ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первая промышленная революция свершилась в период с конца XVIII по середину XIX в. Вследствие изобретения парового двигателя и различных производственных станков человечество перешло от ручного производства к фабричному. Это повлекло за собой резкий рост производительности труда, и навсегда изменило образ жизни рабочих и всю жизнь на планете в целом [1].

Вследствие массовой электрификации, изобретения и внедрения конвейерного производства, а также развития транспортной системы произошла вторая промышленная революция, которая продолжалась с середины XIX по начало ХХ в. Она позволила еще больше увеличить производительность труда и значительно уменьшить издержки производства.

Третья промышленная революция началась в 1960-х и связана с открытием полупроводников, что позволило создать электронно-вычислительные машины высокой производительности, и, далее, на основе них разработать роботов, замещающих рабочих. Помимо прочего данная революция способствовала созданию интернета, систем автоматического проектирования, ЧПУ-станков. Все это в очередной раз изменило подход к жизни, уменьшило вмешательство человека в производство, повысило производительность и открыло принципиально новые горизонты развития.

Развитие вычислительной техники и доступности колоссальных объемов данных отрыло возможности для глобальной цифровизации, перехода на интеллектуальное управление, что можно выделить как четвертую промышленную революцию.

В работе немецкого экономиста и президента экономического форума в Давосе Клауса Шваба (Klaus Schwab) отмечается, что характер происходящих изменений в четвертую промышленную революцию настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи – времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей [2]. В контексте этой революции речь идет о слиянии технологий и размывании границ не только физического и цифрового мира, но и биологического.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 года дано определение цифровой экономики. Согласно нему цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [3].

Р. Парвияйнен (P. Parviainen), М. Тихинен (M. Tihinen), Ю. Кяйриайнен (Ju. Kääriäinen), С. Теппола (S. Teppola) определяют цифровизацию как одну из основных тенденций, меняющих общество и бизнес, из-за принятия цифровых технологий в организации и операционной среде [4].

Цифровизация может рассматриваться как технологический и снабженческий шок, который влияет на основные экономические агрегаты, в частности, через эффекты конкуренции, производительности и занятости, а также через взаимодействие с институтами и госуправлением, считают К. Элдинг (K. Elding) и Р. Морис (R. Morris) [5].

Действительно, цифровизация стала неотъемлемой частью современного и стремительно развивающегося мира, затрагивающего широкий спектр аскетов жизни человека: от повседневного общения до производственных процессов. Цифровые технологии распространяются во всех развитых странах и странах с переходной экономикой, в том числе и в Российской Федерации. Это объяснимо. По закону Мура количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. Данная тенденция наблюдается уже несколько десятилетий, что неминуемо ведет к увеличению производительности вычислительной техники. С 2003 по 2022 год, например, согласно отчету об индексе искусственного интеллекта от Стэндфордского университета производительность графических процессоров выросла в 7000 раз [6].

Увеличение производительности влечет за собой приобретение новых функций, которыми ранее вычислительные системы не обладали. Если мобильные телефоны еще пятнадцать лет назад использовались только для звонков, то современные образцы совмещают в себе значительно большее количество функций: от общения и заказа еды на дом до управления банковскими счетами и голосования на государственных выборах.

Системы обработки больших объемов данных предоставляют бизнесу значительные преимущества, позволяя оптимизировать ресурсы, делать точные прогнозы и соответствовать ожиданиям рынка. Эти технологии не только повышают эффективность производства, но также могут быть крайне полезными при использовании государственными службами и сервисами, что в свою очередь ведет к более эффективному предоставлению услуг населению.

Лидерство в цифровой экономике становится залогом международного престижа страны, а также способствует техническому и гуманитарному прогрессу. В условиях глобальной конкуренции, наличие высоких технологий и их интеграция в экономику становятся критически важными для достижения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности как внутри страны, так и на международной арене. Причем это касается как секторов материального производства, так и сферы услуг.

Цифровизация экономики вызывает значительные социальные изменения, включая трансформацию трудового рынка и изменение навыков, необходимых для успешной деятельности в новых условиях. Это требует от образовательных учреждений и бизнеса активного сотрудничества для подготовки кадров, обладающих необходимыми цифровыми компетенциями.

Цифровизация экономики России ведет к экономическому росту, создавая условия для привлечения инвестиций и устойчивого развития. По оценкам экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, к 2030 году вклад цифровизации в рост ВВП может составить около 30%, что подчеркивает её важность как драйвера экономического роста [7]. Ускоренное развитие цифровых технологий требует значительных инвестиций и повышения инновационной активности компаний, что также будет способствовать общему улучшению качества жизни граждан.

Четвертая промышленная революция, также известная как Индустрия 4.0, представляет собой значительный этап в развитии технологий и производственных процессов, который начался в конце XX века. Этот процесс характеризуется широким внедрением цифровых технологий, автоматизации и интеграции киберфизических систем в производственные процессы.

Основным катализатором революции можно выделить массовое распространение интернета в 1990-х годах. Это открыло новые возможности для обмена данными и коммуникаций, что стало основой для дальнейшей цифровизации.

С появлением интернета началась настоящая революция. Платформы, такие как eBay и Amazon, стали пионерами в области электронной коммерции, предложив пользователям возможность покупать и продавать товары онлайн. Эти компании не только изменили привычные модели торговли, но и создали новые стандарты обслуживания клиентов, которые стали основой для будущих бизнес-моделей.

С появлением и широким распространением сотовой связи в конце девяностых - начале двухтысячных годов у людей появилась новая форма общения – мобильные телефоны.

С развитием поколений сотовой связи в 2010-х годах у большинства людей появился доступ к интернету практически в любой точке мира, что изменило не только способы общения, но и открыло новые возможности к доступу к информации.

Сотовая связь также способствовала развитию электронной коммерции, позволяя компаниям выходить на новые рынки и предлагать свои товары и услуги через мобильные приложения. Это открыло новые каналы продаж и увеличило доступность товаров для потребителей.

Последние поколения сотовой связи революционизируют беспроводные технологии благодаря высокой скорости передачи данных, что открывает новые возможности для применения в таких областях, как автономный транспорт и "умные" города.

С появлением стандартов беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth в конце девяностых стало возможным создание гибких и мобильных рабочих мест. Эти технологии позволяют устройствам взаимодействовать друг с другом без проводного подключения, что значительно упрощает процессы передачи данных, а их развитие, увеличение скорости передачи данных, создало условия для возникновения новых технологий, вроде интернета вещей, которые активно захватывают рынок в наши дни.

Развитие вычислительной техники сделало ее массовой и открыло доступ к современным технологиям даже для малообеспеченных слоев населения. Увеличение вычислительной мощности, как упоминалось ранее, способствовало появлению таких передовых технологий, как нейронные сети и искусственный интеллект.

Частные компания гораздо раньше поняли преимущества цифровизации и начали внедрять их в свою деятельность, многие компании, включая IT-гигантов вроде Google или Яндекс, возникли благодаря цифровизации. Государства же только в десятых годах этого века поняли важность новых технологий. С этих пор практически во всех странах возникает множество национальных программ, нацеленных на развитие цифровой экономики.

Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" была утверждена 28 июля 2017 года. В ней цифровая экономика России представлена тремя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом [8]:

1. Рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов: поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг.

2. Платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики.

3. Среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, а также эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики. Помимо этого, среда охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Программа также акцентирует внимание на необходимости повышения цифровой грамотности населения и доступности государственных услуг. В рамках реализации программы предполагается активное использование современных цифровых технологий во всех сферах социально-экономической деятельности, что должно привести к улучшению качества жизни граждан и обеспечению экономического роста.

В 2017 году в рамках данной программы отмечалась важность таких технологий, как: большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, промышленный интернет, робототехники, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность. При этом даже предусматривалось возможное изменение данного перечня по мере появление и развития новых технологий, что говорит об осведомленности людей, составляющих эту программу, последними веяниями науки и техники.

Однако стоит отметить, что остальной мир тоже осознает важность цифровизации, и практически все страны запускают свои национальные проекты по цифровизации экономики. Передовиками в этой области были США и Китай. Аналогичные проекты запускаются как в Европе, так и в Южной Америке. В Азии также наблюдается активное развитие цифровых проектов. Например, Сингапур с 2014 года реализует стратегию «Умная нация», которая направлена на интеграцию технологий в повседневную жизнь граждан и улучшение качества услуг, предназначенную на коренную трансформацию общества. "Креативная экономика" в Южной Корее была запущена в 2014 году. Данная программа направлена на преобразование экономики страны через поддержку инновационных и креативных инициатив. Китай, в свою очередь, с 2015 года активно развивает концепцию «Интернет плюс», нацеленную на стимулирование экономического роста КНР за счет внедрения цифровых инноваций и технологий в традиционные отрасли промышленности [9].

На момент разработки национальной программы по цифровизации экономики России в рейтинге сетевой готовности (The Networked Readiness Index) от 2016 года, публикуемом Всемирным экономическим форумом, по уровню готовности к цифровой экономике Россия занимает 41 место, значительно отставая от лидеров рейтинга: Сингапура, Финляндии, Швеции, Норвегии и США [10]. Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров в программе правительства объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами [8].

Авторы программы отмечают важность согласования интересов всех заинтересованных в развитии цифровой экономики сторон и объединения организационных, трудовых, финансовых ресурсов государства и бизнеса для управления развитием цифровой экономики, осознают, что многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности.

В целом анализируя программу «Цифровая экономика» можно сделать вывод, что ее авторы имеют полное представление о состоянии экономики России, осознают ее специфические аспекты, понимают какие меры необходимо предпринять для ее цифровизации.

Целями, поставленными на 2024 год, достижение которых означает успешное завершение программы являются:

В отношении экосистемы цифровой экономики:

- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров, конкурентоспособных на глобальных рынках;

- 17 успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики, в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и "умного города";

- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

В отношении кадров и образования:

- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, - 120 тыс. человек в год;

- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, - 800 тыс. человек в год;

- доля населения, обладающего цифровыми навыками, - 40 процентов.

В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:

- количество реализованных проектов в области цифровой экономики объемом не менее 100 млн. рублей - 30 единиц;

- количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов объемом 3 млн. долларов в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, - 10.

В отношении информационной инфраструктуры:

- доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети "Интернет" со скоростями передачи данных 100 мбит/с, в общем числе домашних хозяйств - 97 процентов;

- во всех крупных городах от 1 млн. человек и более устойчивое покрытие 5G и выше.

В отношении информационной безопасности:

- доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, - 75 процентов;

- доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети "Интернет", маршрутизируемая через иностранные серверы, - 5 процентов.

Для реализации целей национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» были созданы следующие федеральные проекты:

1. «Нормативное регулирование цифровой среды».

Данный проект подразумевает создание гибкой системы правового регулирования цифровой экономики и снятие барьеров для развития современных технологий и ведения бизнеса.

2. «Кадры для цифровой экономики».

Для развития практически всех сфер жизни современного общества на этапе глобальной цифровизации необходимы специалисты в области ИТ-технологий. Данная программа подразумевает подготовку таких специалистов путем модернизации и развития системы образования.

3. «Информационная инфраструктура».

Данный проект предназначен для развития инфраструктуры связи и расширения доступа к сети Интернет в малонаселенных, отдаленных или труднодоступных пунктах, избавляясь таким образом от цифрового неравенства.

4. «Информационная безопасность».

Информационная безопасность – одно из важнейших направлений развития в условиях глобальной цифровизации. Эта программа должна обеспечить безопасность цифрового пространства, защиту персональных данных, а также защиту от киберугроз.

5. «Цифровые технологии».

Данная программа предназначена для создания благоприятных условий для развития цифровых технологий на основе отечественных разработок. При том данная программа подразумевает создание комплексной системы поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения.

6. «Цифровое государственное управление».

Главной целью программы является повышение качества жизни граждан путем обеспечения удобного формата взаимодействия с государством, а также изменения процессов внутри самих органов власти. Осуществляется это с помощью внедрения технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания государственных услуг. Помимо всего прочего эта программа должна повысить эффективность работы госорганов.

7. «Искусственный интеллект».

Задачей данного федерального проекта является создание условия для того, чтобы предприятия и граждане использовали продукты и услуги, основанные на преимущественно отечественных технологиях искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности.

8. «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи».

Данная программа переназначена для обеспечения всей территории Российской Федерации, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока современными услугами связи за счет спутниковых систем.

9. «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли».

Цель федерального проекта – создание возможностей для формирования, востребованных рынком труда цифровых компетенций. Федеральный проект способствует формированию у молодого поколения цифровых компетенций, начиная со старших классов, а в перспективе минимизирует разрыв между требованиями работодателей и уровнем кандидатов в области ИТ.

Таким образом, исследование влияния цифровизации на различные аспекты экономики России актуально и необходимо для понимания изменений в экономических процессах, а также важно для разработки стратегий, способствующих эффективному развитию в условиях глобальных вызовов.

Обобщая все вышесказанное, четвертая промышленная революция, связанная в первую очередь с созданием цифровой экономики, является важнейшим направлением деятельности государств и частных компаний, принципиально меняющим жизнь людей. Можно предположить, что те государства и компании, которые понимают важность развития в данном направлении и предпринимающие решительные меры по созданию цифровой экономики, будут передовыми и эффективными в экономическом плане, будут занимать важнейшее место в мировой экономике, а также, ввиду масштабов влияния цифровизации на жизнь в целом, будут показывать наилучшие показатели во всех сферах деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. . Тарасов Ф. А. Перспективы внедрения достижений четвертой промышленной революции в сфере промышленности / Ф. А. Тарасов // Интерактивная наука. – 2021. – № 5(60). – С. 89-91.

  2. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб — «Эксмо», 2016, 215 с.

  3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

  4. Parviainen P., Tihinen M., Kääriäinen Ju., Teppola S. Tackling the digitalization challenge: how to benefit from digitalization in practice // International Journal of Information Systems and Project Management. – 2017.

  5. Elding C., Morris R. Digitalisation and its impact on the economy: insights from a survey of large companies [электронныйресурс] URL:https://www.ecb.europa.eu/press/economic-bulletin/focus/2018/html/ecb.ebbox201807_04.en.html (датаобращения 01.12.2024).

  6. Why GPUs Are Great for AI [электронный ресурс] URL:https://blogs.nvidia.com/blog/why-gpus-are-great-for-ai/ (дата обращения 29.10.2024).

  7. Вклад цифровизации в рост российской экономики [электронный ресурс] URL: https://issek.hse.ru/news/221125086.html (дата обращения 10.11.2024).

  8. Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации"

  9. Абрамов В. И., Маланичева Н. В., Стрельникова И. А. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ПРИМЕРЕ АРГЕНТИНЫ, БРАЗИЛИИ, ИНДИИ И МЕКСИКИ // Управление. 2023. №2.

  10. The Networked Readiness Index 2016 [электронныйресурс] URL:https://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Chapter1.1_2016.pdf(датаобращения 10.11.2024).

Просмотров работы: 43