Профессиональная деятельность представляет собой наиболее значимую сферу жизнедеятельности человека, посредством которой удовлетворяются потребности материального и духовного плана. Поэтому выбор профессии является важным и ответственным шагом в жизни каждого. Характер причин, обусловливающих этот выбор, может быть различным: личные склонности и интересы, материальная заинтересованность, престижность профессии, желание родственников и др. При этом ведущая роль принадлежит личностным ценностям и ценностным ориентациям человека, осуществляющего выбор профессиональной деятельности.
По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации представляют собой «ядро личности, которое детерминирует жизнедеятельность человека в целом. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей личности в соответствии с образом жизни, предоставляющим возможность реализации различных ценностей» [1].
Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определяют ее мотивацию, тип деятельности. Ценностные ориентации влияют на выбор, дают возможность соблюдать нормы, стандарты в ситуациях выбора. Ценностные ориентации – устойчивые доминанты сознания и поведения, которые определяются ценностями личности. Таким образом, на основе сформировавшихся ценностных ориентаций осуществляется выбор сферы профессиональной деятельности.
Профессиональные ценностные ориентации представляют доминирующее отношение к системе правил и норм, требований к профессии, которые обусловлены мерой их значимости для личности, а также социальной ситуацией и личными ценностями. Это отношение определяет пути профессионального самоопределения, самореализации в профессии, престижность профессии для личности, осознание и понимание значимости профессии и ее ценностей, а также удовлетворенность профессией в целом, что является основой для построения дальнейших профессиональных планов.
В настоящий момент социальная ситуация такова, что обучение в военном вузе может являться средством получения диплома о высшем образовании, а военно-профессиональная деятельность рассматривается как средство достижения материального благополучия. По данным Ч.А. Шакеевой наблюдается значительное увеличение прагматической направленности, доминирование стремления к личной выгоде [2]. Нельзя говорить, что само по себе желание материального достатка негативно. Доминирование этой потребности обусловлено экономической и социальной ситуацией в обществе. Это приводит к тому, что в профессиональных ценностных ориентациях превалируют престиж профессии в обществе и оплата профессиональной деятельности. Стремление к достижениям является мощной мотивацией любой деятельности. Но в таких условиях теряется значимость содержания деятельности, ее ценность для личности как средства реализации личностного потенциала, не происходит формирование профессиональной позиции.
Проблема в том, что если обучение в военном вузе рассматривается как средство получения высшего образования, а курсанты не видят себя в будущем кадровыми офицерами, то военные вузы не смогут выполнить своё главное предназначение – сформировать личность военного специалиста, его профессиональную позицию, ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности. Перед военными вузами стоит актуальная задача, решение которой заключается в создании условий для осознания значимости ценности профессии для личности, формирование ценностного отношения к содержанию осваиваемой специальности. Следует учитывать особенности ценностно-ориентационной сферы будущих офицеров и строить в зависимости от этого индивидуальную работу по формированию профессиональной позиции.
Литература
1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1987. – 203 с.
2 Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях. – Воронеж, 2000. – 192 с.