Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Особенности развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время уделяется пристальное внимание совершенствованию тренировочного процесса в подготовительном периоде лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов, направленному на развитие специальной выносливости спортсменов. Практическая значимость работы заключается в доступности использования ее результатов тренерами школ олимпийского резерва, а также спортсменами представленной возрастной группы.

Объект исследования– тренировочный процесс лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок.

Предмет исследования – методика развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок.

Цель исследования– изучить влияние предложенной методики на развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок.

Гипотеза исследования– применение предложенной нами методики в подготовительном периоде годичного цикла тренировок оказывает более выраженное положительное влияние на повышения уровня специальной выносливости, силы, ловкости, быстроты, координационно-технических способностей лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов, чем традиционный процесс подготовки.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи: 1. провести анализ данных литературных источников по представленной теме; 2. разработать методику тренировок для повышения уровня специальной выносливости лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов; 3. проверить эффективность предложенной методики в ходе формирующего педагогического эксперимента.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературы; контрольно-педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; анализ дневников тренировок спортсменов; статистическая обработка полученных результатов исследования (критерий Стьюдента).

Организация исследования:

Исследование проводилось в 3 этапа (с апреля 2022 года по февраль 2024 года). В эксперименте приняли участие 20 спортсменов (воспитанники училища олимпийского резерва №1 Краснознаменска): экспериментальная группа (10 человек) и контрольная группа (10 человек). Спортсмены экспериментальной группы занимались по разработанной нами тренировочной методике; в контрольной группе – по стандартной методике.

Тестирование исходных показателей уровня развития специальной выносливости спортсменов проводилось в октябре 2022 года, конечных показателей – в конце ноября 2023 года. Показатели, которые подлежали определению: 1) время передвижения на лыжероллерах свободным стилем, дистанция 10 км; 2) время пробегания кросса с прыжковой имитацией классического стиля, дистанция 5 км; 3) количество отжиманий на брусьях; 4) количество имитационных движений одновременным бесшажным ходом за 3 минуты на лыжном тренажере «ERCOLINA».

Достоверность полученных данных определялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Особенностью методики на общеподготовительном этапе годичного цикла тренировок лыжников являлось выполнение силовой работы, направленной на развитие гипертрофии на 3 и 6 дни микроцикла и силовой работы на лыжных тренажерах «ERCOLINA» на 1 и 5 дни микроцикла.

Специально-силовая работа на лыжероллерах с применением сопротивления в виде автомобильной покрышки (14 радиуса) выполнялась в 3 день микроцикла.Развивающая скоростная работу интервальным методом на лыжероллерах на уровне порога анаэробного обмена (ПАНО) выполнялась в 5 день микроцикла.

Особенностью методики на специально-подготовительном этапе годичного цикла тренировок лыжников являлось выполнение силовой работы, направленной на развитие максимальной и взрывной силы на 1 и 5 дни микроцикла, и интервальной силовой работы на лыжных тренажерах «ERCOLINA» на 2 день микроцикла. Развивающая скоростная работа интервальным методом (1-интервальная работа на лыжероллерах на уровне ПАНО; 2- интервальная работа кросс с прыжковой имитацией подъемов на уровне максимального потребления кислорода (МПК)) выполнялись во 2 и 5 дни микроцикла.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показатели развития специальной выносливости у спортсменов обеих групп до начала исследования находились на одном уровне, отсутствовали статистически значимые различия. Значения показателей представлены в 1 таблице.

Таблица 1 – Показатели тестирования лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов до начала исследования

Контрольное испытание

Среднее значение в контрольной группе

Среднее значение в экспериментальной группе

Бег на лыжероллерах свободным стилем, 10 км (минут)

24,3±1,2

24,2±0,3*

Кросс с прыжковой имитацией, 5 км (минут)

20,1±0,9

20,2±0,2*

Сгибание и разгибание рук на параллельных брусьях, количество раз

34,0±1,3

36,0±1,4*

Имитация одновременного бесшажного хода на лыжном тренажере ERCOLINA, количество раз за 3 минуты

313,3±0,5

315,0±0,7*

*(р>0,05), различия статистически не значимы

Межгрупповой анализ результатов тестирования спортсменов по окончании эксперимента показал, что показатели спортсменов экспериментальной группы достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы (р<0,05). Значения показателей представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Межгрупповые показатели результатов тестирования спортсменов (бег на лыжероллерах свободным стилем, 10 км; кросс с имитацией, 5 км)

Рисунок 2 – Межгрупповые показатели результатов тестирования спортсменов (сгибание и разгибание рук на параллельных брусьях; имитация одновременного бесшажного хода на лыжном тренажере «ERCOLINA»)

У юношей экспериментальной группы прирост результатов в контрольных испытаниях был более выраженным, чем у юношей контрольной группы. Показатели представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Межгрупповые показатели прироста результатов тестирования спортсменов после проведения эксперимента (%)

ВЫВОДЫ. Установлено, что особое внимание необходимо уделять развитию специальной выносливости лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок.

На общеподготовительном этапе годичного цикла тренировок эффективным является выполнение силовой работы, направленной на развитие гипертрофии, специально-силовой работы на лыжероллерах, развивающей скоростной работы; на специально-подготовительном этапе необходимо выполнение силовой работы, направленной на развитие максимальной и взрывной силы, интервальной силовой работы на лыжных тренажерах «ERCOLINA», развивающей скоростной работы интервальным методом.

В результате проведенного исследования доказана эффективность разработанной нами методики подготовки лыжников-гонщиков 19-20 лет старших разрядов в подготовительном периоде годичного цикла тренировок, направленной на развитие специальной выносливости спортсменов.

Просмотров работы: 11