Влияние гаджетов на развитие основ логического мышления у старших дошкольников - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние гаджетов на развитие основ логического мышления у старших дошкольников

Саввинова А.А. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет, Педагогический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст, по мнению психологов - это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения происходят во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Актуальность исследования. Современный мир характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые все активнее проникают во все сферы человеческой жизни, включая детство. Дошкольный возраст – период интенсивного психофизического развития, когда закладываются основы личности, формируются когнитивные способности, в том числе и логическое мышление. Гаджеты – смартфоны, планшеты, компьютеры – стали неотъемлемой частью современной действительности, и их влияние на развитие детей становится все более актуальной проблемой для психологов, педагогов и родителей. Вопрос о том, как использование гаджетов сказывается на формировании логического мышления у старших дошкольников, является особенно значимым, поскольку именно в этом возрасте закладываются фундаментальные основы для успешного обучения в школе и дальнейшего интеллектуального развития.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, которая порождает такой результат, которого в самой действительности, или у субъекта на данный момент времени, не существует. Отличие мышления всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится в отличие от остальных психологических процессов познания. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

По мнению А.В. Запорожца, «мышление – индивидуальный психологический процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации» [2, c. 237].

Мышление также можно понимать, как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. В ходе нашего исследования мы рассмотрели разные точки зрения педагогов и психологов на понятие мышление. Попытка целостного представления мышления как психического процесса впервые была предпринята Выготским Л.С., который считал, что мышление «участие всего нашего прежнего опыта в разрешении текущей задачей» [1, c. 352].

Р. С. Немов предлагает следующую трактовку мышления:

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [3, c. 687].

Особенностями логического мышления дошкольников являются:

- прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований;

- постепенный переход от эгоцентризма к децентрации, способности видеть предметы и явления с разных позиций. Иными словами, дошкольник, выполняя разные виды деятельности, начинает понимать: его точка зрения не единственная;

- центральным моментом формирования мыслительной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребёнка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.

Использование цифровых технологий в развитии детей дошкольного возраста открывает перед нами как широкие возможности, так и существенные риски. Рассмотрим их подробнее:

Какие возможности открывает внедрение цифровизации дошкольного образования?

1. Вовлеченность детей в обучение. Повышение интереса, внимания. Есть масса вариантов заинтересовать ребенка: интерактивная доска, обучающие роботы;

2. Возможность моделирования различных ситуаций, которые сложно понаблюдать в жизни (например, изучение космических объектов);

3. Приучение к самостоятельности детей. Получив необходимы объем знаний, ребенок может действовать самостоятельно, тем более, с подключением обратной связи при правильном – неправильном выполнении задания;

4. Экономия. Снижение времени на поиск информации;

5. Развитие творчества педагога и дошкольника. Педагог в работе с детьми творчески подходит к подаче материала с использованием ЭСО, используя в своей деятельности озвучку, анимацию, цифровые эффекты, 3Д-моделирование и др. использование же интерактивного оборудования открывает для ребенка возможности создания творческих проектов.

Однако следует отметить и восемь основных проблем развития цифровизации ДО:

1. Во-первых, Доступность. В условиях развития цифровизации есть регионы, которые до сих пор не обеспечены сетью интернет или обеспечены малоскоростным интернетом;

2. Следующая проблема – оснащенность. Для развития доступной и гибкой цифровой среды в ДОО необходимы специальное оборудование и современная техника, что не каждое учреждение может себе позволить;

3. Готовность педагогического коллектива. Для развития цифровых компетенций у ребенка педагогу необходимо, прежде всего, сформировать данные компетенции у себя. Умение работать с техникой, выбирать обучающую информацию, создавать виртуальные занятия и проводить их – это умения, которыми должен обладать педагог;

4. Новизна и современность программ. Информация в современном мире быстро обновляется. Важно разрабатывать и внедрять новые цифровые программы, игры, образовательный контент. А сейчас еще и проблема с обновлением программного обеспечения от санкций;

5. Бесконтрольное включение детей в цифровое пространство. Необходимо системное и планомерное обучение;

6. Вред здоровью. Работа с клавиатурой и планшетом может привести к изменению физиологии пальцев, могут поменяться строение костей, суставов, мышц. Снижение слуха из-за наушников, ухудшения зрения от мониторов, от сидячего образа жизни – нарушение состояния мышц, осанки, сколиоз. Гиподинамия. Психологическая зависимость. Проблемы с речью, деградация речи. Кибербуллинг;

7. Снижение мыслительной и разумной деятельности. Порой мы перестаем использовать арифметические и логические действия, чтобы найти ту или иную информацию, анализировать и принимать решения при дефиците информации. Теперь нам достаточно ввести запрос, и информация появляется на экране;

8. Плохая социализация. Погружение в виртуальный мир, неумение общаться «вживую». Отсутствие желания познавать мир из вне, страх публичного выступления. Снижение эффекта взаимодействия взрослого и ребенка при нерациональном использовании ЭОР. Теряется воспитательная роль взрослого. Ведь воспитание предполагает «социальную ситуация развития».

Для диагностики уровней развития логического мышления у детей авторы использовали диагностические методы, направленные на оценку уровней развития основных аспектов логического мышления у испытуемых, а также подбору методических рекомендаций по грамотному использованию гаджетов по развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Методика «Нелепица» (Р. С. Немов) – определить уровень развития анализа, как приема логического мышления;

  2. Методика «Что здесь лишнее?» (Е. Л. Агаева) – определить уровень развития обобщения, как приема логического мышления;

  3. Методика «Последовательные картинки» (Г. А. Урунтаева) – определить развития сериации, как приема логического мышления.

Диаграмма 1

Результат по методике «Нелепицы»

Диаграмма 2

Результат по методике «Что здесь лишнее?»

Диаграмма 3

Результат по методике «Последовательные картинки»

Результаты диагностики позволили нам выявить трудности детей при решении задач, направленных на умение обобщать и классифицировать. Также немногие из ребят достаточно хорошо умеют анализировать и синтезировать, сравнивать.

Так, средний уровень характеризуется следующими показателями – дети способны группировать объекты по одному или двум признакам, однако сталкиваются с трудностями при классификации по нескольким признакам одновременно. Они могут допускать ошибки, смешивая различные критерии.

А, высокий уровень характеризуется следующими показателями – дети способны одновременно классифицировать объекты по нескольким признакам, сортируя их согласно сложным критериям и выделяя ключевые характеристики. Умеют формировать сложные последовательности, включая чередование различных параметров.

При этом анкетирование родителей показало, что, дети, отнесенные к среднему уровню, в среднем, проводят около часа в день, используя гаджеты. При этом 92,3% родителей указали, что их дети в основном играют в развлекательные игры, в не развивающие приложения.

Дети, отнесенные к высокому уровню, несмотря на более развитые навыки логического мышления, не показали статистически значимых различий во времени, затраченном на использование гаджетов, по сравнению с детьми со средним уровнем. Тем не менее, дети с высоким уровнем логического мышления значительно чаще обращались к развивающим приложениям. Это свидетельствует о том, что такие дети способны целенаправленно использовать технологии для обучения и развития когнитивных навыков.

Таким образом, можно сказать что воздействие гаджетов не оказывает значительного влияния на развитие основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по грамотному использованию гаджетов для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста должны учитывать возрастные особенности и строиться на принципах постепенности, вариативности и контроля. Гаджеты не должны заменять живое общение и другие виды деятельности, а выступать как дополнение к ним.

Изучение влияния гаджетов на развитие основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста выявило, что при условии целенаправленного применения образовательных приложений и игр, направленных на развитие логического мышления, таких как классификация, сериация и аналогия, отмечается положительная динамика в развитии основ логических мышлений. Тем не менее, избыточное применение устройств и доминирование развлекательного контента негативно сказываются на развитии основ логического мышления. Таким образом гаджеты могут стать эффективным средством обучения, но лишь при условии правильного выбора контента и контроля за временем их использования.

Использованная литература

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1999 - 352 с.

  2. Запорожец А.В. Психология действия /А.В. Запорожец. - Москва. Воронеж, 2000. - 232 с.

  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. /Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС. - 687 с.

Просмотров работы: 0