РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ

Мунгиев И.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время коренным образом меняется взгляд на организацию образовательного процесса в детском саду. Задача дошкольного образования на современном этапе заключается не столько в формировании определенной суммы знаний, умений и навыков, сколько в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, творческого потенциала. Это, в свою очередь, требует построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, широкого использования игровой и продуктивных видов деятельности.

Художественное конструирование, как вид художественно-эстетической деятельности, обладает уникальными возможностями в развитии личности ребенка-дошкольника. Анализ работ (М.С. Ишмакова, Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков и др.) позволил нам определить конструктивную деятельность как особый вид детской деятельности, соединяющий в себе игру и изобразительное творчество.

В работе Щербенёвой Т.С. конструирование раскрывается как продуктивный вид детской деятельности, отмечается, что это вид практической деятельности, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Характерными чертами конструирования является:

-практическая направленность (создание постройки, поделки и т.п.);

-планомерный характер (ребята мысленно представляют будущую постройку, заранее планируют, какими способами они будут осуществлять задуманное и в какой последовательности);

-творчество (воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений-образов);

-игровой характер (фантазируют, обыгрывают постройки).

В практике дошкольного образования широко применяются различные виды детского конструирования: конструирование из строительных материалов, работа с разными видами конструкторов, конструирование из плоскостных геометрических фигур, конструирование из бумаги и картона, конструирование из природного материала (флористика, лесная скульптура, икебана),

При этом особую популярность в последнее время приобретает технология лего-конструирования. Ее своеобразие состоит в интеграции различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту, объединении игры и экспериментальной деятельностью, в результате чего дети не только получают информацию о современной науке и технике, но и развивают творческие и познавательные способности. Согласно современным требвоаниям, предусматривается, что развивающая среда должна характеризоваться следующими признаками: безопасность, содержательная насыщенность, вариативность, трансформируемость, полифункциональность. Также предусматривается необходимость соответствия развивающей среды содержанию программы, и возрастным возможностям детей [5].

Указанным требованиям в полной мере соответствуют конструкторы LEGO (серии Education). Они также полностью соответствуют тематике творческих игр сюжетно-ролевого характера для дошкольников. За счет использования данных игр обеспечивается решение значительного числа учебно-игровых задач, включая получение знаний посредством игровой деятельности о причинно-следственных связях, о функционировании различных устройств, мире животных, человеческом обществе, а также развитие социальных, коммуникативных навыков, речи, отработку пространственных понятий, и др.

LEGO представляет собой педагогическую систему, являющуюся одной из наиболее известных, получившей широкое распространение. Данная система основана на использовании трехмерных моделей реального мира в предметноигровой среде развития и обучения детей. Наборы LEGO являются образовательными продуктами, способными удовлетворять наиболее высокие требования с точки зрения таких признаков, как долговечность, гигиеничность, прочность, эстетичность. Педагогическая универсальность наборов LEGO обеспечивает их наибольшую предпочтительность в качестве развивающих игрушек и наглядных пособий.

При этом использование конструкторов создает стимулы для равной работы и рук, и головы детей. На степень готовности детей к обучению в школе существенно влияет степень сформированности таких процессов, как сенсорные, т.е. точность и полнота восприятия ребенком окружающей действительности. Ключевые аспекты сформированности указанных процессов состоят в достаточности развития фонематического слуха, точности и тонкости восприятия информации сенсорного характера, достаточности развития мелкой моторики, способности к установлению связей между явлениями, признаками внешних событий, степени двигательной умелости, сенсорной координации и др.

Предложенная Фребелем педагогическая система, ориентирована на пробуждение чувственного мира ребенка, подготовку его к обучению в школе, в первую очередь предусмотрела применение игр с различными предметами игрового характера в виде конусов, шаров, призма, брусков, кубиков, и др. Исследователь отмечал, что посредством данных предметов будет обеспечена выработка первоначальных конструкторских навыков, ознакомление со свойствами, Присущими геометрическим телам, выработка навыка соединения частей в целое, формирование пространственного воображения, т.е. достижение должной полноты развития сенсорных процессов [2, с.111]. Впоследствии предметы, которые были предложено использовать Фребелем, изменились, и обрели новую форму в конструкторах LEGO

Данные конструкторы являются полифункциональными, легко трансформируются, обладают высокой безопасностью и привлекательностью для детей. Они обеспечивают широкие возможности для таких видов деятельности детей дошкольного возраста, как игровая, коммуникативная, исследовательская, познавательная.

Конструкторы LEGO представляют собой эффективное средство развития детей дошкольного возраста - они обеспечивают развитие внимания, мыслительных процессов в виде анализа, сравнения, обобщения, синтеза и др. Для того, чтобы осуществлять деятельность, связанную с конструированием, необходим высокий уровень сосредоточенности внимания. До создания конструкции необходимо ее продумать, определить последовательность действий.

Для реализации задуманного необходимо соблюдение последовательности действий, точное выполнение плана. Конструирование в соответствии с образцом, схемой, планом обуславливает активизацию внимания. Продукция LEGO основана на концепции модульности. Дошкольники наглядно видят, каким образом могут решаться различные проблемы технического характера. Дети приобретают навыки, связанные со сборкой, разборкой техники, ее ремонтом [1, с.71].

В ходе анализа научных и методических разработок по проблеме исследования мы установили, что лего-конструирование представляет собой новую интерактивную педагогическую технологию, воплотившую в себя передовые направления науки и техники. В работе Е.В. Фешиной выделены следующие принципы организации деятельности по лего-конструированию с детьми дошкольного возраста [5, с.98]:

-доступность изучаемого материала;

-систематичность, последовательность проведения занятий;

-эмоционально насыщенная тематика занятий;

-проблемно – ситуативный характер заданий;

-вариативно – дифференцированное содержание заданий;

-представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы [4].

Педагогическая технология лего-конструирования представляет собой совокупность последовательных шагов, ведущих к достижению практического результата.

На основе анализа работ М.С. Ишмаковой , Л.А Парамоновой, Е.В. Фешиной можно выделить следующие этапы:

1 этап. Постановка цели.

2 этап. Определение содержания.

3 этап. Выбор средств педагогического взаимодействия.

4 этап. Выбор методов и приемов.

5 этап. Организация педагогического процесса как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так в свободной жизнедеятельности.

6 этап. Подведение итогов деятельности: анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.

Одним из условий занятий с детьми лего- конструированием является систематичность, последовательность в освоении необходимых умений и навыков. С этой целью используются различные виды лего-конструирования, каждый из которых имеет свои особенности. При конструировании по образцу рекомендуется предложить ребенку рассмотреть игрушку, выделить основные части.

В конструировании по модели детям в качестве образца, предъявляют модель, которую они должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора, но многие элементы, которые ее составляют, скрыты. При конструировании по заданным условиям ребенку предлагается ряд условий, которые он выполняет самостоятельно без показа приемов работы. В конструировании по простейшим чертежам и наглядным схемам необходимо учитывать, что на начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках.

Освоив предыдущие виды лего-конструирования, старшие дошкольники могут конструировать по собственному замыслу. Они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, способы конструирования. Кроме данных видов конструирования в работе с лего-конструктором используют конструирование части объекта по инструкции педагога, а остальное дети достраивают по собственному замыслу или моделируют по иллюстрациям и рисункам. Особое значение в лего-конструировании в старшей и особенно подготовительной группах придается проектной деятельности. В качестве первого этапа проектной деятельности, Комарова Л.Г. выделяет этап целеполагания, представляющий собой «старт», на котором задумывается проект. Данный этап включает в себя: выделение и постановку проблемы, предложение вариантов решения проблемы, принятие решения и самодиагностику возможностей: «хочу» и «могу» [3, с.45]. После этого дети предлагают разные варианты идей по решению проблемы. Педагог стимулирует активность и инициативность детей по выдвижению идей, используя метод мозговой атаки (мозговой штурм). Далее дети совместно с педагогом выбирают из предложенных вариантов наиболее оптимальный и обосновывают решение.

На этапе реализации проекта дети выполняют технологические операции. Особенность этого этапа заключается в том, что теперь дети непосредственно приступают к работе. Как правило, лего-конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные постройки из Лего можно использовать в строительных играх, в играх-театрализациях.

В ходе изучения и анализа научной и методической литературы мы установили, что именно старший дошкольный возраста является благоприятным периодом для развития лего-конструирования, в силу возросших конструктивных умений и навыков детей, особенностей наглядно-образного мышления, воображения, развития мелкой моторики рук, развития самостоятельности.

Организация лего-конструирования с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективной, если осуществляется разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самодеятельности, творчества детей; обеспечивается систематичность, последовательность в освоении детьми умений и навыков в различных видах лего-конструирования; работа преимущественно осуществляется в форме игры, игр-занятий, проекта; достаточное внимание уделяется продукту (выставки детских работ, конкурсы и т.п.).

Ценность конструкторов LEGO в рамках дошкольного образования состоит в развитии навыков логического мышления; выработке у дошкольников навыков парной работы, выявлении дошкольников, у которых конструкторские способности являются более развитыми; развитии стремления к открытию нового в технике и науке; развитии навыков взаимодействия; формировании нестандартного подхода к решению задач. Использование конструкторов LEGO в ДОУ возможно как в рамках деятельности педагогов и воспитанников, так и индивидуальной, самостоятельной деятельности детей. Они могут использоваться как в процессе образовательной деятельности, так и в рамках деятельности проектного характера, при проведении праздничных, досуговых мероприятий. Игра, как общепризнанная ведущая разновидность детской деятельности, составляет основу деятельности образовательного характера. Работа с использованием конструкторов LEGO включает ряд направлений в виде коррекционной деятельности, речевого развития, развития технических навыков. Развитие технических навыков при этом имеет весьма существенное значение. Кроме того, следует отметить обоснованно указанное в рекомендациях по использованию LEGO-Еducation достоинство конструирования с использованием LEGO, состоящее в приобщении детей к научным понятиям. В современных условиях конструкторы LEGO широко применяются в ДОУ, в ряде ДОУ существуют LEGO - комнаты.

Использование LEGO должно быть ориентированным на достижение определенной цели, т.е. не должно носить спонтанный характер. Необходимо, чтобы педагог, осуществляя образовательно-воспитательную деятельность, руководствовался определенной стратегией деятельности, связанной с конструированием с использованием LEGO. В ДОУ применяются многообразные варианты подобного конструктора. LEGO обеспечивает возможность обучаться в рамках игры, приобретать знания, навыки, умения в игре. LEGO способствует индивидуализации процесса игры и образовательной деятельности, т.к. существует возможность выбора ребенком содержания данной деятельности.

Происходит изменение позиции ребенка – с объектной на субъектную, т.е. ребенок выступает в качестве субъекта образования [4]. Широкие возможности использования конструкторов LEGO связаны с тем, что они характеризуются широким спектром достоинств, таких как возможность использования в учебных и игровых зонах, высокие эстетические, технические свойства, а также многофункциональность. Использование конструкторов LEGO в ДОУ возможно как в рамках деятельности педагогов и воспитанников, так и индивидуальной, самостоятельной деятельности детей. Они могут использоваться как в процессе образовательной деятельности, так и в рамках деятельности проектного характера, при проведении праздничных, досуговых мероприятий. Конструирование с использованием LEGO является разновидностью деятельности продуктивного, творческого, моделирующего характера. Посредством использования конструкторов LEGO может быть реализовано обучение дошкольников взаимодействию в микрогруппах, в парах.

Использование продукции LEGO способствует формированию коммуникативных навыков, развитию интеллектуальной активности, воображения, творческих способностей. За счет активного вовлечения дошкольников в конструирование с использованием LEGO образовательная деятельность становится более успешной. Расширяется сфера актуального развития детей, в т.ч. детей, возможности здоровья которых являются особыми. Реализуются потенциальные возможности детей в обучении. Конструирование с использованием LEGO способствует социокультурной адаптации воспитанников к обучению в условиях школы. Возрастает интерес к процессу обучения, развиваются коммуникативные функции, позитивно меняется поведение. Для того, чтобы эффективно использовать конструкторы «LEGO», в рамках образовательного пространства ДОУ, требуется, чтобы педагог грамотно руководил деятельностью, осуществляемой детьми.

Требуется, чтобы в рамках занятий воспитатели общались не только с группой в целом, но и с каждым ребенком в индивидуальном порядке. Оценка работы должна предполагать учет результативности деятельности, осуществляемой детьми совместно.

Ребенок приобретет навыки принятия ответственности, командной работы, сможет реализовать свой творческий потенциал и будет проявлять активность только тогда, когда он будет заинтересован в выполнении предложенного задания, выполняемой работы.

Список литературы

1. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

2. Бедфорд А. Большая книга LEGO .Манн, Иванов и Фербер, 2014.

3. Ишмаковой М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. - ИПЦ Маска, 2013.

4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 .

5. Комарова Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Просмотров работы: 3