В условиях научного, технологического, экономического, социального развития современного общества стало невозможным готовить новое поколение к жизни и работе в обществе с определенными, фиксированными параметрами. Чтобы будущий офицер был востребован в любых условиях, важно научить его учиться, формировать готовность к самостоятельному познанию. Эти задачи могут выполняться при включении курсантов в военно-научную работу, которая стимулирует мобильность обучающихся, создает условия для развития личности на основе самоопределения, ее ценностных ориентаций и жизненных смыслов.
Военно-научная работа с курсантами базируется на принципах самоорганизации, развития, самодеятельности, ролевого участия, ответственности, коллективизма, психологического обеспечения. Данные принципы дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей военно-учебной деятельности.
Следует отметить, что возникает ряд проблем, связанных с тем, как осуществляется отбор курсантов для занятий военно-научной работой.
Прежде чем определиться с выбором того или иного контингента, который может быть привлечен к занятиям военно-научной работой, преподаватель доен изучить личностные особенности курсантов. В настоящее время проблема познания педагогом личности обучающегося приобрела особую актуальность, так как она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту учебно-воспитательного процесса. К числу конкретных действий, осуществляемых преподавателем в данном направлении, можно отнести наблюдение, диагностику индивидуальный подход к курсанту с учетом образовательного, психолого-возрастного уровня его развития.
В процессе наблюдения выявляются курсанты, склонные к самостоятельной работе, эксперименту; решающим обстоятельством здесь является то, что педагог имеет возможность наблюдать поведение и деятельность курсантов в различных жизненных и учебных ситуациях. Важно понимать, что среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению выделяют: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным или необычным, отсутствие конформности, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.
Диагностика включает в себя такие методы как исследование интеллектуального фона коллектива, беседы, анкетирование, тестирование. Особое значение имеет диагностика мотивационной сферы личности курсанта. мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик проективного типа, требующих высокой квалификации специалиста-психолога. Наряду с проективными методиками для измерения мотивации применяются тестовые методики – опросник ТМД А. Мехрабиана, опросник МУН А. Реана и др.
Такая диагностика позволяет выявлять образовательные традиции семей, планы курсантов на будущее, наклонности, желание достигать определенных результатов в научном творчестве и т.п.
Привлекательность занятий военно-научной работой открывается через индивидуальный подход к курсанту посредством личных курсантов, реализации его индивидуальных особенностей и склонностей, заинтересованности новыми технологиями, личных симпатий.
Именно с уровнем познания педагогом личности курсанта, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности.
В контексте второго направления деятельности, осуществляемого педагогом, можно назвать:
побуждение к занятиям исследовательской работой через создание положительной мотивации, направленное формирование интересов, психологические установки на успех в работе, открытие перспектив;
моделирование ситуации успеха и заинтересованности у «новичков» через проведение заседаний военно-научных секций, круглых столов, научно-практических конференций, ознакомление с достижениями: призами, грамотами, дипломами, презентациями и т.п.;
формирование профессиональной мотивации, определяющей интерес к занятиям исследовательской деятельностью определенной направленности;
приглашение к сотрудничеству заинтересованных организаций, структурных подразделений вуза, научных кадров.
Комплексное использование вышеперечисленных подходов позволяет привлечь курсантов к занятиям научными исследованиям и, как следствие, предоставить им возможности и средства для развития собственного интеллектуального потенциала.
Литература
1 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов ввузов. – М., 2001. –304 с.
2 Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000. – 416 с.