В условиях глобализации и изменения климата, продовольственная безопасность становится очень актуальным вопросом, ведь одна из самых главных потребностей человека – обеспечение продовольствием.
Понятие продовольственной безопасности развивалось и менялось в связи с изменениями на мировом продовольственном рынке, возникновением новых угроз продовольственной безопасности, а также изучением причин и последствий мировых продовольственных кризисов и обострения продовольственной проблемы.
В 1950-х годах многие страны обратили внимание на продовольственное самообеспечение, поскольку во время войны торговые связи были нарушены.
В 1970-х годах произошло несколько продовольственных кризисов, мировое производство резко сократилось, следом добавилось ухудшение погодных условий в основных производящих сельскохозяйственную продукцию регионах.
К моменту проведения Всемирной конференции по проблемам продовольствия в 1974 году мировые запасы пшеницы достигли минимального уровня за последние 20 лет, снизившись с 50 миллионов тонн в 1971 году до 27 миллионов тонн в 1973 году, в то время как цены на зерно увеличились в три раза и соответственно отмечался рост цен на продукты питания во всех странах.
Термин «продовольственная безопасность» был введён в официальный оборот в 1974 году на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).
В середине 80-х годов прошлого века ФАО повторно подошла к пересмотру концепции продовольственная безопасность, тем самым устаревшие подходы были о важности собственного производства и создания запасов продовольствия, а новые подчеркивали важность баланса спроса-предложения
Современное определение продовольственной безопасности было разработано на Всемирном саммите по вопросам продовольствия, который прошел в Риме в 1996 году. Согласованное руководителями и представителями 185 стран, а также 80 неправительственными организациями и различными международными учреждениями, определяет, что «продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ в достаточной в количественном отношении, безопасности и питательной пище, чтобы удовлетворить свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни».
Позднее Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности сфокусировала внимание на праве на достаточное питание.
Исторически, интерес к вопросам продовольственной безопасности возник из-за событий на мировых рынках продовольствия, после чего термин «продовольственная безопасность» был перенесен на уровень национальных продовольственных рынков.
Продовольственная безопасность рассматривается, как важная составляющая национальной безопасности, которая способствует улучшению качества жизни населения. В то же время она тесно связана с национальными интересами и стратегическими приоритетами в сферах экономической и экологической безопасности, а также непрерывно обеспечиваемое состояние защищенности продовольственных систем от рисков и угроз, которое в свою очередь обеспечивает постоянное пополнение всех социальных групп населения основными продуктами питания.
В Российской Федерации основным органом, ответственным за продовольственную безопасность, является Министерство сельского хозяйства, которое разрабатывает и реализует государственную политику в этой области. Также важную роль играют Роспотребнадзор, который контролирует качество и безопасность продуктов питания, и Россельхознадзор, отвечающая за защиту здоровья животных и растений.
В Республике Беларусь аналогичные функции выполняет Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а также Государственный комитет по стандартизации, который отвечает за контроль качества продукции. Эти организации занимаются разработкой стандартов, проведением инспекций и мониторингом состояния продовольственной безопасности в стране.
Для достижения желаемого результата, а именно, для обеспечения Союзных государств продовольствием, РФ и РБ организуют разработку и реализацию масштабных проектов и программ, далее создают продовольственные резервы и оказывают необходимую помощь при всех возможных форс-мажорных обстоятельствах.
Союзное государство Беларуси и России было основано в 1995 г. В ноябре 2021 г. лидеры двух стран согласовали новую программу его развития, которая придала объединению современный импульс. Сближение Беларуси и России означает, что преимущества дружбы и сотрудничества между двумя географически близко расположенными странами умножаются на «геополитическую маржу» более отдаленных стран [1].
В декабре 2018 г. Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о создании межправительственной рабочей группы по дальнейшей интеграции Союзного государства. А. Лукашенко не хотел терять суверенитет Беларуси. Однако спор о компенсации Беларуси за налоговый маневр России с нефтью побудил РФ вернуться к давнему разногласию – договору о создании Союзного государства 1999 г. [2].
В Российской Федерации и Республике Беларусь утверждена законодательная база, регулирующая аграрные отношения, включая поддержку сельского хозяйства и инновационных технологий:
Закон "О сельском хозяйстве" (1999):
Основной закон, регулирующий аграрные отношения в Беларуси.
Устанавливает принципы государственной поддержки и развития сельского хозяйства.
Государственные программы:
Программы, направленные на модернизацию сельского хозяйства, включая внедрение новых технологий и инновационных процессов.
Инвестиционные механизмы:
Программы, предлагающие льготные кредиты и субсидии для сельскохозяйственных производителей, которые внедряют инновации.
Законодательство о земле:
Регулирует использование и охрану земельных ресурсов, что критически важно для устойчивого развития аграрного сектора.
В санкционных условиях давления Союзное государство Российской Федерации и Республики Белоруссия обозначили ключевую задачу – обеспечение продовольственной безопасности [3].
По мнению авторов «Одним из национальных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны на долгосрочный период является устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка» [4, с. 20].
Разработан Порядок взаимодействий при введении или отмены временных ограничений по поставкам растительной и животноводческой продукции, а также на рассмотрении и обсуждении концепция проекта Закона «Об аквакультуре» и законодательная база по безопасности генно-инженерной деятельности [5].
В обеих странах существует система государственной поддержки, которая направлена на развитие сельского хозяйства и внедрения инноваций, также оба государства предлагают различные формы финансовой поддержки для аграриев, но условия и механизмы могут отличаться, и важным аспектом является регулирование земельных отношений, что влияет на возможность инвестирования в сельское хозяйство.
Поскольку инвестирование в инновации в агропромышленном комплексе представляет собой ключевой аспект, способствующий не только повышению производственной эффективности, но и обеспечению высокого качества продукции.
Инновационные технологии имеют потенциал значительно увеличить урожайность, сократить затраты на производство и повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Следует подчеркнуть, что для успешного воплощения инновационных проектов необходим комплексный подход, который включает в себя как государственные инвестиции, так и частные капитальные вложения.
В Российской Федерации реализуются проекты, такие как «Экология» и «Агро-2025».
Национальный проект «Экология» был запущен в 2018 году. Данная программа направлена на решение актуальных экологических проблем, таких как загрязнение воздуха, воды и почвы, а также на сохранение природных ресурсов и биоразнообразия.
Ожидаемые результаты:
улучшение качества жизни населения за счет создания более чистой и безопасной окружающей среды
снижение заболеваемости, связанной с экологическими факторами
устойчивое развитие природных ресурсов и экосистем
Финансирование проекта «Экология» происходит как из федерального бюджета, так и за счет региональных средств и частных инвестиций и является важным шагом к обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития России, что в свою очередь способствует улучшению продовольственной безопасности и качеству жизни граждан. Далее рассмотрим проект «Агро-2025».
Он направлен на развитие сельского хозяйства и улучшение продовольственной безопасности страны и включает в себя ряд мер, направленных на модернизацию аграрного сектора, поддержку фермеров и внедрение инновационных технологий.
Основные цели проекта – это увеличение производства сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко и овощи); повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; Внедрение современных технологий и инновационных решений в аграрный сектор, включая цифровизацию и автоматизацию процессов; оказание поддержки малым и средним сельскохозяйственным предприятиям; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, включая улучшение инфраструктуры и качество жизни на селе.
Если говорить про направление проекта «Агро-2025», то это развитие транспортной и логистической инфраструктуры для улучшения доступа к рынкам; поддержка научных исследований в области агрономии, зоотехнии и других смежных областях; обучение специалистов в области агрономии, ветеринарии и управления агробизнесом.
Также стоит рассмотреть международные соглашения и инициативы, которые могут влиять на инвестиции в АПК Союзного государства РФ и РБ.
Соглашение о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – это соглашение между Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном, направленное на создание единого экономического пространства. Оно способствует свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что может увеличить инвестиции в АПК.
Соглашение о свободной торговле с другими странами - Россия и Беларусь участвуют в различных соглашениях о свободной торговле, которые могут облегчить экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, может привлечь инвестиции в агросектор.
Программа ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) - эта программа направлена на улучшение продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства. Участие в таких инициативах может помочь привлечь международные инвестиции и технологии в АПК.
Соглашения по климатическим изменениям. Участие в международных соглашениях, таких как Парижское соглашение, может повлиять на инвестиции в устойчивые и экологически чистые технологии в сельском хозяйстве.
Инициативы по устойчивому развитию. Различные международные организации, такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд, предлагают программы и финансирование для устойчивого развития сельского хозяйства, что может быть полезно для привлечения инвестиций.
Соглашения о сотрудничестве с другими странами. Россия и Беларусь могут заключать двусторонние соглашения с другими государствами для развития агропромышленного комплекса, что может включать инвестиции, обмен технологиями и научные исследования.
Эти соглашения и инициативы могут создать более благоприятные условия для инвестиций в АПК, способствуя развитию технологий, улучшению инфраструктуры и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
Обеспечение продовольствием в мировом масштабе на новом этапе развития происходит с учетом технологического развития АПК за счет применения инновационной производственной эко-цепочки: производство продукции на фермерских хозяйствах, производство продуктов аграрного сектора, упаковка, хранение, приготовление и утилизация отходов и остатков пищи. Таким образом, агропромышленный комплекс в настоящий период находится на этапе инновационного технологичного преобразования, развития «AgroTech 4.0» [6,7].
Заключение. Таким образом, можно констатировать, что основной целью достижения продовольственной безопасности является гарантированное и устойчивое обеспечение сырьем и продовольствием, неподверженное влиянию внешних и внутренних воздействий. При этом стоит отметить, что значительную роль в вопросах обеспечения продовольственной безопасностииграет реализация государственных программ Союзного государства РФ и РБ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Чэнь, Е. Союзное государство Беларуси и России в геополитической перспективе / Е. Чэнь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2023. – № 4(159). – С. 33-38. – EDN VFKCJD.
Polglase-Korostelev G. The Union State: a changing relationship between Belarus and Russia. Journal of the Belarusian State University. International Relations. 2020;2:38–46.
Алтухов А.И. ПАРАДИГМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: монография / А.И. Алтухов. – М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. – 685 с.
Паршакова, М. С. Роль государства в обеспечении продовольственной безопасности РФ / М. С. Паршакова, Н. К. Успенский // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами: Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 декабря 2020 года. Том 3. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования», 2020. – С. 19-22. – EDN NZWGSR // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44627026 (дата обращения 14.02.2024).
Медведева Нина Афанасьевна Особенности нормативно-правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2024. № 8 (114). С. 34-42
Шабалина, Л. В. Анализ мировых инновационных трендов в агропромышленном комплексе / Л. В. Шабалина, Л. А. Коптева // Russian Journal of Management. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 71-75. – DOI 10.29039/2409-6024-2022-10-3-71-75. – EDN YWFDFA. (дата обращения 10.08.2024).
Коптева, Л. А. К вопросам развития сотрудничества Союзного государства России и Белоруссии в аграрном секторе / Л. А. Коптева, И. В. Романова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 9, № 6(147). – С. 80-87. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.09.009. – EDN NXFZJE.