На протяжении всей истории существования государственности как формы существования общества, пропаганда является мощным инструментом формирования общественного мнения. Сам термин «пропаганда» берет свое начало в 17 веке, когда католическая церковь, осуществляя миссионерскую деятельность, использовала печатные материалы для распространения своих посланий среди народных масс с целью обращения их в христианство.
Начиная с 20 века, пропаганда становится правительственным инструментом по формированию общественного мнения. Поэтому современное понимание термина «пропаганда» трактуется как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности [1].
Развитие средств массовой информации в прошлом веке расширило возможности влияния на общественные массы. На современном этапе ни для кого не секрет, что они оказывают огромное воздействие на восприятие людьми событий, происходящих в мире, формируют противоположные точки зрения на различные события, которые могут расколоть общество. Этим пользуются многие политтехнологи и спецслужбы. СМИ даже называют «четвертой ветвью власти», что уже говорит о влиянии данных средств на политику и миропорядок.
К средствам массовой информации (СМИ) относят периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [2]. Таким образом, для распространения информации среди населения используются телевидение, печать, живопись и плакаты, а в современном мире основным способом формирования общественного мнения по поводу различных событий или социальных вопросов является интернет, доступ к которому имеется у 67% населения планеты.
Это позволяет предоставить огромное количество информации, которая не всегда является достоверной, однако на это и рассчитывают многие политтехнологи так как это вносит смятение в сознание человека. Этот аспект используется в современных информационных войнах, которые рассматриваются как противоборство между двумя государствами или группами государств в информационном пространстве в целях нанесения ущерба государственным информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным объектам [3]. Основной ущерб наносится общественному сознанию, ценностным основам жизни общества.
Далее в данной статье будет рассмотрены основные приемы, которыми пользовались государства прошлого и настоящего, для внедрения преступных идей в сознание граждан с помощью средств массовой информации.
В свое время министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха Пауль Йозеф Геббельс сказал: «Дайте мне средства массовой информации, и я сделаю из любого народа стадо свиней!». Технологии влияния на сознание людей в гитлеровской Германии активно применялись для убеждения населения в правильном политическом курсе страны и слепому повиновению вождям страны. И народ действительно поддержал преступный режим, который нес за собой миллионы смертей и сломанных судеб. Однако для этого потребовалось время и правильный подход к воздействию на общество.
Основные принципы геббельсовской пропаганды заключались в следующем:
• простота формулировок,
• агрессивность тона,
• нескончаемый поток обещаний,
• разящие заголовки, которые иногда несли противоположный смысл информации, если она невыгодна,
• многочисленные повторы,
• жесткая цензура.
Свой девиз рейхминистр сформулировал еще в 1929 году: «Пусть сколько угодно говорят, что наша пропаганда крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия. Плевать! Важно только, чтобы она вела к успеху».
Геббельс принимал активное участие в программе «Т4», которая была направлена на уничтожение лиц с физическими и умственными отклонениями. В ходе реализации данной программы были истреблены сотни тысяч жителей Германии. В их числе были не только евреи и цыгане, но и немцы по крови, против которых пропаганда активно настраивала общество.
Как же можно было оправдать подобные действия перед народом страны? Геббельс оправдывал это выгодой. На одном из плакатов было написано: «Этот больной человек за время своей жизни обойдется в шестьдесят тысяч рейхсмарок. Гражданин, это твои деньги!». В годы Второй мировой войны уничтожение оправдывалось необходимостью освободить места для раненых солдат[4].
В современных реалиях выгода от различного рода злодеяний тоже задействуется в пропаганде. Так, украинские политики говорят о выгоде для стран запада в конфликте с Россией, их преимуществах отправки вооружения, советников и поддержки курса страны для защиты «цивилизованного мира» от «варваров востока».
Попытка представить своих врагов дикарями и разрушителями цивилизации, киевский режим также позаимствовал у Геббельса. Одна из агиток 1944 года сообщала: «Стремление СССР направлено на то, чтобы уничтожить Империю, уничтожить немецкий народ (…). Либо мы отобьем, идущий на приступ Восток и защитим этим наших жён и детей от большевизма, либо они как рабы погибнут от голода, будут высланы или расстреляны» [5].
Помимо листовок и плакатов в Третьем Рейхе были задействованы и другие виды средств массовой информации для внедрения в сознание населения идей, необходимых бесчеловечному режиму. С приходом нацистов к власти в 1933 году, все печатные издания должны были поддерживать режим Гитлера. В первые месяцы его становления НСДАП контролировала три процента всех периодических изданий Германии, а к 1944 году уже восемьдесят два процента. При этом их количество сократилось от десяти тысяч источников в 1933 году до девятисот семидесяти семи газет в 1944 году [6].
После Евромайдана процент независимых средств массовой информации на Украине существенно упал, а после введения в стране военного положения, все СМИ перешли под контроль правительства Зеленского.
Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на общие черты пропаганды противника в прошлом и настоящем, есть различия в методах и средствах распространения преступных идей, благодаря внедрению новых информационных технологий, которые дают новые рычаги воздействия на сознание человека. Во многих странах мира ведется политика по разработке средств защиты от подобного рода воздействия и наша страна не исключение. Какие бы способы воздействия на наш разум не применял запад, благодаря богатейшей исторической памяти, суверенитет и ценности России не будут нарушены и уничтожены!
Список литературы
1 Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Под ред. А.М. Прохорова. Изд. 3–е. Т.1. М.: «Советская Энциклопедия», 1969. 608 с.
2 Закон РФ от 27.12.1991. № 2124-1 (ред. От 11.03.2024) «О средствах массовой информации».
3 Большая российская энциклопедия / Под ред. С.Л. Кравец. М., 2005. 1008 с.
4 Давлетбаков С.К. Йозеф Геббельс и искусство пропаганды // Скиф. Вопросы студенческой науки. № 7 (71). 2022. С. 29-33.
5 Хмельницкий Д. Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1939-1945. М.: ЗАО Издательский Центрполиграф, 2010. 391 с.
6 Паламарчук Д.А. Роль пропаганды в становлении и укреплении нацистского режима // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. №1. 2029. С. 63-69.