ТРУЛЮБИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КАК СЕМЬЯ ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТРУЛЮБИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: КАК СЕМЬЯ ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

Боярченко Г.И. 1
1Сибирский федеральный университет Институт психологии, педагогики и социологии Кафедра общей и социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст критически важен для формирования личности и развития трудолюбия — ключевого качества для успешной подготовки к школе. Однако не все родители обладают достаточными знаниями и терпением. Часто, когда ребенок стремится к самостоятельности, взрослые проявляют нетерпение и критику. Например, когда ребенок хочет одеться сам, собираясь в гости, спешка и нервозность родителей приводят к стрессу и срыву. Вместо этого важно поддерживать и направлять ребенка, позволяя ему проявлять самостоятельность. Такая поддержка формирует трудолюбие, целеустремленность и волю. Похвала и доверие со стороны семьи эффективнее любых запретов и критики, способствуя развитию ребёнка.

Семья -это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой, связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью [1].

Семья - это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.

Итак, семья рассматривается как маленький социальный институт, как социальная ячейка общества. Так, Л. П. Крившенко думает, что «семья и её традиции формируют менталитет, так как именно она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести» [2].

Влияние семейной атмосферы на мотивацию к труду у детей дошкольного возраста существенно определяет их будущую готовность к учебе и труду. Важное значение, имеет пример родителей – если они являются активными и трудолюбивыми людьми, дети склонны подражать им и развивать собственные навыки труда. Кроме того, семейная поддержка и поощрение успешных проявлений трудолюбия у детей стимулируют их интерес к работе и достижению целей, а так же выполнение какой-то задачи совместно с родителями, показывает явный пример для дальнейшего подражания.

Помимо примера родителей и их поддержки, важна и сама организация быта в семье. Создание условий, в которых у ребёнка есть собственные обязанности, соответствующие его возрасту (например, уборка игрушек или помощь в сервировке стола), приучает к ответственности и труду. Эти небольшие задачи формируют понимание того, что труд необходим для поддержания порядка и комфорта в доме. Кроме того, совместный труд с родителями — это не только пример для подражания, но и возможность получить ценный опыт, научиться новым навыкам и почувствовать себя важной частью семьи. Когда ребёнок видит, что его вклад ценят, он начинает осознавать значимость труда и его результатов, что, в свою очередь, мотивирует его на дальнейшие усилия и формирует позитивное отношение к труду в целом. Важно также помнить, что похвала за усилия, а не только за результат, помогает ребёнку не бояться ошибок и трудностей, а воспринимать их как часть процесса обучения и развития.

Наличие уютной и спокойной атмосферы в семье также играет важную роль. Дети часто ассоциируют труд с неприятностью, но если заниматься в дружественной обстановке, это становится приятным и интересным занятием. Такие положительные ощущения, полученные в семейной среде, создают основу для формирования трудовых навыков и привычек у детей.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Согласно исследованиям, отцы играют ключевую роль в формировании дисциплины и самостоятельности у детей. Эмоциональная связь и взаимодействие с отцом способствуют укреплению психологической стабильности у ребенка, формированию уверенности в своих силах и способностях. Ребенок, который растет в окружении заботливого и внимательного отца, обычно проявляет большую самостоятельность и умение принимать собственные решения [3].

Исследования показывают, что вовлеченность отца в жизнь детей не только способствует их социальной адаптации и успехам в учебе, но и оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка. Активное участие отца, который является авторитетом и способен на эмоциональную близость, создает устойчивую основу для здоровых и гармоничных отношений в семье. Каждый член семьи получает необходимое внимание и заботу, что способствует психологическому благополучию всех участников семейного сообщества.

Приоритетное значение в стимулировании трудовой энергии у детей принадлежит мотивам, которые побуждают их к активной работе, и желание достигнуть максимального успеха в своих усилиях. Важно создать условия для развития навыков труда и формирования целеустремленного подхода к трудовой деятельности. [4].

Ребенок активно использует свою творческую энергию, планирует свои действия, выбирает инструменты и преодолевает препятствия на пути к завершению своих задач. В его трудовой деятельности значительную роль играет собственная инициатива и самостоятельность. [5].

В результате изучения теоретических основ воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста, в частности трудолюбия проведены психолого-педагогический анализ и систематизация процесса воспитания трудолюбия в рамках воспитания в дошкольном учреждении и семейного воспитания.

Эмпирической базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 268 комбинированного вида» (МБДОУ д/с № 268) города Красноярска.

В экспериментальном исследование приняли участие воспитанники группы «Светлячки»; всего: 22 ребенка старшего дошкольного возраста 5-6 лет и их родители/законные представители, 22 человека. В эмпирическом исследовании принимали участие дети и родители/законные старшей группы детского сада. Средний возраст детей 5 лет 7месяцев. В детской группе испытуемых 9 мальчиков и 13 девочек. В родительской группе испытуемых родителей/законных представителей 10 матерей и 12 отцов, средний возраст испытуемых - 38,5 лет.

Так как качество личности трудолюбие имеет ценностно-нравственную ориентацию, то целью экспериментального исследования является изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста и сопоставления психолого-педагогической культуры родителей по данному вопросу.

Эмпирическое исследование проводилось с использованием психолого-педагогических диагностических методов. Применены следующие диагностические методики:

- беседа «Плохой и хороший ребенок» в модификации А. М. Прихожан, З. Василяускайте, целью которой является изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам;

- опросник «Какие вы родители?» Ю. И. Родзинской, цель которой заключается в определении отношения родителей с детьми, и качества сформированных традиций и ценностей в семье.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Плохой и хороший ребенок»

в модификации А. М. Прихожан, З. Василяускайте

По рисунку 1 мы видим наглядно результаты, полученные в процессе проведения диагностического исследования по изучению сформировавшихся представлений детей дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах. Результаты представлены процентном соотношении. Итак, с низким уровнем представлений о нравственно-волевых качествах в группе 37 % детей, с средним – 50 %, с высоким – 13%.

Таблица 1

Результаты исследования по тестовой методике «Какие вы родители» Ю.И. Родзинской.

Родителям/законным представителям было предложено пройти небольшой опросник, отвечая на вопросы, представители семей воспитанников помогли исследованию определить отношение к детям и насколько соблюдаются традиции и ценности в их семьях (таблица 1).

При обработке результатов определено, что благополучные отношения сложились между детьми и родителями в 7 семьях (32%). В данных семьях сформированы и семейные ценности, и сохраняется связь между поколениями при устойчивых традициях. Эти данные свидетельствуют о теплых и нежных отношениях между родителями и их детьми. В 10 семьях (45%) отношения с детьми можно считать, как удовлетворительные, но они недостаточные, как бы односторонние, семейные ценности недостаточно сформированы. А в 5 семьях (23%) контакт между родителями и детьми вовсе не налажен, семейные ценности отсутствуют.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Связь между уровнем представлений о нравственно-волевых качествах и характером отношений в семье

Низкий уровень представлений (37% детей): можно предположить, что у значительной части этих детей (из 5 семей, где нет контакта с родителями) именно отсутствие благоприятных условий в семье и недостаток внимания к формированию нравственных ценностей способствуют низкому пониманию этих качеств.

Средний уровень представлений (50% детей): эти дети растут в семьях с удовлетворительными, но не идеальными отношениями (из 10 семей отношения удовлетворительные). Недостаточное внимание к формированию нравственных ценностей и отсутствие четких ориентиров приводят к неполному пониманию этих качеств.

Высокий уровень представлений (13% детей): эти дети воспитываются в благополучных семьях (из 7 семей), где сложились теплые и доверительные отношения, где активно формируются семейные ценности и традиции. В таких семьях дети получают необходимую поддержку и руководство в формировании нравственных ориентиров.

Выводы:

Семейная атмосфера оказывает существенное влияние на формирование нравственно-волевых качеств у детей. Благополучные отношения в семье, наличие семейных ценностей и традиций способствуют формированию более высокого уровня представлений о нравственно-волевых качествах, в том числе и на развитие трудолюбия. И наоборот, отсутствие контакта с родителями и недостаток внимания к формированию нравственных ориентиров могут приводить к низкому уровню понимания качеств, которые важны для дальнейшего развития в целом.

Большая часть детей (87%) нуждается в дополнительной поддержке в формировании нравственно-волевых качеств. Тот факт, что только 13% детей имеют высокий уровень представлений о нравственно-волевых качествах, говорит о необходимости проведения дополнительных мероприятий, направленных на формирование этих качеств. Это могут быть специальные занятия, беседы, игры, а также работа с родителями.

Необходимо активизировать работу с семьями, находящимися в зоне риска. Особенно важно наладить контакт с теми семьями, в которых отношения с детьми не налажены, и оказать им необходимую помощь в формировании здоровой семейной атмосферы и нравственных ценностей.

Список литературы

  1. Василькова Ю. В. Социальнаяпедагогика:Курс лекций: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательскийцентр«Академия»,2000. - 440с.

  2. Крившенко, Л. П. Педагогика / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. — Москва : Проспект, 2016. — 432 с.

  3. Токарева, Ю. А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка / Ю. А. Токарева // Образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 101-112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-ottsa-i-ego-rol-v-vospitanii-rebenka (дата обращения: 06.02.2025)

  4. Елизаров, Н.В. Труд и наблюдения в природе / Н.В. Елизаров.- М.: Педагогика, 2008. - 298с.

  5. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / Н.В. Клюевой - М.: ВЛАДОС, 2009. – 215с.

Просмотров работы: 8