересован в развитии предприятия.

  • Ориентация на потребителей. Тут действует принцип спроса и предложения. Производство должно заинтересовать своих потребителей.

  • Поиск нереализованных возможностей. В инновационной деятельности  можно также оперировать прогнозами, предположениями, гипотезами и другими недостоверными данными. Для появления принципиально новых продуктов и услуг стоит искать нереализованные возможности.

Главная задача инновационного менеджмента — это привлечение и удержание талантливых специалистов. Каждый сотрудник должен чувствовать себя комфортно, не бояться говорить и представлять свои идеи. Для этого существуют способы стимулирования:

  1. Поощрять творческий подход, чтобы сотрудники понимали, что их идеи ценятся, даже если они не всегда приводят к успеху.

  2. Создать культуру обмена идеями: предоставить возможность делиться идеями друг с другом и руководством компании.

  3. Создать возможности для экспериментов: предоставить им ресурсы и поддержку.

  4. Создать систему вознаграждения за инновации: материальное или моральное вознаграждение, например, признание заслуг сотрудника перед компанией.

Для того, чтобы инновационный менеджмент был более эффективный нужно применять специфические методы анализа, такие как:

Функционально-стоимостной анализ (ФСА)-системное исследование по назначению объекта (изделия, процесса) с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Устанавливает целесообразность функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

SWOT-анализ- это преобразование внешних угроз в новые возможности внутренних слабых моментов в силу. Развитие сильных сторон и конкурентных преимуществ предприятия.

Инновационная деятельность является не простым объектом управления, она требует от персонала, помимо высокой квалификации и четкой профессиональной ориентации, особого типа восприятия и мотивации, а также умения рисковать. По мере усиления инновационной направленности экономики все более весомое воздействие на воспроизводственный процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие натурально-вещественной формы. Объектом управления становятся «незримые» интеллектуальные активы предприятия и виртуальные технологии. Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни. По мере развития инновационной направленности экономики, усиления технико-технологической осуществимости научных идей и возрастания экономической целесообразности нововведений, инновационный менеджмент приобретает черты важнейшего социально-экономического института, оказывающего влияние на различные сферы человеческой деятельности [8].

Таким образом, применение технологии в инновационном менеджменте, обеспечивают предприятию экономическую безопасность и значительно снижает риски. Безусловно, внедрение инновационного менеджмента повышает конкурентоспособность предприятий, кроме того, в любой компании именно инновационные технологии помогают существовать всем производствам в условиях цифровой трансформации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Коптева, Л. А. Международная оценка инновационной деятельности Российской Федерации / Л. А. Коптева, Л. В. Шабалина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 6. – С. 88-102. – DOI 10.24411/2071-6435-2020-10055. – EDN DIYTNC.

  2. Каримов, Т. Х. Средства и методы инновационного менеджмента инновационными стартапами / Т. Х. Каримов // Предпринимательство в вузе: инструменты поддержки стартапов : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Ижевск, 21 ноября 2023 года. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2023. – С. 171-181. – EDN ZUJCBZ.

  3. Коптева, Л. А. Обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации: реалии и новые возможности / Л. А. Коптева, А. В. Игишев, Н. А. Сбитнев // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2024. – № 5. – С. 26-46. – DOI 10.24412/2071-6435-2024-5-26-46. – EDN UURPLE.

  4. Функции инновационного менеджмента. [Электронный ресурс]: http://www.fa.ru/org/dpo/vsgu/Documents/Forms/AllItems.aspx (дата обращения 28.11 2023

  5. Шарков, Д. Ю. Особенности принятия решений в инновационном менеджменте / Д. Ю. Шарков, Е. А. Пономарева // Экономика. Право. Социология: вчера, сегодня, завтра : Материалы XXXV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 19 декабря 2023 года. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 163-165. – EDN NJYTEW.

  6. Коптева, Л. А. Организация системы адаптации персонала с целью обеспечения кадровой безопасности организации / Л. А. Коптева, И. В. Романова // Финансовый бизнес. – 2022. – № 4(226). – С. 23-29. – EDN GSHBIX.

  7. Агуреев, И. Е. Инновационный менеджмент и управление инновационными проектами / И. Е. Агуреев, С. Г. Богданов // Современные проблемы экономического и социального развития. – 2013. – № 9. – С. 136-137. – EDN TCFKRV.

  8. Пименов, А. А. Инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента / А. А. Пименов // Управление в России: проблемы и перспективы. – 2021. – № 3. – С. 16-24. – EDN YSCAZT.

Просмотров работы: 12