ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Бондаренко Н.Е. 1, Самедова Ю.А. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет 3
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из стратегически важных вопросов, для успешного развития современного общества является молодежная проблематика. Новое поколение – это не только большая, но и специфичная, наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, от которой зависит развитие нашей страны, сохранение национального самосознания россиян, их духовных и нравственных ценностей.

Для выполнения этой миссии молодежь должна стать преемницей ценностей своих предков. Однако, смена мировоззренческих ориентиров, как в политической, так и социальной, духовной сферах нашей страны, не могла не повлечь кардинальных изменений в образовании, что выразилось в противоречивых влияниях информационных технологий, бессистемности воспитательных воздействий в плане формирования ценностных ориентаций современной молодежи [1].

В данной ситуации особую роль играет формирование мотивации, установок, интересов, жизненных целей подрастающего поколения, направленных на важнейшие общечеловеческие ценности. Для реализации этих задач необходимо проследить особенности решения рассматриваемой проблемы в исторической ретроспективе.

Следует отметить, что к проблеме воспитания многие исследователи подходят с позиции развития социального общества на разных исторических этапах. В определенные периоды развития отечественной педагогики считалось, что образование само собой подразумевает воспитание, однако утверждались мнения, что можно быть обученным, но глубоко безнравственным. Обосновывалось положение о том, что процесс социализации формирует личность, сама жизнь является непосредственным воспитателем. Все это было результатом социального заказа.

Начиная с 1917 года, вопросы воспитания молодежи приобрели огромную актуальность. В работах по педагогике анализировались новые цели коммунистического воспитания молодежи, подчеркивалась важность формирования любви к Родине на основе знакомства с родной страной, историей народа, привлечения молодых людей к общественно-трудовой жизни общества. А.С. Макаренко писал, что каждый воспитанник должен стать не только смелым и мужественным, но и трудолюбивым патриотом [2, с. 115].

После Великой Отечественной войны проблема воспитания подрастающего поколения решалась под пристальным контролем партии и правительства, с учетом ведущих идей социализма и коммунизма. В работах В.А. Сухомлинского отражена идея о том, что воспитание гражданина – это формирование его убеждений, мыслей и чувств, которые подвигнут его на нравственные поступки [3, с. 3].

В 70-80 гг. прошлого века гражданское и патриотическое воспитание молодежи содержательно изменилось в связи с социально-политическими процессами. Основная идея, существовавшая в педагогических кругах – ориентация на общечеловеческие ценности, возвращение к национальным культурным традициям, ослабление идеологизации процесса воспитания. Например, в основе гражданственности Б.Т. Лихачев выделял ответственность. Гражданственность в данном понимании дополняет собой патриотизм благодаря своему содержанию, подразумевающему наличие в основе гражданственности совокупности прав и обязанностей. То есть, любовь к Родине дополняется обязанностями перед ней [4].

Таким образом, основные черты процесса воспитания молодежи в советский период можно сформулировать следующим образом:

• воспитание носило идеологизированный характер, с целью формирования убежденной личности в социалистических идеалах;

• в процессе формирования социалистической личности особое значение придавалось событийным факторам, насыщенным эмоциональными воздействиями на молодое поколение;

• сама личность рассматривалась как объект воспитания.

В перестроечный период 1990-х годов произошли кардинальные общественно-политические и социально-экономические преобразования, что привело к концептуальным изменениям основ прежней системы воспитания. В противовес идее Н.И. Лобачевского о том, что для собственного развития нам необходимо учиться не уничтожать, а все совершенствовать, в педагогической практике стали провозглашаться слова «перестроить», «разрушить» [5].

Современная ситуация развития нашего общества показала, что противоречия, которые образовались в системе воспитания в переломный исторический период привели к существенным трудностям в воспитании сегодняшней молодежи. Уничтожение идеологии показало, что в основе данного феномена лежит совокупность объединяющих идей, принятых социальным обществом. Именно эти идеи, выступающие в качестве ценностей, представляют собой основную цель и содержание процесса воспитания [5].

Формулирование национальной идеи становится сегодня очень важной задачей российского общества. В начале 21 века, когда возросли реальные угрозы суверенитету России, особенно важно, как утверждают многие отечественные исследователи, выбрать определенный идеологический вектор, который неразрывно связан с историческим развитием и менталитетом нашего народа. В случае отсутствия такого ориентира, как показала история, в государстве формируется прочный фундамент для разногласий между различными социальными группами, что является фактором дестабилизации общества [6].

Сегодня в средствах массовой информации часто употребляется два понятия в качестве синонимов: государственная идеология и национальная идеология. Однако, они не тождественны. Как гласит 13-я статья Конституции Российской Федерации, государственной идеологии у нас быть не может, так как она должна быть закреплена юридически, нормативно. Что касается национальной идеи, то под ней сегодня понимается совокупность воззрений, ценностей, основывающихся на приоритете единства народов, проживающих в стране, духовности, интересов нации во всех сферах общественной жизни.

В 2016 году, выступая на встрече «Клуба лидеров», В.В. Путин отметил, что «у нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…». В интервью, которое Владимир Владимирович давал 10 мая 2020 года в рамках проекта телеканала «Россия 1» «Москва. Кремль. Путин», он четко обозначил, что патриотизм – это ни что иное, как служение развитию страны, и именно в этом заключается главная российская национальная идея [7].

Таким образом, именно патриотизм в свете сегодняшних военно-политических и социально-экономических событий в мире должен лежать в основе системы воспитания подрастающего поколения. Ключевыми направлениями патриотического воспитания в свете сложившихся условий следует выделить:

• пропаганда и широкое освещение достижений нашей страны во всех сферах общественной жизни народов мира;

• всеобщее просвещение молодежи в области истории нашего государства, организация исследовательской деятельности;

• формирование уважительного отношения к отечественной культуре и национальным культурам народов, населяющих территорию нашей страны;

• формирование понимания роли каждого молодого человека в развитии своего государства;

• активное задействование молодежи в преобразовательной социально-значимой деятельности.

В организации процесса патриотического воспитания по данным направлениям можно выделить следующие его компоненты:

• социально-нормативный компонент, который предполагает идентификацию молодых людей не только со своим социальным окружением, но ролью гражданина своей страны, будущего профессионала. Данный процесс реализуется на основе принятия ценностей, традиций, смыслов, формировании определенных способов восприятия, оценки окружающей действительности, определенных способов действий;

• индивидуально-смысловой компонент процесса патриотического воспитания позволяет молодым людям осознать свою роль в социальной сфере, чему способствует их включение в общественно-значимую деятельность;

• ценностно-деятельностный компонент предполагает не односторонее принятие молодежью норм воспитательной среды, а формирование и утверждение в ней собственных смыслов, взглядов, что является результатом социальной идентификации молодых людей [8, с.25].

Таким образом, можно сделать вывод, что национальная идея, лежащая в основе процесса воспитания молодежи должна основываться на следующих принципах: сохранение культурных и исторических ценностей России, укрепление моральных ценностей и взаимоуважения в духовной сфере, преимущество интересов нации и общества над интересами личными. Эти принципы органично вытекают из опыта нашего государства на протяжении двадцатого века, который подчеркивает положение о том, что дабы избежать революционного пути развития, современное российское общество, в авангарде которого находится молодежь, не должно потерять свою связь с прошлым и учитывать все достоинства и недостатки предыдущих этапов развития в целом.

Список литературы

1 Тарасенко Е.В. Формирование ценностных ориентаций у молодёжи // Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С. 482-485; URL: https://moluch.ru/archive/449/98942/ (дата обращения: 13.10.2023).

2 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 109–225.

3 Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы

сельской школы. М.: Учпедгиз, 1959. 148 с.

4 Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. Челябинск: ЧГПУ, 1998. 214 с.

5 Гукаленко О.В. Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2008. № 1. С. 39-58.

6 Ильина А.А. Современная идеология России: история и принципы // Столыпинский вестник. 2022. №5. С. 2940-2948.

7 Москва. Кремль. Путин [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/?text=«Москва.%20Кремль.%20Путин»%2010%20мая%202020&path=wizard&parent-reqid=1638702918830176- 2517526627405417434-vla1-4679-vla-l7-balancer-8080-BAL-9489&wiz_type=vital&filmId=82121273034455407 (дата обращения: 10.10.2023).

8 Борытко Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Творческая педагогика. 2010. №3(44). С. 23-38.

Просмотров работы: 3