РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Кульков Д.В. 1, Самедова Ю.А. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет 2
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс воспитания является одним из важных факторов развития не только отдельной личности, но и целых поколений людей. В настоящее время мы имеем ярчайший пример того, как воспитательная система, ценности, культивируемые в ней, способна несколько поколений людей целой страны всего за тридцать лет полностью изменить своё представление о мире и своей истории.

Понимание проблем, связанных со сменой парадигм воспитания, современной политической ситуации на примере соседнего государства, позволит разрешить противоречия и риски воспитательного пространства у нас в стране, выявить закономерности и принципы воспитания молодежи в современных условиях.

После распада СССР каждое, из вновь образованных государств в 1990-х годах, было вынуждено провести модернизацию своей образовательной системы. Наиболее заметными в этом плане стали реформы образования на Украине, которые и привели к тому, что мы наблюдаем сегодня.

Государственная власть независимой Украины проводила реформы, имевшие ряд отличительных черт:

• реформирование «сверху»,

• экономичность,

• ориентация на зарубежный опыт организации школы,

• закрытость реформ, которая зачастую проявлялась в наполнении содержания западными образцами образования, а также привлечении консультантов и финансовых средств международных организаций [1].

Из этого мы можем сделать вывод, что новые стандарты и требования к образованию не следовали из мировосприятия, традиций и культуры украинского народа. То есть, вся программа реформ была средством скорейшего налаживания отношений с развитыми капиталистическими странами Европы и США. Экономики данных стран стали доминирующими в мире после уничтожения конкурентно способных экономик других стран.

Новая власть Украины восприняла современный капитализм, как способ наживы путем грабительских, но «логичных» реформ. Она изначально имела искусственную антироссийскую направленность, так как все преобразования осуществлялись в интересах правящего класса, а не страдающего от бедности населения.

Важно отметить, что результат реформ стал следствием недостаточного прогнозирования и проработанности основных аспектов:

• слабое научно-методическое обеспечение,

• непоследовательность,

• отсутствие заинтересованности и поддержки реформ в обществе,

• нечеткость целей реформирования [1].

Главным же недостатком была политизация образования. Западные стандарты Болонского процесса преподносились как панацея, а накопленные отечественные достижения принижались или игнорировались.

В 1999 году президент Украины Л. Кучма выпустил указ «О мерах развития духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан». На его основе создана «Национальная программа патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных принципов общества». Она подразумевала пропаганду среди молодежи здорового образа жизни, повышения «моральных и духовных качеств населения», а также подготовку молодых людей к военной службе [2].

Важной вехой в реформах образования было возрождение казачества в качестве подготовки воинов-освободителей Украины и популяризация их истории. Все эти меры должны были повысить привлекательность службы в Вооруженных Силах. При правлении В.А. Ющенко главными направлениями политики в области государственного воспитания были сохранение украинского языка как вопроса национальной безопасности и чествование украинских повстанцев.

В конце 2015 года уже по указу Петра Порошенко была принята новая «Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы». Она во многом перекликалась с программой Ющенко. Однако имела попытки создать альтернативный российскому взгляд на историю:

• Великая Отечественная война заменена Второй Мировой войной,

• в качестве героических используются образы «участников КТО в Донецкой и Луганской областях», УПА и повстанцев в сталинских лагерях.

Исходя из содержания политических программ, мы можем сделать вывод о том, что значительная трансформация ценностных ориентаций произошла в процессе двух «государственных переворотов» – при В.А. Ющенко и П.А. Порошенко. Именно их программы воспитания уделяли главное внимание военной составляющей и героизации украинских националистов, выступавших против России в тот или иной исторический период.

Важным также было отдаление от каких-либо «российских» обозначений:

• замена исторических терминов на западные аналоги,

• формирование собственного прообраза защитника Отечества, то есть попытка создать противовес России.

В условиях вооруженного конфликта на Востоке страны армии и обществу было необходимо дать ориентир на «правильную» позицию в данном столкновении. Ключевым компонентом патриотического воспитания молодежи считается организация летних лагерей и проведение военно-спортивных внеклассных игр. Самый известный и большой из числа таких лагерей – «Азовец».

На его сайте указано, что в нем воспитывается «новое» поколение нации, а его оздоровительный комплекс включает в себя занятия физической подготовкой по стандартам НАТО. Обязательным условием пребывания в таком лагере является изъятие телефонов и других устройств. Их выдача осуществляется по 15 минут в день для связи с родителями. Главная цель деятельности лагеря – «воспитание братского духа», то есть популяризация идеи народного единства. Для этого применяются различные дисциплинарные практики, схожие с армейскими.

Рост популярности таких организаций в настоящее время считается неизбежным. Во-первых, идеалы, продвигаемые ими, полностью вписываются в воспитательные нормы, доминирующие на Украине ещё с начала века. Во-вторых, государству выгодно продвижение националистической повестки среди молодежи для продолжения политики милитаризма, приносящей доход представителям власти.

В целом можно сделать вывод о том, что украинский правящий класс с самого своего отделения от России стремился сделать все, чтобы не быть на неё похожим. С самого начала независимого существования данного государства несколько поколений детей воспитывались в духе ненависти ко всему российскому. Как показала история, это очень выгодно потому, что отношения с Западом выглядят намного привлекательнее (на первый взгляд), чем с Россией. Милитаризация воспитания выгодна своими экономическими возможностями, особенно учитывая современные реалии.

Анализируя изменения украинских ценностей, можно сказать, что значительная их часть сформировалась насильственным путем и не была исконно общественной инициативой. До сих пор это сказывается на украинском обществе, что выражается в уклонении от мобилизации среди граждан Украины. Все эти меры были предприняты для налаживания отношений с США и странами Европпы, а по сути – реализации западной программы ментальной перезагрузки славянского народа с целью уничтожения конкуренции и тотального главенствования на мировой арене.

Список литературы

1 Штоль В.В. Украина: реформы или крах? // Обозреватель, 2014. № 5. С.6–33.

2 Горбаченко С. Анализ современных конституционных реформ в Украине URL: http://www.ilex-by.tubopages.orgfile. (дата обращения: 06.11.2024).

Просмотров работы: 0