Медиативная компетенция является одним из составных компонентов иноязычной коммуникативной деятельности наравне со следующими видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом [2], что обуславливает значимость изучения медиативной деятельности в контексте методики преподавания иностранных языков.
Медиация выступает в качестве любой коммуникативной деятельности, которая требует преобразования и адаптации устного или письменного сообщения для того, чтобы сделать его понятным для целевой аудитории в конкретной ситуации [5, с. 1]. Цель медиации – облегчить доступ к смыслу письменного или устного высказывания, а также способствовать эффективному общению между участниками коммуникации на иностранном языке.
Для модернизации процесса обучения медиативной деятельности обучающихся можно обратиться к применению искусственного интеллекта, в рамках применения чат-бота Character.ai для генерирования ряда ситуаций реального общения в текстовой форме.
Character ai – интернет-приложение с функциями чат-бота, работающее на нейронной языковой модели [3]. Данное приложение может генерировать текстовые ответы на высказывания человека, а также участвовать в контекстных беседах на различные темы.
Анализируя функционал чат-бота Character ai, был сделан вывод о допустимости внедрения данного искусственного интеллекта для развития такой формы медиации обучающихся, как «посредничество». Под обозначенной выше формой медиации понимаются ситуации общения, для которых между сторонами коммуникации необходимо третье лицо – посредник [1, с. 170]. При работе над совершенствованием медиативной компетенции, субъектами речевого общения выступают: чат-бот и обучающиеся. Медиатором предлагается быть одному из учеников или же группе обучающихся. Такой подход к совершенствованию медиативной компетенции способствует эмоциональному отклику обучающихся, что обуславливает результативность применения чат-бота Character.ai для решения целей исследования.
Для работы с Character.ai учителю и обучающимся необходимо определиться с персонажем, с которым будет проводится коммуникация на английском языке во время урока. Важно отметить, что учитель и обучающиеся имеют возможность не только выбрать конкретного персонажа, но и самостоятельно создать своего собственного оригинального персонажа, для формирования необходимой для урока ситуации общения.
После начала работы с чатом важно обратить особое внимание на создание контекста речевой ситуации. Например, бота можно попросить использовать ряд лексических и грамматических явлений при генерации ответов. Также возможно создание бота с ранее заложенными языковыми особенностями.
Нельзя не отметить наличие у Character.ai функций для указания различных типов реплик персонажа, описания действий субъектов коммуникации, а таже эмоциональных реакций, поскольку невербальные средства общения могут дополнять или же заменять словесные выражения [3]. Так, в медиации важно обращать внимание и на невербальную коммуникацию.
Более того, при использовании чат-бота Character.ai пользователи могут не только общаться с одним персонажем, но и организовывать групповые чаты с несколькими из них, где они могут общаться друг с другом и с пользователем. Так, обучающиеся могут стать свидетелями коммуникации нескольких искусственных интеллектов, а также выступить в роли «медиатора» в процессе их коммуникации.
Таким образом, можно отметить высокий потенциал и разнообразие способов применения чат-бота Character.ai для работы над медиативными умениями обучающихся на уроках английского языка.
Библиографический список
Кучеренко, Н. Л. К вопросу о медиации в обучении иностранному языку / Н. Л. Кучеренко // Актуальные проблемы романской филологии : Сборник научных статей Международной научной конференции, Минск, 18 марта 2022 года / Редколлегия: Н.В. Лещенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Учреждение образования "Минский государственный лингвистический университет", 2023. – С. 169-174.
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: преподавание, изучение, оценка. Москва: Изд-во «Московский государственный лингвистический университет», 2003. 256 с.
Руководство по Character.ai ч. 2 // vk.com URL: https://vk.com/@characterai-rukovodstvo-po-characterai-ch-2?t2fs=3b85d63225722de1ac_3 (дата обращения: 15.12.2024).
'Chat' with Musk, Trump or Xi: Ex-Googlers want to give the public AI | The Spokesman-Review. www.spokesman.com. (accessed: 15.12.2024)
Rousseau L.-J. La médiation linguistique : vers l’adaptation des principes méthodologiques et des pratiques terminographiques [Electronic resource]. 2007. URL: http:// www.realiter.net/wp-content/uploads/2013/07/Louis-Jean_Rousseau.pdf (accessed: 15.12.2024).