Введение. В Российской Федерации наблюдается значительное изменение налоговой политики, направленное на оптимизацию бюджетных поступлений и стимулирование экономического роста. Одним из ключевых аспектов этой политики стало повышение налога на прибыль, которое вступает в силу с 1 января 2025 года. Это решение вызвало широкий резонанс в бизнес-сообществе, особенно среди малых и средних предприятий (МСП), которые составляют основу российской экономики и обеспечивают значительную долю занятости. В условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной как внутренними, так и внешними факторами, увеличение налоговой нагрузки может оказать серьезное влияние на финансовое состояние МСП, их инвестиционные возможности и конкурентоспособность. Малые и средние предприятия играют важную роль в инновационном развитии страны, способствуя созданию новых рабочих мест и внедрению современных технологий. Однако именно этот сектор наиболее уязвим к изменениям в налоговой политике. Повышение налога на прибыль может привести к сокращению чистой прибыли, что, в свою очередь, ограничивает возможности для реинвестирования и развития бизнеса [1]. В условиях высокой конкуренции и ограниченного доступа к финансовым ресурсам, такие изменения могут стать критическими для выживания многих предприятий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа последствий повышения налога на прибыль для МСП в РФ. Важно не только оценить потенциальные риски и угрозы, но и выявить возможные пути адаптации бизнеса к новым условиям.
Результаты исследований. В 2023 году финансовые результаты российских компаний выросли на 35,2% по сравнению с предыдущим годом, составив 33,3 трлн рублей. Доля прибыльных предприятий в экономике возросла до 75,3% с прежних 73,9% [2]. Но, повышение налога на прибыль в 2025 г. может замедлить положительную динамику, особенно для малых и средних предприятий (МСП), которые менее устойчивы к финансовым изменениям. Воздействие увеличения налоговой нагрузки на финансовые результаты МСП имеют как краткосрочные, так и долгосрочные экономические последствия. Кроме того, по мнению авторов «текущая информационно-коммуникационная модернизация всех отраслевых звеньев цифровой экономики, в особенности предпринимательских структур, находящихся в условиях жесткого санкционного воздействия, подвергается множеству опасностей в виде развития различных рисков и угроз, направленных на дестабилизацию и деструктуризацию финансового потенциала, путем использования несовершенных методов воздействия на бизнес-процессы» [3]. Краткосрочные последствия проявляются в непосредственном снижении чистой прибыли и свободного денежного потока. Сокращение чистой прибыли организаций негативно скажется на финансовом состоянии предприятий, ограничивая их возможности для реинвестирования. Снижение свободного денежного потока приведёт к сокращению объемов инвестиций в обновление инфраструктуры и расширение организаций. Эти изменения в краткосрочной перспективе могут замедлить рост и развитие компаний [1].
Согласно данным SberCIB Investment Research, ожидается, что увеличение налога на прибыль приведет к сокращению чистой прибыли организаций финансового сектора на 6% [5]. Это сокращение может негативно сказаться на инвестиционных решениях, так как компании будут вынуждены направлять большую часть своей прибыли на уплату налогов, оставляя меньше ресурсов для финансирования новых проектов. В условиях ограниченности финансовых ресурсов МСП могут пересмотреть свои планы по расширению, модернизации и инновациям.
В потребительском секторе предсказывается снижение чистой прибыли продовольственных ритейлеров на 7%, что также отражает негативные последствия повышения налоговой нагрузки [5]. Например, такие компании, как "Магнит" и "Лента", могут столкнуться с необходимостью оптимизации своих расходов и пересмотра инвестиционных программ. Снижение свободного денежного потока (СДП) на 7-8% в этом секторе может привести к сокращению объемов инвестиций в обновление инфраструктуры и расширение сети магазинов.
В сфере недвижимости ожидается аналогичное снижение прогнозируемой чистой прибыли на 7-8% [5]. Компании, такие как "ПИК" и "Группа ЛСР", могут сократить свои инвестиции в новые строительные проекты, что в свою очередь повлияет на общий уровень строительства и дальнейшее развитие рынка недвижимости. Снижение объемов инвестиций может вызвать замедление темпов роста отрасли и негативно сказаться на спросе на жилье.
Примером негативного влияния налоговой нагрузки на инвестиционные стратегии является компания "ФосАгро". Ожидаемые дополнительные налоговые сборы в размере 15,5 млрд рублей составляют 19% от СДП и 18% от скорректированной чистой прибыли [4]. Это значительное бремя может заставить компанию пересмотреть свои планы по расширению производственных мощностей и инвестициям в новые технологии. Аналогично, для "Акрона" дополнительные налоговые обязательства в размере 11,3 млрд рублей составляют 37% СДП и 23% скорректированной чистой прибыли [4]. Такие цифры подчеркивают необходимость компаний адаптировать свои стратегии к новым условиям.
В сфере информационных технологий повышение ставки налога с 0% до 5% также может оказать влияние на инвестиционные решения. Ожидаемое снижение чистой прибыли на 2% и свободного денежного потока на 4% может привести к сокращению инвестиций в разработку новых продуктов и услуг [4]. Это особенно важно для стартапов и малых IT-компаний, которые зависят от внешнего финансирования и реинвестирования прибыли для роста.
Долгосрочные экономические последствия изменения налога на прибыль более комплексны и могут включать структурные изменения в экономике. Снижение доступных ресурсов для инвестиций может привести к уменьшению темпов роста МСП, что, в свою очередь, негативно скажется на общем уровне занятости и инновационной активности.
В связи с этим, успешная адаптация МСП к новым условиям, обусловленным повышением ставки налога на прибыль, требует комплексного подхода, включающего несколько ключевых факторов. Прежде всего, важным аспектом является способность предприятий к гибкой перестройке бизнес-процессов. Под этим подразумевается оптимизация производственных и управленческих процессов с целью повышения их эффективности, что позволяет минимизировать издержки и сохранить конкурентоспособность на рынке [2]. Также, компании должны проводить регулярный анализ внешней среды и внутренних ресурсов для своевременного выявления угроз и возможностей, возникающих в условиях изменения налоговой политики. Благодаря финансовой грамотности и умению управлять денежными потоками фирмы могут минимизировать негативные последствия повышения налогов и обеспечить стабильность финансового положения. А также, инвестиции в новые технологии и процессы поспособствуют повышению производительности и снижению издержек. Разработка новых продуктов и услуг может стать источником дополнительного дохода, что поможет компенсировать потери от увеличения налоговой нагрузки. Таким образом, успешная адаптация МСП к повышению ставки налога на прибыль зависит от множества факторов, включая гибкость бизнес-процессов, стратегическое планирование, финансовую грамотность, инновационную активность, сетевое взаимодействие, государственную поддержку и корпоративную культуру. Эти элементы в совокупности создают условия для устойчивого развития малых предприятий в условиях изменяющейся экономической среды.
Заключение. Для минимизации негативных эффектов повышения налога на прибыль и создания более благоприятной среды для развития малых и средних предприятий (МСП) в Российской Федерации необходимо рассмотреть ряд стратегий и мер, направленных на поддержку данного сектора. Целесообразно рассмотреть возможность введения дифференцированных ставок налога для МСП, учитывающих специфику их деятельности и финансовые возможности. Такой подход позволит снизить налоговую нагрузку на наиболее уязвимые группы предприятий, способствуя их финансовой устойчивости и развитию. Ещё, необходимо усилить поддержку инновационных проектов через предоставление налоговых льгот и субсидий, развивая инфраструктуру для МСП [2]. Создание бизнес-инкубаторов и технопарков, предлагающих доступ к ресурсам, консультационным услугам и обучению, будет способствовать более эффективному запуску и развитию новых предприятий. Также, необходимо оптимизировать административные процедуры, связанные с налогообложением. Упрощение отчетности и снижение бюрократических барьеров позволит малым и средним предприятиям сосредоточиться на основной деятельности, а не на выполнении сложных требований законодательства. И наконец, создание механизмов поддержки доступа к финансированию для МСП является ключевым элементом. Разработка специальных программ кредитования с льготными условиями, а также поддержка микрофинансовых организаций позволит улучшить доступность финансовых ресурсов для малых предприятий.
Список литературы
Рощупкина, В. В. Бизнес в новых фискальных условиях: налоговые новеллы 2025 года / В. В. Рощупкина, М. В. Рощупкин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2024. – № 5(104). – С. 96-101.
Охрименко, А. В. Оценка эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства / А. В. Охрименко, М. А. Гачегов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2023. – № 4. – С. 124-146.
Коптева, Л. А. Анализ рисков предпринимательских структур в цифровой экономике / Л. А. Коптева, М. А. Рудаков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 4, № 5(146). – С. 170-179. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.04.022. – EDN NFFGHE.
Основные изменения по налогу на прибыль 2025. URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/osnovnye-izmeneniya-po-nalogu-na-pribyl-2025/
Как повлияет на рынки повышение налогов с 2025 года. URL:https://sbercib.ru/publication/povishenie-nalogov-s-2025-goda-chto-uchest-investoram