ПРОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВ ПТИЦ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВ ПТИЦ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА

Чжао Чаобо 1, Черунова И.В. 1
1Южный федеральный университет. Академия архитектуры и искусств. г.Ростов-на-Дону, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Птица всегда была объектом восхищения многих представителей творческих индустрий, культуры и искусства. Это объект также часто рассматривался в качестве посредника между человеком и небо. Проявления и  изображения птиц в различных объектах дизайна имеют свои определенные формы проявления, которые представляют интерес для дизайна в целом и для его отдельных системных направлений [1].

С древних времен фиксируются различные формы и изображения, опирающиеся на понимание и трансформацию образа птиц.

Птицы появились в системе изображений с древних времен, независимо от географической локации .

Живопись оставила свое наследие в области искусства также не без исключения образов птиц при формировании объектов творчества. Птицы появляются в произведениях искусства в виде образов земных и небесных посредников. Изображения птиц, начиная с древнейших времен, были выполнены в виде настенных изображений. Часто птица считалась символом солнца, а также тела и души.  Некоторые авторы отмечают, что в шаманизме птица означает вознесение на небеса или процесс колдовства. В религии и мифологии говорится, что душа - это птица [1]. Крылья, сделанные из птичьих перьев, являются наиболее характерной чертой птиц. В исследованиях проявления птиц в изображениях древних объектов отмечается, что в Древнем Египте «крылатое Солнце» - это дух, который использовался в качестве декоративного мотива на многих предметах для церемоний перехода в разные состояния человека.  Перья хвоста павлина с собачьими глазами – это определенная «слава Солнцу, царственность, огонь». Это смысл обосновал в Древней Индии приравнивание таких образов и смыслов друг к другу. Хвост павлина стал широко распространен в формировании изображений со значимостью  Солнца и Вечности [1].

На рисунке 1 представлен пример изображения птицы на древней фрески в пещере «Грот де Ласко» [2,3]. 

Рисунок 1 - Фреска в пещере «Грот де Ласко». Мир первобытного искусства [3]

Изображение птицы в искусстве эпохи неолита-энеолита лесной зоны Восточной Европы могут наглядно демонстрировать данную форму концентрации смыслов и декораций соответствующего периода цивилизации с учетом географических локаций, технологий и культурной самобытности населяющих народов. Особенности изображения птиц данной локации и периода представлены на рисунке 2, где подчеркнуты варианты размещения изображений птиц относительно друг друга и иных фигур, для которых было выделено несколько основных мотивов [4].

С периода древних лет птицы олицетворяли собой для людей определённые силы природы.

Рисунок 2 - Мотивы изображений птиц на петроглифах [4]

Их образы – это определенная концентрация смыслов, одухотворения и сосредоточения действий, характерных различным культурным периодам.

Птицы в жизнедеятельности людей несут разную функцию. Они являются элементом различных религиозных систем, мифопоэтических традиций и ритуалов [5].

Образ птиц наблюдается в символике и системе эмблем в различных изобразительных объектах. То есть, эти объекты природы несут в себе определенный знаковый смысл. Важный смысл, который часто применяют люди разных стран в разные периоды истории – это олицетворение человеческой души через образы птицы. В качестве примера можно отметить изображения х птиц в греческом и романском изобразительном искусстве, которые имели головы, подобные человеческой. Примером являются древние греческие человекоподобные птицы – сирены (Рисунок 3) 370 г. до н.э [6].

Рисунок 3 – Древнегреческая сирена (человекоподобная птица) [6]

Образцы птиц нашли свое воплощение в уникальной отделке текстиля в стиле батика (Рисунок 4) [7].

Рисунок 4 - Отделка текстиля в стиле батика с образом птиц [7]

В славянской мифологии образ птицы также имеет свое значимое место. К примеру, «птица-пава» в русской народной вышивке (Рисунок 5) [7].

Рисунок 5 - Птица-пава в русской народной вышивке [7].

Такой подход стал основой в системе формирования птицеподобных предметов культурного населения различных стран, которые постепенно трансформировались  в предметы символизма, а в современной жизнедеятельности – зачастую в предметы сувенирной продукции.

Во многих странах можно пронаблюдать использование птицы как объект воплощения и применения в традиционных действия культурного смысла. В соответствии с историческим этапом развития доступных технологий, выделяется значимый период воплощения птиц в глине в виде различных форм и функций. Популярными традиционными изделиями из глины во многих странах являются глиняные игрушки.

Классическая глиняная игрушка с функцией «свистульки» представляет собой глиняное изделие, полое внутри, с формой, позволяющей направлять внутренний воздушный поток в звуковой за счет запуска воздуха через свистковое устройство [8].

В культурном наследии России образ птицы в глиняных игрушках занимает значимое место [9]. Примером являются такие изделия, как торжокская игрушка (глиняная птица) (Рисунок 6) [10].

Рисунок 6 - Торжокская игрушка (глиняная птица) [10]

В Китае также можно выделить птицу как значимый объект культурного наследия. Примером является «Грязевая кукушка». На рисунке 7 представлена Цзюньсяньская грязевая кукушка [11].

Рисунок 7 - Цзюньсяньская грязевая кукушка [11]

Визуальный символ - форма грязевой кукушки прост и ярок. Визуальные формы часто относятся к таким вариантам птиц, как голубь и горлица. В формах грязевой кукушки следует отметить определенное преувеличенное пухлое моделирование области живота и художественную форму головы и хвоста в динамической фазе [12].

Анализ аспектов исследований образа птиц в системе формирования объектов дизайна показал, что на протяжении тысячелетий птицы вдохновляли и олицетворяли многие художественные и знаковые объекты в культуре разных народов. В настоящее время птицы остаются источником для формирования художественных образов в дизайне на основе соответствующих форм, цветов и смыслов.

Установлено, что Цзюньсяньская грязевая кукушка представляет собой важный объект концентрации культурного наследия в Китае и является актуальным объектом исследования для формирования объектов дизайна на основе образов птиц.

Список использованных источнников

  1. Ahn S., Geum K.-S. A Study on the Bird Image Expressed in Modern Fashion Design. The Research Journal of the Costume Culture, 2011. - 6(19). – Pp. 1177 – 1192. - DOI: 10.29049/rjcc.2011.19.6.1177.

  2. Наскальные рисунки в пещере Ласко. - URL: https://povod-poigrat.livejournal.com/3073.html (Дата обращения 10.02.2025).

  3. Пещера Ласко палеоастрономический памятник- URL: http://www.astromyth.ru/uploads/History/Lascaux/th06---02_07_00_01.jpg.jpg (Дата обращения 10.02.2025).

  4. Жульников А.М., Каши Е.А. Образ птицы в искусстве неолита – энеолита лесной зоны восточной европы. Российская археология, 2010. - № 2. – C.5–17.

  5. Найман А.Д., Домненкова Л.В. Образ птицы в современном искусстве. – URL: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/18149/OBRAZ%20PTICY%20V%20SOVREMENNOM%20ISKUSSTVE.pdf?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения 10.02.2025).

  6. Άγαλμα Σειρήνας. – URL: https://www.searchculture.gr/aggregator/edm/TAPA/000054-11631_15863 (Дата обращения 10.02.2025).

  7. Фарсиева Э.Ф., Анютина Г.П. Образ птицы в искусстве и дизайне. SCI-ARTICLE.RU (Искусствоведение), 2022. – 101. - URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1643105080 (Дата обращения 11.02.2025).

  8. Глиняные свистульки. - URL: https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/glinyanaya-svistulka/ (Дата обращения 11.02.2025).

  9. Русская глиняная игрушка. - URL: https://travelexpert.group/russkaya-glinyanaya-igrushka-petrovskaya-novotorzhskaya-soleckaya-romanovskaya/ (Дата обращения 11.02.2025).

  10. Торжокская игрушка. - URL: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4721711/pub_60450bfa665e4413f3f6b98a_6048a8be752e6e35d154124a/scale_1200 (Дата обращения 11.02.2025).

  11. 浚縣泥咕咕《大咕咕》/ Цзюньсянская грязевая кукушка "Большая кукушка". - URL: https://www.mct.gov.cn/gtb/index.jsp?url=https://www.mct.gov.cn/preview/special/8757/8759/201805/t20180524_843755.htm (Дата обращения 12.02.2025).

  12. Zhang X. Analysis on the Innovative Application of Visual Symbol Mud Cuckoo in Package Design. Proc. of the 2nd International Conference on Education, Language, Art and Intercultural Communication (ICELAIC 2015). Huanghe Science and Technology College Zhengzhou (China). – Pp. 580-583.

Просмотров работы: 10