На современном этапе развития российского общества одной из наиболее актуальных проблем является «здоровье» нации. По статистическим данным в стране смертность населения значительно превышает рождаемость, среди молодежи широко распространены курение, бытовое пьянство, употребление наркотиков.
Г.С. Туманян выделяет проблему здоровья молодежи, и в целом проблему здорового образа жизни, как проблему всей нации [2].
Подобное положение дел не может не сказаться на обороноспособности и национальной безопасности государства. Ухудшение качественных и количественных показателей призывного ресурса Вооруженных сил РФ есть следствие не разработанности данной проблемы, отсутствия педагогических технологий, способствующих формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
Необходимо заметить, что «в новом облике» Вооруженных сил, к профессионалу военного дела предъявляются высокие требования, в части сформированности не только военно-профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность к самореализации и самоактуализации своих личностных потенциалов, формированию ЗОЖ, как важного и социально необходимого качества.
Подготовка в военно-учебных заведениях компетентных специалистов с разносторонним личностным развитием должна иметь гуманитарную направленность. Успех в подготовке офицеров в решающей степени зависит от активности и направленности курсантов, от характера деятельности и степени осознанности ими своей деятельности, и от совершенствования системы «военного вуза» требует не только качественного преобразования организационно-управленческой и административно-хозяйственной составляющих, но и переориентации личности на восприятия здоровья, как первоочередной жизненной ценности.
По мнению военных педагогов В.С. Иванова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Новикова высшая военная школа должна активно участвовать в решении проблемы охраны здоровья обучающихся, формировать мотивы востребованности здоровья, как психофизиологической основы успешной деятельности будущего военного специалиста [1]. Поэтому к числу первоочередных задач в профессиональной подготовке военных вузов должна быть отнесена и задача формирования ЗОЖ, валеологической культуры будущего офицера в целом.
Фундаментальные основы общей валеологии по формирования ЗОЖ заложены в трудах Т.Ф. Акбашева, Л.Г. Апанасенко, И.И. Брехмана, Б.Н. Чумакова, А.Г. Щедрина, Т.Н. Лебедева, Т.А. Ахундова, С.Г. Миронова, Н.И. Алексеева, Г.С. Никифоровой.
В работах Л.В. Баля, С.В. Бараканова, Н.Н. Кунджи, Ю.П. Лисицина ЗОЖ рассматривается не только, как двигательная активность, но и как форма раскрытия природного потенциала в основе, которого находиться здоровье человека, как наивысшая жизненная ценность.
Таким образом, в образовательном процессе военных вузов должны найти применение психолого-педагогические концепции обучения и воспитания, которые направленына развитие личности будущих офицеров путем принципиального возвышения «человеческого фактора» – личностных качеств и самобытной индивидуальности каждого курсанта.
При этом объектом исследования выступает «здоровая личность» (Г.С. Никифорова.).
Личность – есть целостностный всеохватывающий способ бытия человека, через который раскрывается его духовная суть [2].
Становление разносторонне развитой личности выпускника военного вуза, в основе которого находится ЗОЖ, является актуальным направлением психолого-педагогической деятельности направленной на активизацию природных, личностных ресурсов военнослужащего, через саморазвитие и самосовершенствование. Наряду с физическим здоровьем отечественные и зарубежные исследователи выделят психическое здоровье, как одну из основ ЗОЖ.
Исследование проблемы психологического здоровья и ЗОЖ в рамках гуманистической психологии, посвящены работы А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Г. Олпорта, В. Франкла.
В работах М. Штирнера, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Н.А. Бердяева, Л. Шесова, С. Кьернегор, а К. Ярсперса, А. Калера, Н. Аббаньяно, утверждается приоритет самобытия человека. Главными задачами человека определяется совершенствование личностного потенциала через восприятия здоровья и ЗОЖ как первоочередной жизненной самости.
Обобщенный научный анализ исследуемой проблемы, позволяет нам констатировать тот факт, что выявление и создание здоровьесберегающих механизмов жизнедеятельности способствующих раскрытию личностного и природного потенциала курсантов есть актуальная научная проблема. Проектирование и моделирование военно-образовательного процесса с целью выявления и создания оптимальных условий, определения профессионально-педагогической стратегии для формирования гармонически развитой личности выпускника военного вуза, является важнейшей задачей современной военной педагогике.
Проведенный анализ исследуемой проблемы формирования ЗОЖ у курсантов военного вуза позволяет сделать следующие выводы:
Тенденция ухудшения уровня здоровья нации с каждым годом набирает свои обороты, и прогнозирует надвигающуюся демографическую катастрофу, что негативно сказывается на качественных и количественных показателях призывного ресурса, затрудняет комплектования Вооруженных сил и в свою очередь снижает оборонный потенциал государства.
Реализация здоровьесберегающего поведения в военно-учебных заведениях должна осуществляться в рамках военно-образовательный процесса, основной задачей которого является формирование гармонически развитой личности выпускника военного вуза, имеющего устоявшийся ценно-мотивационный базис, в котором здоровье и ЗОЖ выступают основой успешной военно-профессиональной деятельности.
Гуманизация военно-образовательного процесса в контексте формирования ЗОЖ, является приоритетным направлением в современной военной педагогике и требует от педагога поиска наиболее оптимальных путей способствующих раскрытию личностного потенциала, через восприятия здоровья, как первоочередной жизненной ценности.
Военно-образовательный процесс должен в первую очередь стать основой развития личности военнослужащего, на наш взгляд выбор гуманистической стратегии, реализация личностно-ориентированного подхода есть альтернативное направление в формировании ЗОЖ у курсантов венного вуза.
Литература
1. Богрянцев О.В. Формирование валеологической культуры будущих офицеров»: дисс. …канд. пед. наук. – Саратов, 2008.
2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной нравственной и христианской психологии. – М., 1997.
3. Туманян Г.С. Физическое развитие и совершенствование обучаемых в период школьного и вузовского образования: Учебник для студентов пед. вузов. – М., 2004.