Одним из ресурсов формирования личности, ее культурного становления является семейно-родовая память. Считается, что молодой человек в процессе взаимодействия с членами семьи получает важный жизненный опыт, осознавая события прошлого, давая им ценностно-смысловую оценку, принимая опыт предшествующих поколений.
В наши дни все чаще роль семьи отодвигается на задний план, в силу разных причин. Многие молодые люди порой не знают своих бабушек и дедушек, не говоря уже о более ранних поколениях своих предков. Ранее для благополучного существования люди объединялись между собой, образуя тесные межпоколенные связи. Начиная примерно с 19 века, когда индустриализация только зарождалась, стало наблюдаться постепенное обособление, однако преобладающая часть населения оставалось жить в сёлах, поддерживая совместное проживание и ведение хозяйства, что естественно укрепляло семейные узы.
Следует отметить, что «тесность» родственных связей обусловлена культурой того или иного народа. Например, у сербов троюродное родство считается очень близким родством, хотя большую часть своей истории они жили раздроблено, либо в маленьких деревушках, либо в собственных угодьях [1]. У сербов есть праздник «Красна Слава» который семьи празднуют в разные дни [2]. Однако если два незнакомых ранее серба узнают о том, что их семьи празднуют праздник в один день, начинают изучать родословную и, как правило, оказываются дальними родственниками. Скорее всего, такая сплочённость и помогла сербам сохранить свою национальную идентичность под четырёхсотлетним османским игом.
У южнославянских народов и по сей день продолжает сохраняться крепкий институт семьи, что способствует укреплению национальной идентичности. Почему это важно? Стоит понимать, что имея представления о своей культуре и истории, человеку гораздо сложнее навязать какие-то иные идеи и ценности. Институт семьи и знание своей истории – два взаимообусловленных явления, поскольку зачастую именно родные нам люди формируют наши взгляды на многие аспекты жизни.
Народ гораздо легче ослабить, когда институт семьи находится в упадке. Его легче эксплуатировать, поскольку в таких условиях человек волнуется только за самого себя. Сформировать его взгляды становится проще, поскольку количество людей готовых оспорить ту или иную идею резко сокращается.
В нашей стране государство всячески способствует укреплению института семьи, в том числе материально. Этого конечно мало для сохранения культурной памяти. В день, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, у нас проводится акция «Бессмертный полк». Существуют интернет ресурсы, направленные на сохранение памяти о наших предках. К сожалению, этого тоже мало. Не многие знают хотя бы поимённо своих прадедов сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Как много людей помнят своих предков – участников гражданской войны? Ответ очевиден. Таких единицы.
Ситуация складывается непростая. Молодежь не то что не помнит своих предков и их подвигов, ей просто не интересно. Вместо этого, есть цель «личностного роста», которая так активно нам навязывается либеральными представителями общества. В сложившейся ситуации ответственность за сохранение исторической памяти ложится на каждого гражданина. Родители ещё с младенчества должны установить связь детей со старшими поколениями, посещая и ухаживая за их могилами, сохраняя о них память через письма и фотографии, рассказы в кругу семьи.
Хочу рассказать историю моего прапрадеда Даниилы Трофимовича Денисенко, участника Первой Мировой войны и узника австрийского концлагеря.
Даниила Трофимовича Денисенко родился в селе Всесвятка Ровенского уезда Воронежской губернии (ныне село Всесвятка Ровеньского района Белгородской области) в семье кузнеца. Позже унаследовал это ремесло у своего отца.
В годы Первой Мировой войны был призван на фронт и с 1914 года принимал активное участие в боевых действиях. Во время прохождения призывной комиссии изъявил желание служить со своим товарищем детства – Николаем Мерешко. Вместе они были распределены в ближнюю артиллерию, где и несли службу (400-600 метров от прямой линии фронта).
Во время одного из боёв на территории Западной Украины их батарея попала в окружение австро-венгерского полка. Мой прадед был ранен, патронов было немного (около 10-20 на человека). После неравного штыкового боя он и его товарищ попал в плен и отправлен в лагерь Талергоф (рядом с Грацем, ныне Австрия) – первый европейский концентрационный лагерь, созданный для славянских народов [3]. За годы первой мировой войны там погибло около трёх тысяч наших соотечественников. Как правило, в этот лагерь ссылали православных греков, сербов, черногорцев, украиноязычных и пророссийски настроенных граждан Австро-Венгрии. По настоящему ужасное место, которое одним своим существование показывало всё то отношение запада к славянскому народу и православной церкви в целом. В лагере по всем канонам присутствовали изнурительные каторжные работы, телесные наказания, показательные казни, постоянные голодовки для заключённых.
В таких условиях надежды на спасение было мало, но Николай и Даниил приняли решение бежать. Пронаблюдав за поведением часовых, порядком смены их постов, он выяснили, когда и сколько человек уходит на завтрак и обед, когда сменяют друг друга на вышках и воротах.
Каждый день они при помощи украденных ложек делали подкоп под забором лагеря, который был выстроен в две линии. По факту они выкопали целый тоннель. Каждый раз перед уходом товарищи засыпали вход в него землей. Им удалось сбежать, но дальше предстоял путь через Альпы.
Судя по рассказам, это была поздняя осень, суровая погода давала о себе знать. Идти через заснеженные сопки было очень тяжело. Был риск сорваться и упасть вниз. Мой прадедушка упал с высоты примерно 10 метров и остался жив, однако больше не мог идти. Дальше его друг Николай нёс его на себе.
Будучи ранеными и искалеченными, в суровую погоду шансов выжить было очень мало. Однако их обнаружил венгерский егерь, предложив переждать непогоду у себя. По началу доверия к нему было, но тот крайне уважительно относился к своим гостям и даже немного говорил по-русски. Егерь предложил спрятаться у него, пока Данила не встанет на ноги. Прошло около года, а может и больше, пока мой прадедушка встал на ноги и хромая смог самостоятельно ходить.
Данила и Николай продолжили путь, добирались домой то на попутных телегах, то на дрезинах. Чем дальше продвигались на восток, тем люди охотнее им помогали с едой, прятали от местных властей, и тайно проводили на станции через полицейские патрули.
Так в пути прошло ещё несколько месяцев, пока и Николая не сразила пневмония. Даниил похоронил своего друга детства и боевого товарища где-то на берегу Днепра. Дальше прадедушка шёл один.
В селе его никто не ждал. Все думали что погиб, ибо на село приходила грамота с извещением о смерти, где был и он, и его товарищ Николай. Все были рады его возвращению, не смотря на то, что вернулся один. Мать, не поверив возвращению сына, потеряла сознание. Её пришлось везти к лекарю. Позже жена погибшего товарища Наталья, стала женой Даниила. Да, это моя прапрабабушка. У них было шестеро детей и, казалось бы, что это хороший финал для истории, но пришла Великая Отечественная Война.
Она затронула многие семьи нашей страны, моя – не исключение. Даниила Трофимовича вызвали на медкомиссию в Ровенский военный комиссариат. К тому моменту он уже полностью оправился от травм, но всё же кое-что дало о себе знать.
Проходя одного из врачей, ему начали прослушивать сердце. Однако сердцебиения не было, сердце как будто исчезло. Один из врачей задал вопрос: «Почему ваше сердце не бьётся»? На что Даниил с улыбкой ответил: «Не там слушаешь, дорогой»! И указал куда-то в район живота (здесь стоит вспомнить его падение со скалы в Альпах). Врачи послушали там, где им показал прапрадедушка и были шокированы. Сердце действительно билось в районе живота. На фронт он призван не был по состоянию здоровья.
В годы оккупации Даниил Трофимович отказывался выходить на какой-либо контакт с фашистами. Презирал немцев, венгров и румын. Часто этого не скрывал, за что однажды чуть не был расстрелян на месте. Всячески помогал партизанам, изготавливая для них ножи, топоры и заточки.
После войны продолжил заниматься своим ремеслом. Умер в марте 1970 года, на своей родине, в селе Всесвятка Ровенского района Белгородской области.
Многие, возможно, не поверят в правдоподобность названных мною событий, назо-вут их сказкой, однако эта история передавалась в моей семье около века, к тому же до сих пор остаётся жив один из учеников моего прапрадеда, у которого я уточнял многие моменты. Много в этой истории пробелов, поскольку ни записей, ни какой-либо документации не осталось. Своими силами наша семья по сей день пытается восстановить часть тех событий вековой давности.
Эта история служит примером стойкости, отваги и настоящей любви к Родине. В каждой семье найдётся такая история подвига, главное – не утерять её, а передавать из поколения в поколение, придавать огласке, как это сделал я в своей статье. Нельзя забывать, кто мы и кем были наши предки, ибо, не зная свою историю и культуру, мы потеряем лицо своё и своей страны.
Список литературы
1 Милтоевич В. Семья как ценностная ориентация сербских студентов // Вестник РУДН, серия Социология, 2013. №1. С. 143-152.
2 Керимова М.М. Семейная Слава – самый любимый праздник сербов // Научный альманах «Традиционная культура», 2016. Т.17. №1(61). С. 53-66.
3 Суляк С. Телергоф и терезин: забытый геноцид // Русин, 2008. № 3-4. С. 13-14.