Компьютерные игры предоставляют школьникам возможность расслабиться, провести время в увлекательной обстановке, а также предоставляют возможность социализации. В связи с этим, в современном обществе возникает необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных программ и методов обучения, способных сочетать в себе развитие обучающихся в сфере информационных технологий с различными видами физической активности. Одним из таких методов является внедрение фиджитал спорта [1, 2].
Фиджитал спорт представляет собой инновационный подход к организации физической активности с использованием технологий. Другими словами, фиджитал спорт – спортивное направление, сочетающее собой традиционные виды спорта и компьютерные игры.
Внедрение программ фиджитал спорта в школьную среду не только позволяет школьникам сочетать физическую активность с использованием различных гаджетов, но и таких навыков, как координация движений, точность и скорость реакции, что, в свою очередь, способствует развитию психомоторных навыков и может быть полезно не только в киберспорте, но и в повседневной жизни.
Внедрение фиджитал спорта в образовательные программы может стимулировать обучающихся к более активному образу жизни, что без условно важно для поддержания здоровья. Кроме того, интеграция фиджитал спорта в образовательную среду позволит школам быть на передовой в области образования, использовать современные технологии, предлагая учащимся современные и интересные формы занятий, которые соответствую интересам школьников.
Таким образом, в настоящее время, внедрение фиджитал спорта в школьную программу является актуальным и перспективным направлением, которое может принести пользу как физическому, так и интеллектуальному развитию школьников [1].
С помощью цифровых инструментов был создан цифровой образовательной ресурс (ЦОР), который будет использован в процессе реализации эксперимента, запланированного при работе над магистерской диссертацией. Его описание представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Описание цифрового образовательного ресурса
План |
ЦОР |
Название цифрового образовательного ресурса |
Техника игры в баскетбол |
Цель применения создаваемого цифрового образовательного ресурса |
Интерактивное изучение технических приёмов игры в баскетбол |
Содержание, подлежащие изучению с помощью цифрового образовательного ресурса |
Техника игры в баскетбол включает в себя подачи (передача мяча, прием передачи), ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и обманные движения. Правильное применение техники в баскетболе во многом зависит от соблюдения правил игры. Небольшая площадка для игры, правило фола, правила передвижения по площадке – все это обуславливает постоянную и быструю смену направления, движения и затраты сил, высокий темп игры. |
Этап образовательного процесса, на котором применяется цифровой образовательный ресурс |
Закрепление |
Иллюстрации созданного цифрового образовательного ресурса |
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. |
Рисунок 1 Задание 1
Рисунок 2 Задание 2
Рисунок 3 Задание 3
В таблице 2 представлен сценарий фрагмента урока, на котором применяется созданный цифровой образовательный ресурс. При его разработке использована трехэтапная методическая схема.
Таблица 2 - Сценарий фрагмента урока
Название этапа |
Речь и вопросы учителя |
Предполагаемые ответы учащихся |
I. Подготовительный этап |
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начнем новую тему «Техника игры в баскетбол». Скажите, с какими приемами игры в баскетбол вы уже знакомы? |
Бросок, ведение мяча, передача |
II. Основной этап |
Сегодня мы рассмотрим основные приемы, которые можно разделить на несколько групп: подачи (передача мяча, прием передачи), ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и обманные движения. Начнем с подачи. Что включает подача мяча? Правильно. Какие еще приемы? Верно. Что такое ведение мяча? Отлично. Тогда как выполняются броски мяча по корзине? Превосходно. Что такое техника владения телом? Отлично. Теперь закрепим полученные знания. |
передача мяча, прием передачи ведение мяча, броски в корзину. Дриблинг (ведение мяча) один из способов перемещения мяча на площадке не считая передачи. Излишнее внимание дриблингу не приветствуется тренером, т.к. снижает скорость игры и уменьшает возможность различных комбинаций, в отличие от передач мяча. Однако дриблинг есть и остается важнейшим элементом баскетбола. Техника ведения мяча. При ведении мяча на бегу спортсмен на каждом втором шаге ударяет мячом (одной рукой) об пол и плавно ловит его. На мяч желательно не смотреть. Спортсмены должны одинаково хорошо уметь вести мяч как правой, так и левой рукой. Вести таким образом мяч по площадке не сложно, но в любой момент игрок может потерять мяч, который достаточно просто отбирается противником при таком дриблинге. Дриблинг обычно применяют для дачи возможности занятию нужных позиций товарищами по команде, для осуществления приема мяча. Броски в корзину – ближние или дальние – выполняются одной или двумя руками непосредственно в корзину или после удара мячом о щит. К технике владения телом относятся обычно все движения без мяча: поворот, все виды пробежек, остановок и прыжков. |
III. Этап закрепления |
Посмотрите на экран. Мы задание 1 и 2 выполняем вместе, задание 3 желающие на оценку. Приступим к заданию 1. Здесь вам нужно найти соответствие приема и изображения. Отлично. В задание 2 необходимо все разместить в соответствующие столбцы. Супер! Теперь желающий могут выполнить задание 3 на оценку. |
подачи (передача мяча, прием передачи), ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и обманные движения |
Сегодня инновационные технологии неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Физическая культура и спорт не являются исключением.
Физическая культура и спорт играют одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. От грамотного и правильного становления системы физического воспитания в стране зависит уровень средней продолжительности жизни граждан, здоровья, смертности, рождаемости и общего морально-психологического состояния населения.
Поэтому уровень и развитие эффективного механизма формирования физической культуры и спорта именно у молодого поколения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства с целью формирования здоровой и конкурентоспособной нации, устойчивой к внутренним и внешнеполитическим изменениям.
Список литературы:
1. Мудрецова С.А., Коркишко О.В. Организация занятий в школе по фиджитал спорту. Научный аспект. 2024. Т. 18. № 3. С. 2182-2187
2. Пащенко А.Ю. Применение фиджитал-формата в образовательной практике вуза / А.Ю. Пащенко, М.Г. Жалбэ, А.А. Гладышева, А.А. Гладышев // Теория и практика физической культуры № 9, 2023, с. 23–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-fidzhital-formata-v-obrazovatelnoypraktike-vuza/viewer.